Как коронавирус повлиял на тренды в сфере недвижимости

На западе карантин спровоцировал бум спроса на личные бункеры. В Москве покупатели элитного жилья пока поняли лишь, что им точно нужна своя терраса и отдельная столовая.
Как коронавирус повлиял на тренды в сфере недвижимости

По словам руководителя компании «Спецгеопроект», которая занимается созданием специальных убежищ, Данилы Андреева, до пандемии его фирма выполняла два-три проекта в год, а сегодня в работе находится около десяти объектов. Увеличение спроса спровоцировали в том числе сообщения о нехватке продуктов питания и товаров повседневного спроса в магазинах, а также новости о массовых беспорядках в ряде стран.

Большая часть заказов сейчас приходится на комнаты безопасности – помещения, которые дают защиту от техногенных катастроф, взрывов гранат и выстрелов из автоматического оружия. Стоимость таких убежищ Данила Андреев оценивает в 1–4 млн руб. Подземные бункеры могут стоить от 15 млн за помещение площадью тридцать квадратных метров. Однако, несмотря на скачок спроса, эксперт признает: даже в высокобюджетном сегменте ажиотаж по поводу домашних убежищ вряд ли случится.

Гендиректор агентства недвижимости VSN Realty Яна Глазунова говорит, что в период наибольшего эмоционального напряжения, марте-апреле, некоторые люди действительно предпочитали уединяться в собственных бункерах. Дома с подобной опцией в России, по ее словам, представлены в основном на вторичном рынке. Чаще всего бункеры располагаются на цокольных этажах и оборудованы как домашние кинозалы или кладовые. А вот клиенты, которые не озаботились созданием собственного убежища в мирные времена, по наблюдениям консультантов, не стали проектировать их и с приходом коронавируса. Директор по продажам клубных домов Turandot Residences и Artisan Ольга Зыблая отмечает, что куда активнее собственники элитного жилья стремятся оборудовать спортивные залы, и связывает это скорее с увеличением интереса к здоровому образу жизни.

Тем не менее фундаментальные изменения на рынке недвижимости все же произошли. Связанные с COVID-19 ограничения научили покупателей элитного жилья выбирать просторные объекты. Если последние несколько лет площадь приобретаемых лотов скорее снижалась, а от избыточных комнат или даже этажей в загородных домах покупатели предпочитали отказываться, этим летом ситуация резко поменялась. Согласно оценкам агентства «Метриум», во втором квартале средняя площадь приобретаемых премиальных квартир по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на два процента, до восьмидесяти семи квадратных метров, элитных – на четыре с половиной процента, до ста тридцати восьми квадратных метров. Большинству клиентов не хватало одной дополнительной комнаты, констатирует директор управления элитной недвижимости «Метриум Премиум» Анна Раджабова.

Желание увеличить площадь собственного жилья консультанты связывают с тем, что в период действия ограничений многие люди, живущие вместе с родственниками, столкнулись с нехваткой пространства. «Покупатели, которые раньше могли обойтись двумя спальнями, теперь приобретают квартиру с тремя», – указывает Анна Раджабова. По мнению Ольги Зыблой, пандемия продемонстрировала: большая квартира, в которой у каждого члена семьи есть личное пространство, формирует качество жизни. Часто дополнительная комната требуется для обустройства кабинета или иных целей, предполагающих уединение. «Покупатели стремятся к четкому разграничению пространства: кухня отделена от столовой, столовая от гостиной, у каждого члена семьи есть своя спальня, у детей – собственная игровая, плюс отдельная комната для home office», – перечисляет Ольга Зыблая. Яна Глазунова отмечает также дополнительный интерес к квартирам, где в функциональных зонах находится два и более окон.

Площадь квартир выросла впервые за несколько лет. За время карантина люди поняли: им не хватает одной дополнительной комнаты.

Более основательным стал подход потенциальных покупателей и к инженерии дома: теперь они обращают внимание на состояние систем фильтрации и поддержания влажности воздуха. «Смарт-инженерия с системами очистки, увлажнения, кондиционирования, ионизации воздуха – мастхэв в домах высокого класса, – соглашается руководитель продаж ЖК «Малая Бронная 15» Дмитрий Новиков. – Клиентам дорогого сегмента всегда был важен здоровый микроклимат в доме, а сегодня этот аспект приобретает для них особое значение». Главный архитектор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин ждет, что технологии в этом сегменте начнут развиваться еще активнее. «Правильно организованная рециркуляция и фильтрация воздуха в зданиях, организация приточного потока воздуха, установка современных систем очистки и обеззараживания воды и воздуха, в том числе с помощью ультрафиолетового облучения, бесконтактные технологии, интерфейсы, активируемые голосом или движением, – все это становится насущной необходимостью».

Сергей Никешкин добавляет, что проектировщики активно пересматривают и свое отношение к используемым материалам. Для изготовления поверхностей, к которым часто прикасаются (перила, дверные ручки, кнопки лифта и так далее), могут использоваться антимикробные материалы, в частности медь, которая известна своими бактерицидными свойствами. В качестве подтверждения тренда эксперт приводит ньюйоркский проект The Fitzroy, где уже установлены медные светильники, медная сантехника и медные дверные ручки.

Меняться недвижимость будет не только внутри, но и снаружи. Сергей Никешкин предполагает, что проекты новых жилых комплексов будут становиться зеленее во многом за счет развития общественных зон. Эксперт ожидает появления на крышах и эксплуатируемых кровлях садов и лужаек, а на территории жилых комплексов – общественных террас, бульваров и скверов. Все это, по его мнению, будет сделано в рамках увеличения числа возможностей безопасного времяпрепровождения на открытом воздухе.

Повышенный интерес к открытым пространствам прослеживается уже сейчас. Гендиректор агентства We Know Александр Галицын отмечает, что сейчас квартир с террасами в Москве на всех желающих уже не хватает, хотя раньше покупатели в большинстве случаев не понимали, зачем они нужны.

Этот тренд Ольга Зыблая связывает с тем, что далеко не всем покупателям подходит формат жизни за городом – обустройство собственной террасы или сада становится в этих условиях альтернативой. Яна Глазунова говорит также об увеличении запроса на лоджии, которые в последнее время не жаловали ни архитекторы, ни сами поку­патели. По словам эксперта, запрос на различные воздушные пространства в городском жилье сейчас настолько велик, что клиенты могут сделать выбор в сторону проекта более низкого класса только за счет того, что предложение покажется им более зеленым и экологичным.

Фото: shutterstock/fotodom.ru