Как светская Москва увлеклась компьютерными играми

Киберспортсмены обогнали по заработкам звезд кино, музыкантов и футболистов. «Татлер» все подсчитал — в том числе и светских геймеров.
Как светская Москва увлеклась компьютерными играми

Год назад в особняке на Арбате, в риелторских кругах прозванном «Стрелецким», гремела вечеринка, на которую пытались достать вписки дети героев «Татлера». На фоне красных бархатных штор словно из «Твин Пикса» позировал Гарри Нуриев – «любимый дизайнер инстаграма», декоратор новой квартиры Ксении Чилингаровой у Парка Победы и офиса Balenciaga на выставке Design Miami. Рядом флексило лицо агентства Lumpen из сотни самых модных людей мира 2017 года по версии Dazed Всеволод «Север» Черепанов. Тут же, на компьютерном столе с прозрачным системным блоком, украшенным по краям неоновой лентой, сидела клипмейкер рэперов уровня i61 Дарья Прибищук. Вся эта молодежь, которая или уже попала в списки «самых перспективных», или скоро туда попадет, пришла на открытие Cobra Game House – «первого модного компьютерного клуба».

«Кобру» придумала соосновательница диджитал-проекта Buro 24/7 Фира Чилиева, тщательно следящая за тем, что серфит в интернете ее одиннадцатилетний сын Амир. Как-то раз мать обнаружила, что тот постоянно смотрит на YouTube записи киберспортивных турниров. «Я заинтересовалась, погуглила и впечатлилась, – рассказывает Фира. – Скорость реакции киберспортсмена – сто тридцать миллисекунд. У обычного человека – двести. Это значит, что тренированный киберспортсмен в состоянии среагировать на подачу Серены Уильямс». Чилиева, как мать трепетная, порадовалась, что сын занимается физкультурой еще и таким образом. А как мать практичная оценила, что киберспорт «объединяет спортивную индустрию, индустрию развлечений, шоу-бизнес и компьютерные технологии». То есть имеет потенциал стать важнейшим из инвестиционных искусств XXI века.

Фира и ее команда потратили не один миллион миллисекунд на изучение рынка. Обнаружили, что компьютерные клубы в Москве – от намоленных поколениями геймеров районных ТЦ до свежеобретенного Winstrike Arena в «Центральном детском магазине» – не предназначены для того, чтобы в них ходили самые перспективные. Огромные пространства, потертые кресла, доширак, лейс и кола на столах – не бал «Татлера», одним словом. Так и появился Cobra Game House. С максимально инстаграмогеничным дизайном – сын седьмого форбса Александр Фридман и София Балк неустанно селфились в неоновых интерьерах «Кобры», когда мы снимали их там для обложки нашего недавнего приложения Tatler Teen. Вместо доширака в «Кобре» кормят японской лапшой с осьминогами и водорослями со вкусом кимчи, продают комиксы о Скотте Пилигриме и лимитированные выпуски фигурок Железного человека и Доктора Стрейнджа.

В итоге в «Стрелецком» теперь зависают рэперы Big Baby Tape и Boulevard Depo, рубится в Counter-Strike соосновательница марки Outlaw и муза рэпера Oxxxymiron Диляра Минрахманова, в полумраке обнаруживаются экс- солистка группы «Серебро» Катя Кищук и модель Симона Куст. То есть все те, чьи имена говорят больше вашим детям, чем вам. Однако заглядывает и дочь двадцать девятого форбса Самвела Карапетяна Тата. «В прошлом я геймер, хотя уже лет десять не увлекаюсь, – рассказывает первый вице-президент ГК «Ташир». – Но в этой истории сейчас мой младший брат Карен – и как игрок, и как инвестор. Так что приходится изучать рынок».

Разумеется, золотую жилу киберспорта тут же принялись разрабатывать и другие концессионеры. В начале сентября на Малой Сухаревской площади Тимати открыл первый компьютерный клуб Black Star Gaming. Заведение дизайном напоминает его же бургерные: цементные стены, серые диваны, неон (не на системных блоках, а на клавиатурах). На открытии клуба Тимур Ильдарович делился со спортивными журналистами планами на будущее: «Я сам не особо фанат игр, но киберспорт было трудно не заметить. Это классное движение, это аудитория, с которой я еще никогда не работал. Знаю, что в рядах наших артистов – и среди тех, кто есть на лейбле, и среди тех, кто нас уже покинул, – есть большие фанаты игр». Имелся в виду помимо прочих Егор Крид, который, выйдя из Black Star на свободу, бросился осваивать киберспортивную целину. Видео его бодания в Counter-Strike с капитаном успешнейшей команды NAVI на стрим-платформе Twitch на момент сдачи номера в печать посмотрели почти полтора миллиона раз.

