1. Главная
  2. Герои
Герои

Как управлять людьми на удаленке: советы хэдхантера

Даже после окончания самоизоляции многие работодатели не спешат возвращать сотрудников в офис, размышляя над новыми форматами работы. Как ее лучше всего организовать — авторитетно советует московский хэдхантер Алена Владимирская.
реклама
11 Июня 2020

Сейчас большинство компаний решают задачу, как оставить после карантина на удаленке от 20 до 40 процентов персонала. Потому что так можно сэкономить на площади офиса и выполнении новых санитарных требований — на тех, кто сидит дома, они не распространяются. Люди получаются много дешевле, а это важно.

До карантина в России, кроме, ну может, сферы IT и еще немножко медиарекламы, удаленной работы практически не было — это то, что наши менеджеры не умеют контролировать. Я как HR хочу заметить, что, когда говорят, что у нас плохие кадры, то, в общем, очень сильно врут. Если мы нанимаем экспата, в итоге выясняется, что по уровню исполнительской дисциплины, решения задач и самостоятельности он чаще всего хуже наших middle и top менеджеров. Но есть одно ключевое отличие, которое в удаленке критично — российские менеджеры не умеют системно строить и мониторить рабочие процессы. И если в офисе это довольно спокойно решалось бесконечной личной коммуникацией, то в условиях удаленки не решается. Сверху наложился кризис, все тревожны, в результате в большинстве компаний образовалась история гиперконтроля. Что стали делать топ-менеджеры? Контролировать не решение задач, а каждую (буквально!) минуту присутствия человека в удаленном офисе. Сейчас продаются разные системы, которые мониторят движения — сотрудник должен постоянно двигать мышкой или клавиатурой. И взгляд у него должен быть неотрывно сфокусирован на экране. В придачу боссы проводят по десять совещаний в день — только для того, чтобы всех пересчитать.

Так вот, дорогие топ-менеджеры, я вас умоляю – не тратьте на это денег. Ваши люди, пока не отменили самоизоляцию, под таким контролем страшно выгорали и увольнялись в никуда в истерике. К тому же это дорогая история: системы надо закупить, установить, кто-то должен постоянно их анализировать. В результате ваши middle top менеджеры вместо того, чтобы самим работать, следят за аналитикой смотрения подчиненных в монитор. Все это бред и кошмар.

реклама

Если вы хотите оставить трудящихся дома, систему контроля придется переделать.

  • У сотрудников должен быть прозрачный, понятный KPI (Key Performance Indicatorsключевые показатели эффективности), и отвечать они должны за свой KPI. Не у всех должностей он связан с деньгами, но считают его в цифрах — предположим, раз в месяц. Раз в день — это шизофрения, а раз в год — слишком редко. Если мерить редко, то человек улетит в космос и будет там изобретать какие-то странные вещи. Вы даже не поймете, работает он там или нет.

  • Надо установить в компании для всех сотрудников таск-менеджер, программу типа Trello. Они прозрачные, понятные и очень простые — показывают, сколько в данный момент на человеке висит задач. Потому что одна из самых главных проблем удаленной работы заключается в том, что одни сотрудники перезагружены, а другие недозагружены, а следить за этим глазами и ушами через весь город невозможно.

  • Придется купить CRM-ку. Помимо Trello. CRM — автоматическая программа, которая показывает, как задачки двигаются по всему бизнес-процессу компании. В продажах это выглядит так: поступил звонок, его схватил Павел, в течение 15 минут отработал и перевел задачу нужному отделу. Хопа! Все ходы и время на каждый ход автоматически отмечаются в системе. С помощью CRM топ видит результаты по каждому своему менеджеру и каждому клиенту. Вот она, прозрачная система — и не надо контролировать взгляд сотрудника в монитор.

  • И вообще, важнейший принцип рассредоточенной в пространстве работы — не экономить на автоматизации. Только не пишите своих автоматизаций, это очень важно! Программист, который вам ее написал, уйдет со своим знанием в другую компанию, и вы ничего не можете изменить, станете заложником системы.

  • Не надо, пожалуйста, контролировать сотрудников в течение дня. Достаточно мини-планерок. По принципу «больше 20 не собираться», иначе это бессмысленно. В начале дня — планерочка, в конце дня — совещание минут на 10. В конце вечерней встречи все надевают короны, маски или как-то еще выдыхают. Это нужно, чтобы уменьшить разрыв между людьми.

  • Управление сотрудниками в условиях удаленки требует гораздо большего объема человеческой коммуникации. В офисе вы идете и видите, что Света сидит грустная. Дай-ка я подойду, спрошу: что там, все в порядке? Пойдем кофе выпьем? А Маше можно сказать, что ей идет помада, и у той поднимется настроение. Параллельно вы видите, что Гена погряз в звонках, подходите и интересуетесь, что происходит. Теперь придется с каждым говорить отдельно. Закладывайте на коммуникацию на 20-25% времени больше, чем раньше. Только учтите, что в вотсапе спросить у своего сотрудника (мало знакомого тебе, по сути, человека), как у него дела, — это попасть пальцем в небо. Да и ему странно в письменном виде ответить начальнику: хреново, поругался с женой и вообще мне плохо.

  • От владельца бизнеса, топ-менеджера сейчас требуются рассказы о том, что происходит с компанией. Потому что его люди очень тревожатся. Важно не врать. Но можно недоговаривать — подчиненные не обязаны знать все. Но если они вас поймают на маленьком вранье, то перестанут верить всему, что вы говорите.

  • Смиритесь с тем, что на удаленке люди работают неравномерно. Сначала у них состояние шока, потом подъем с желанием свернуть горы, потом спад, потом опять все сначала. Ритмичные понятные схемы Trello и СRM, коммуникация помогают, но полностью ситуация не выровняется никогда.

Встаньте на точку зрения ваших сотрудников — они страдают, когда замкнуты в домашнем пространстве. Компании сейчас проводят опросы, и большинство, как ни странно, хочет вернуться в офис. Прежде всего потому, что не хватает несемейного общения: платье надеть, с коллегами пообщаться, новости обсудить, в красивый офис заехать, с красивыми клиентами поговорить. Другой вопрос, что карантин дал нам гибридные формы — и за ними основное будущее. То есть часть людей высадится на удаленку — не по собственной воле, а таково будет решение собственников по оптимизации бизнеса. Ключевых сотрудников вернут в офис. А главной привилегией будет комбо-режим: например, 3 дня ты жестко в офисе, а 2 дня определяешь сам.

Еще появятся офисы в формате коворкинга. Потому что по новым санитарным нормам туда, где работало 200-300 человек, можно посадить только 120. И кучу всего гигиенического купить и постоянно дозакупать. Поэтому работодатели начинают вводить систему, когда сотрудник подает заявку, в какой день он в офисе, в какой — дома. Тот, кто пришел в офис, занимает свободный стол и достает из сейфа свой компьютер. У сотрудника больше нет личного уютного стола — есть стол организации, в которой он работает. Одно время так пыталась работать IT-компания «АБС», но ушла от этого. А теперь все к тому идет.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует