Как Анастасия Потанина знакомит бизнесменов с новыми русскими художниками

Поплавав в бурных водах корпорации своего отца, Анастасия Потанина нашла свою тихую гавань. Она терпеливо учит будущих фигурантов списка «форбса» любить искусство, причем вполне бюджетное.
Как Анастасия Потанина знакомит бизнесменов с новыми русскими художниками

«От вечного шампанского на открытиях выставок все устали. Об этом даже маститые галеристы говорят. Людям хочется действа». Так тридцатичетырехлетняя Анастасия Потанина объясняет, зачем она стала устраивать в Москве свои арт-уикенды. Уже третий год раз в квартал старшая дочь шестого русского "форбса" собирает тянущихся к прекрасному столичных миллениалов. И устраивает им действо в окружении картин и инсталляций российских художников.

Например, темой культпохода выходного дня этой весны стал красный цвет. Алело представленное искусство, рдели коктейли, багровела еда. В червонном буклете выставки вспомнили, разумеется, о том, что «красный в западной традиции означает власть и бунт, а в восточной это цвет радости и богатства». Потанина и ее кураторы вообще говорят со своими менеджерами на человеческом, а не на птичьем искусствоведческом языке. Разве что названия уикендов вроде «Гравитация мысли» или «Сублимация желаний» указывают: у офисных людей, может, и окончание трудовой недели, однако без излишеств.

«В таком формате никто искусство не представляет, по крайней мере, у нас в России, – с гордостью рассказывает мне Настя. – Даже в Лондоне, где рынок искусства гораздо более развит, не все так просто с донесением концепций художников и кураторов до людей, далеких от мира искусства. Я сейчас собираюсь делать там подобный проект, общаюсь с местными галеристами, рассказываю, как мы организуем наши уикенды, и им это все очень интересно».

На этих арт-выходных помимо культурно-развлекательной программы приятны и цены: в среднем работы стоят пятьдесят – сто тысяч рублей. К примеру, «Запрещенная еда» в стиле примитивизма, изображающая пармезан и рокфор, была оценена в двадцать тысяч. Как могли бы выразиться гости уикендов, побочная выгода от реализации инвестиционного проекта по покупке такого искусства заключается в том, что настоящий пармезан приходит и уходит, а исполненный маслом на холсте радует всегда и к тому же добавляет статуса съемным стенам на Патриарших.

Теперь сублимировать свою жажду тяжелого люкса боги экселя могут хоть всю неделю, в галерее Artis на «Винзаводе», партнером которой выступает Настин некоммерческий проект Artis Project. Галерея работает на месте шоу-рума мебели ар-деко Transatlantique, которую читатели периода юности русского «Татлера» ценили за кресла Мориса Дюфрена, хрусталь Рене Лалика и особенно за фотогеничный интерьер.

Средь белого кафеля Настя в еще более фотогеничном облегающем маленьком черном платье Tom Ford и рассказывает мне сейчас о том, от чего устали маститые галеристы. Хотя меня больше интересует, зачем ей самой в 2018-м понадобился столь оголтелый офлайн. Скажем, сосед Artis Владимир Овчаренко хоть и продолжает держать на «Винзаводе» одну из старейших наших галерей и даже открыл рядом выставочное пространство своего аукциона Vladey, однако давно и успешно продает доступное современное искусство на торгах в интернете. А многие старожилы бизнеса вроде Айдан Салаховой свои галереи закрыли.

«Мы стали понимать, что переросли формат передвижных уикендов, что нам нужно постоянное пространство, – объясняет Настя. – У нас скопилась и своя коллекция. Плюс с некоторыми художниками мы поддерживаем долгосрочные отношения. Если мы можем помочь им наработать клиентуру, портфолио выставок, значит, они смогут самореализоваться, а это самое ценное». Потанина поддерживает отношения лично: сама ездит по мастерским, отбирает работы. Чтобы отношения стали долгосрочными, во-первых, важна симпатия. «Работы не обязательно должны вызывать позитивные чувства, но мне должно хотеться что-то там рассмотреть», – говорит Настя. Во-вторых, у художника должно быть профильное образование: Потанина допускает, что «бывают самородки, которые всему сами научились», но уверена, что «среди успешных художников таких – маленький процент». В-третьих, у каждого произведения должна быть концепция, даже у абстракций: «Чтобы искусство вызвало у человека эмоцию, а не просто реакцию "нравится и нравится", за произведением должна стоять история. Я всегда разговариваю с автором, стараюсь понять, что им руководило, к чему он стремился».

Тут я, конечно, встаю на место молодого художника, узнающего, что к нему в мастерскую едет дочь обладателя состояния почти в шестнадцать миллиардов долларов. Да я бы изобрела концепцию с виртуозностью Иосифа Марковича Бакштейна и убедительностью Ольги Львовны Свибловой!

«С благотворительным фондом папы мы никак не связаны, – не поддается на провокацию Настя. – Мы абсолютно самостоятельны, бюджет у нас небольшой, и формируем его мы сами».

Кожаный плащ, Ruban; водолазка из шерсти и вискозы, Pinko; кожаные туфли, Ruban for Ekonika; часы Petite Heure Minute Paillonnée из розового золота с эмалью, Jaquet Droz.

Настин проект получает не меньше десяти портфолио разных художников в неделю, девяносто процентов «не подходят по тем или иным причинам». Сама Потанина, учась в двадцатой школе, рисовала, собиралась заниматься дизайном интерьеров, поступать в Строгановку или МАРХИ. Параллельно успешно увлекалась аквабайком.

«И вот я начала готовиться к экзаменам в Строгановку, – вспоминает Потанина. – А тогда на творческих испытаниях надо было срисовать голову античной скульптуры, нарисовать натюрморт и ответить на теоретический вопрос. Тогда я поняла, что занятия дизайном, архитектурой, вообще любым искусством требуют полной вовлеченности и с занятиями спортом это сосуществовать никак не сможет. Я выбрала спорт».

И МГИМО. Параллельно учебе на факультете международных экономических отношений, который, к слову, окончил и Настин папа, Потанина трижды становилась по аквабайку чемпионкой мира и бессчетное число раз чемпионкой России. Однако уйдя из спорта, дипломированный финансист внезапно поступила на службу в кинокомпанию «Централпартнершип». ­Помогала переводить для русского проката иностранные фильмы, организовывала пресс-показы. «Чисто офисная работа, и она давалась мне тяжело, – вспоминает Настя. – Я люблю кино, но, наверное, не настолько».

Папин «Интеррос» в то время активно возводил на берегах реки Мзымты будущий русский Санкт-Мориц, курорт «Роза Хутор», и предложил Анастасии заняться там организацией мероприятий. «Мне это дело очень понравилось, – говорит она. – Аквабайк ведь тоже творческое занятие: выбираешь музыку для своей программы, приду­мываешь фигуры, которые будешь делать. К тому же когда я соревновалась, как раз большинство фигур и было придумано: аквабайк – молодой вид спорта».

Костюм из вискозы и шерсти, Pinko; боди из хлопка и полиамида, Falke; кожаные туфли, Manolo Blahnik.

Отчего же тогда она не пошла по дорожке, проторенной другими спортсменками с политическим весом, пре­вышающим вес даже их медалей? Могла бы устроить в Сочи свое шоу, как Татьяна Навка, а то и фестиваль в Москве, как Алина Кабаева. Аквабайк ведь зрелищен, как фигурное катание и художественная гимнастика, вместе взятые: девушки в лайкре и брызгах крутят на гидроциклах сальто. Вдобавок «Интеррос» после ухода Насти из большого спорта перестал спонсировать чемпионаты мира по этому виду спорта и мог бы начать иную феерию. «Я же любила соревноваться, быть прямым участником процесса – смотреть на это со стороны после того, как бросила спорт, мне было некомфортно. Ну и раз уж менять деятельность, то кардинально. А дальше я понемногу научилась хорошо разбираться в организации мероприятий, начала устраивать корпоративы, даже очень крутые. Правда, когда работаешь в таком бизнесе, ориентируешься на вкус человека, который заказывает мероприятие. А человек обычно склонен к одинаковым решениям в одинаковых ситуациях – работа становится слегка однообразной. Так я пришла к арт-уикендам. Художники и коллекционеры, я бы сказала, интереснее, чем многие люди, связанные с корпоративами».

Владимир Потанин, человек, который в честь любимой дочери даже назвал свою яхту (теперь она уже продана), карьерные виражи Насти, конечно, поддержал. Интересуюсь, как серьезный человек относится к малому предприятию на «Винзаводе». «При его масштабах это не бизнес вообще, но, я думаю, ему приятно, что я этим занимаюсь самостоятельно», – отвечает Настя. «Может, вы ему советом помогаете по поводу искусства?» – «Насколько я знаю, своей коллекции у него нет, это не его личная внутренняя художественная потребность, скажем так».

«Свои деньги папа заработал, он может распоряжаться ими так, как считает нужным».

В начале сентября галерея Artis впервые участвовала в ярмарке Cosmoscow. Накануне дочь Владимира Потанина вышла замуж. Мужем оказался двадцатичетырехлетний Артем Кручин, сын замначальника отдела УФМС России по Московской области в Сергиево-Посадском районе, ныне инструктор по танцам, голубоглазый блондин.

Свадьба Насти и Артема прошла в отеле Du Cap-Eden-Roc в Антибе. Отец невесты в голубом пиджаке расслабленного кроя и брюках белого льна отвел к алтарю дочь с букетом белых гортензий. Присутствовал шестиярусный торт с вензелями A & A. Вел праздник Иван Ургант, пел высоко ценимый невестой Леонид Агутин.

«Мы познакомились, когда я организовывала корпоративные мероприятия, Артем занимался хореографической частью, – комментирует Настя. – Помолвка была весной, марку кольца я не знаю, оно было в коробочке без надписи».

Танцы Насте нравились еще до знакомства с Артемом. Она занялась ими, уйдя из аквабайка. «Тело требовало активности. Я перепробовала все, от скалолазания до тенниса. Остановилась на бальных танцах, потому что нагрузка хорошая и можно работать над растяжкой, которая у меня из-за аквабайка всегда была плохая».

Вместо медового месяца молодожены вернулись в Москву: весь год Артем с другими чемпионами при поддержке невесты организовывал первый ежегодный международный турнир по спортивно-бальным танцам Royal Cup. Провели его в отеле Hyatt Regency Petrovsky Park. В рамках турнира для гостей вечернего шоу шла выставка современного искусства, победителям подарили картины молодых московских художниц Анастасии Прокофьевой и Юлии Волконской. Вел шоу Тимур Родригез, пел Леонид Агутин.

Папа Насти, наверное, был доволен. Он ведь однажды сказал: «Если человек начинает жизнь, зная, что у него за спиной миллиарды, он лишен духа соревновательности, который обязательно должен быть». Кстати, последний вопрос, Настя. «Вы сами по-прежнему поддерживаете папино решение завещать деньги не вам с братьями и сестрой, а благотворительному фонду?» – «Это его дело, он это заработал и может распоряжаться как считает нужным. Я все равно буду его поддерживать. Но это не значит, что я не могу к нему прийти и сказать: "Вот смотри, у меня есть новая бизнес-идея"».

Анастасия Потанина на «Винзаводе». Хлопковая блузка, шерстяная юбка, все Sportmax.

Фото: ФОТО: Илья Вартанян. Прическа и макияж: Евгения Ленц. Ассистент фотографа: Павел Веденькин. Ассистент стилиста: Ася Хайретдинова. Продюсер: Анжела Атаянц. Ассистент продюсера: Катерина Федоренко