Все чаще играми интересуются мужчины в возрасте до сорока лет с доходом выше среднего.

В августе в девятый раз в истории человечества (и первый раз в истории Китая) в Шанхае прошел чемпионат по игре Dota2 – The International. Восемнадцать тысяч зрителей на трибунах заплатили за билеты больше, чем наши люди отдавали за партер премьерной «Жизели» Ратманского в Большом 21 ноября (для людей, далеких от батманов тандю, сообщаем: двадцать тысяч рублей). Победители The International за пять дней ожесточенных сражений заработали $15 618 893 – столько Криштиану Роналду получает в «Ювентусе» за полгода. Поощрительный приз для занявших места с тринадцатого по шестнадцатое составил $514 909.

«Большинство людей считают, что видеоигры – это для очкариков без перспектив и хоть каких-то намеков на социализацию, – говорит руководитель проекта Games Mail.Ru/PC Антон Городецкий. – Да, такие геймеры еще есть. Но теперь многие из нёрдов очень богаты. Игровая индустрия давно обошла по заработкам кино- и музыкальный бизнес вместе взятые. В 2019-м в мире насчитывается два с половиной миллиарда геймеров, которые потратят на игры свыше $152 млрд». Это значит, не только приобретут лицензионные версии. К примеру, персонажу игры, как супергероям светской хроники, необходимо регулярно обновлять гардероб, чтобы усилить его способности. Цены в виртуальном бутике сопоставимы с прейскурантом KM 20: плащ, улучшающий способность отражать атаки, стоит двадцать пять тысяч рублей; перчатки, обеспечивающие бронебойный удар, – тридцать тысяч.

То, что забавы способны приносить большие деньги, стало понятно даже обывателям четыре года назад. Тогда СМИ трубили о том, что Алишер Усманов инвестировал в киберспортивный клуб Virtus.pro бизнесмена Антона Черепенникова $100 млн. В результате московский клуб, как рассказывал в интервью «Татлеру» в 2017-м сам Черепенников, вырос во «вторую по размаху киберспортивную организацию в мире». В начале 2018-го холдинг ESforce, который был создан на базе Virtus.pro, продали компании Mail.ru Group за те же $100 млн.

Еще один форбс, акционер Московского кредитного банка и владелец олдскульного спортивного клуба, футбольного «Торпедо», Роман Авдеев в конце этого лета одобрил открытие при «Торпедо» киберспортивного направления и подписал контракт с командой NewBALLS.

Сами игроки получают проценты от рекламы на стриминг-платформах, а главное – пожертвования от зрителей, восхищенных их мастерством. В январе геймер Exotic Chaotic спокойно спасался от зомби в Fortnite, когда внезапно обнаружил, что благодарный фанат перевел ему $75 тыс.

На данный момент на рынке стримов лидирует платформа Twitch, принадлежащая Amazon. Впрочем, борьба за зрителя на игровом рынке идет ожесточеннее, чем между Netflix, HBO и Apple TV. «До недавнего времени самым популярным стримером на Twitch был двадцативосьмилетний игрок с ником Ninja, – рассказывает спортивный журналист и интернет-ведущая Мария Командная. – Его обожают все, даже селебрити. С ним играл рэпер Дрейк, а трансляцию его баттла с футболистом Неймаром на гигантском экране на Таймс-сквер смотрели миллион человек». У Ninja было почти пятнадцать миллионов подписчиков, когда он перешел на платформу Mixer, которой владеет Microsoft. По слухам, сумма сделки составила $900 млн.

В августе Ninja подписал еще один исторический контракт. Он стал первым в истории киберспортсменом, получившим звание амбассадора adidas, и уже разработал первую капсульную коллекцию со своим логотипом. «Показательно, что одним из главных спонсоров киберспортивных турниров стала Mercedes-Benz, – говорит Мария Командная. – В компании считают, что киберспорт – это мостик, с помощью которого можно наладить связь с поколением Z».

Победители турнира за пять дней заработали столько, сколько Роналду получается за полгода.

Кстати, и отцы детей нового миллениума не сброшены со счетов. «Наши исследования подтверждают работы западных коллег: играми все чаще интересуются мужчины в возрасте до сорока лет с доходом выше среднего, – говорит управляющий директор мультиплатформенного проекта о видеоиграх «Игромания» и сайта о развлечениях «Канобу» Антон Сучков. – Думаю, киберспорт повторит путь других видов спорта. Стоит ли напоминать, как выглядела футбольная индустрия в начале прошлого века и как она выглядит сейчас?»

По крайней мере, киберспортсмены уже сейчас выглядят почти как футболисты. Марк Авербух, сооснователь проекта Sector Esports, который организует крупные киберспортивные турниры и в прошлом году привлек инвестиции «Газпром-Медиа Развлекательное телевидение», улыбается: «Профессиональные игроки давно поняли, что успех напрямую зависит от самочувствия, а значит, необходимы режим, тренировки, правильное питание. У многих команд и игроков есть психологи, повара, коучи, помогающие им правильно развиваться за пределами игры. Это привело к тому, что почти все игроки, выступающие на высоком уровне, отлично выглядят».

Сам Авербух познакомился с будущей женой именно в компьютерном клубе. Однако в 2019-м он советует читательницам «Татлера» обратить внимание на другие локации: «Практически каждый уважающий себя турнир после награждения проводит афтепати, где игроки общаются. Некоторые там заводят романтические отношения – я такое неоднократно наблюдал».

Запрыгнуть в сверхскоростной поезд киберспорта хотят все. «Когда мы запускали «Матч ТВ», я изо всех сил отстаивала право киберспорта быть в общем пуле спортивных событий, которые мы освещаем, – уверяет генпродюсер телеканала Тина Канделаки. – Сейчас у нас выходит программа «Кибер-атлетика», которая знакомит зрителей с новостями, отечественными звездами в этом виде спорта. Что же касается прямых трансляций турниров в федеральном эфире, это вопрос рейтингов. Я уверена, что вместе с взрослением аудитории будут расти и цифры».

Однако для многих опытных людей старой школы поле компьютерных игр – минное. В июне правительство Москвы, отточившее свои ивент-компетенции на фестивалях варенья и других шашлыках live, взялось провести в десятитысячном спортивном комплексе ЦСКА турнир Moscow Cyber Cup. Бюджет мероприятия составил свыше тридцати миллионов рублей, ведущим – Марии Командной и Евгению Савину – собирались заплатить по четыреста пятьдесят тысяч. Однако посмотреть своими глазами на интерактивный футбол пришли всего десять человек, сотня с небольшим посмотрели трансляцию. Савин и Командная узнали о том, что они должны были вести эту феерию, из СМИ.

Из игрушек для детей стрелялки и стратегии стали игрушками для взрослых. Помимо того что это бизнес, это еще и новый социальный лифт. Одной из первых его пассажирок стала «стримерша Карина» – самая известная девушка-игрок на постсоветском пространстве. Четыре года назад белгородчанка 1998 года рождения зарегистрировалась на Twitch и стала выкладывать видео, в которых пародировала других девушек, транслирующих свои игры. Тогда геймерши, особенно азиатские, появлялись на экранах при полном параде – с макияжем, как у посетительниц ресторана Erwin, в розовых париках, неоновых нарядах. Карина добавила к этому победительному набору накладные кошачьи уши и иронию в комментариях. Счет фолловеров на Twitch, YouTube, «ВКонтакте» пошел на миллионы. Подписчики-подростки щедро спонсировали Карину из родительских кошельков, серьезные взрослые препарировали ее феномен, человек «Дождя» Павел Лобков провозгласил геймершу символом нового поколения. Аналитики предрекали Карине светлейшее будущее в киберспорте.

Но она решила иначе. Один миллион двести тысяч подписчиков на YouTube вместо веселых фэнтези-баттлов теперь слушают рассуждения Карины о том, почему надо отменить призыв в армию и ходить на митинги. При этом выглядит стримерша так же, как и раньше, – на месте и броские худи, и тщательно прорисованные брови. Из городка Леньяно под Миланом, где блогерша давно живет с семьей, корреспонденту «Татлера» приходит разъяснительный вотсап: «Планов на игровой мир совсем нет. Последний летсплей был три года назад. И скорее всего, больше не будет. Теперь меня интересует политика».

Самые красивые геймерши столицы

Дочь художника и наша дебютантка 2018 года Таисия Дубосарская изучает в МИРЭА информационные системы и мечтает написать игру, в которой «каждый сможет прожить тысячу жизней».

Стилист Иван Новак, дизайнер Диляра Минрахманова и модель Кристина Козырева.

«Я пробую разные красиво нарисованные игры (Alice in Wonderland, например), – говорит муза рэпера Oxxxymiron Диляра Минрахманова. – Еще в прошлом году мы в Outlaw сделали форму команде Winstrike для турнира The International».

Модели Таисия Румянцева и Симона Куст и певица Лиза Громова.

Певицу Лизу Громову увлек играми старший брат. «Лет в восемь я была без ума от Crash Bandicoot 2 и, возможно, благодаря этому полюбила восьми-битную музыку». Ее подруге, музе дизайнера Терехова Таисии Румянцевой друг Марк Щедрин открыл мир шутеров Apex и Overwatch. «Я уже научилась пользоваться прицелом и попадать в цель».

Фото: Архив Tatler/ Из личных архивов/ SebastianMader/ Trunk Archive/ Photosenso