К юбилею «Гаража»: кто и как веселился в музее эти десять лет

Свой первый большой юбилей «Гараж» отпразднует трехдневным марафоном из ужинов, вечеринок и выставок. «Татлер» воссоздал в памяти все предыдущие ужины, вечеринки и выставки в компании Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича.
Музей «Гаража» празднует юбилей как отмечали дни рождения в предыдущие годы

Никто не вспомнит, какой выставкой десять лет назад открывался музей современного искусства «Гараж», тогда еще Центр современной культуры на улице Образцова. Зато любой смотритель московской светской жизни расскажет, как жарким июнем 2008-го в Марьиной Роще Александр Мамут и Виктор Пинчук танцевали под Rehab тогда еще восходящей звезды Эми Уайнхаус. Как шумели за большим столом монакские принц и принцесса Андреа и Шарлотта Казираги. Как шушукались по углам Ларри Гагосян и Франсуа Пино. Как хозяйка институции Даша Жукова амбициозно предрекала «Гаражу» ничуть не меньшее, чем у Tate Modern, будущее.

Показывали, кстати, всего ничего: фотовыставку, отреставрированный автобус двадцатых годов прошлого века и кинетическую работу Рафаэля Лосано-Хеммера. В полную силу ЦСК «Гараж» заработал в сентябре 2008-го, представив ретроспективу Ильи и Эмилии Кабаковых. После нее планка постоянно повышалась. Зубодробительные боевики из коллекции опять же Пино или полотна Марка Ротко соседствовали с экспериментальными выставками то африканского, то латиноамериканского искусства. И милотой вроде инсталляции итальянского повесы Франческо Веццоли, посвященной Леди Гаге на пике ее популярности.

За отчетную декаду «Гараж» и впрямь встал в перечень важных ­музеев мира – несущих в себе образовательную функцию не только для обычных, но и для светских гостей. Пока первые делали психоделические селфи на фоне грибков, цветочков и кружочков Такаси Мураками и Яёи Кусамы, вторые выучили разницу между Романом Абрамовичем и Мариной Абрамович, Балдессари и «Балдессарини», Тарреллом и Фарреллом.

Изучать светский путь «Гаража» – занятие не менее увлекательное, чем вспоминать его лучшие и худшие выставки. Благо фамилии и звания хозяев обязывают их сперва показывать лучшее лучшим, а потом уже всем остальным. По фотографиям Коли Зверкова или Вити Бойко можно отследить эволюцию не только Ксении Анатольевны Собчак (от, будем честны, не очень желанной телеведущей «Дома 2» до кандидата в президенты), но и ее спутников. Стены всех трех помещений, где в разные годы располагался музей, помнят и Савицкого с Малисом, и Капкова с Бояковым, и нынешнего Ксениного мужа Виторгана. Креативный директор ЦУМа Наташа Гольденберг и вовсе начинала разнорабочей в «Гараже» – обустраивала интерьер первого кафе. А ведь именно тыквенный суп из его меню стал трендом, который и не думает заканчиваться в прочих московских ресторанах.

На открытии «бумажного» (а на самом деле из свай и цемента) павильона музея в Парке Горького авторства японца Сигэру Бана стало понятно, что Даша Жукова беременна первым ребенком. На том же самом открытии пиар-команда музея предприняла бодрую попытку не пускать в арт свет. Мира Дума и Лена Перминова (с Александром Лебедевым) пришли по старой привычке, но были остановлены хостес: «Простите, вас нет в списках». Звонки «Роману Аркадьевичу» двери не открыли. Заморского барда Девенд­ру Банхарта им пришлось слушать в кустах сирени у забора. Больше музей такие трюки не проворачивал.

На вернисаж Пивоварова в отреставрированных Ремом Колхасом «Временах года» Даша впервые вывела в свет уже трехлетнюю дочку Лею. Открытие важной выставки Луиз Буржуа хозяйка пропустила по уважительной причине – готовилась к рождению сына Аарона. А когда пара объявила о расставании, именно светские события в их музее доказывали, что бывшим удается ос­таваться не только друзьями, но и деловыми парт­нерами.

О заморских гостях тоже замолвим слово. Как Екатерине Мцитуридзе не забыть явление Харви Вайнштейна на открытии нового здания «Гаража» в 2015-м, так все остальные помнят Джорджа Лукаса и Вуди Аллена, Миуччу Праду и Освальда Боатенга, Миллу Йовович и Дакоту Джонсон, моделей в диапазоне от Натальи Водяновой до Карли Клосс. Не говоря уже о личном хроникере Даши – Дереке Бласберге. Этот неймдроппинг, безусловно, добавляет очков и без того солидному имиджу музея. Несмотря на очевидное: ни Карли, ни Миучча сами себе билет не покупали, все расходы по их пребыванию брала на себя приглашающая сторона.

Путь от Суркова до Рубчинского в списках приглашенных «Гараж» прокладывал темпами, сравнимыми с программой «Моя улица». На вернисаже тех же Кабаковых молодые, безвестные пока художники и простые wannabe выпрашивали лишний билетик у сильных мира сего. А в ноябре 2017-го, на вечеринке в честь Мураками в Колонном зале Дома Союзов, уже наступила демократия – молодежь в унисон с лоснящимися патронами музея пила саке и ела закуски от Мухина.

По тусовке гуляют слухи о расстрельных (ой, простите, черных) списках «Гаража», куда заносят особо провинившихся в глазах общественности персон. Хотя с учетом расистского скандала с самой Дашей Жуковой, сидящей на кресле в виде фигуры темнокожей женщины (реплика работы Аллена Джонса «Кресло» 1969 года), можно было бы относиться к промахам земляков с большим пониманием. Ну а если серьезно, то «Гараж» – последний в городе бастион, который не одолела всесокрушающая сила Яны Рудковской. А ведь могла бы, как многие наши герои, стать патроном музея (цены «на вход» вполне подъемные) и спокойно пить шампанское на недостижимой для обычных людей крыше музея.

За десять лет вокруг «Гаража» сложилась симметричная, красивая и интересная толпа, состоящая из художников, кураторов, арт-критиков, прогрессивных чиновников, творческой молодежи, приближенных к Жуковой светских дам в умеренных дозах, модных журналистов. Не Тейт Модерн – эту амбицию музей деликатно обогнул. Просто стал самобытной институцией с высоким уровнем исполнения и самих выставок, и сопровождающих их вернисажей.

Фото: архив tatler