Вы когда-нибудь слышали о культовом художественном движении «орфизм»? Стиль, характеризуемый геометрическими формами и яркими цветами, изобрели Соня Делоне и ее муж Робер. В Государственном музее современного искусства в Париже им с супругом выделен отдельный зал. Только за последние шесть лет масштабные выставки работ Сони прошли в парижском Музее современного искусства (2014–2015), лондонской Tate Modern (2015), Центре современного искусства Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне (2016), Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (2017). В 2018 году ее работы были представлены на выставке «Дада есть дада» в Музее картин в Умео (Швеция). Она — первая художница, удостоившаяся прижизненной выставки в Лувре. Также Делоне — офицер ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы, икона дизайна — в первую очередь в мире моды: созданные ей пальто носили голливудские звезды (например, Глория Свенсон) и самые модные светские персоны и аристократки (среди них Нэнси Кунард). Ее идеи до сих пор вдохновляют великих кутюрье, а книги о ней выходят чуть ли не ежегодно.
Начало карьеры
Когда Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне в 1910 году, ей было 25 лет. К этому моменту она уже дважды сменила страну проживания и свое имя и один раз побывала замужем (на ее счету недолгий брак по расчету с Вильгельмом Уде, художественным критиком и коллекционером). Вильгельм предпочитал общество мужчин, из-за чего Соню порицали члены ее традиционной семьи из России. Второе замужество позволило ей остаться в Париже, а не возвращаться в родную Одессу. С экс-супругом художница осталась в дружеских отношениях, а в Делоне, пионере абстракции, она нашла родственную душу. Вместе они создали живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете».
Соню, родившуюся в Украине (ее настоящее имя — Сара Эльевна Штерн), родители в юном возрасте отправили жить с дядей и тетей в Санкт-Петербург. Это были образованные, зажиточные евреи, и Соня решила взять их фамилию. Семейство путешествовало по Европе, особенно девушка любила посещать музеи. Первым ее способности к живописи заметил школьный учитель рисования, именно по его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ в Германии. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», Соня решила переехать в Париж, который тогда считался центром искусств. В 21 год она отправилась в столицу Франции в поисках свободы, жизненных сил и вдохновения, которые, собственно, там и нашла. Эксперимент удался. На фотографии 1908 года она сидит за столом в темном платье и выглядит уставшей и хмурой. А вот со снимка, сделанного пять лет спустя, на нас смотрит молодая и счастливая Соня, позирующая в свободном наряде собственного дизайна, выполненном в стиле simultané.
Еще в допарижские времена работы Сони были представлены в национальной британской галерее современного искусства. Это портреты и пейзажи, написанные маслом на холсте, которые напоминают яркие картины Поля Гогена. Раннее увлечение цветом определило ее дальнейшую карьеру. Вскоре она начала создавать геометрические абстракции. В 1909 году Соня познакомилась с художником Робером Делоне, в 1910 году развелась с первым супругом и вышла замуж за Делоне (будучи от него беременной). Тетя юной художницы, которая жила в Санкт-Петербурге, умерла, завещав ей все свое имущество, а Робер был мелким аристократом, поэтому можно сказать, что семья ни в чем не нуждалась. Они вместе проводили салоны, куда приглашали общих друзей: Василия Кандинского и Марка Шагала, Гийома Аполлинера и Блеза Сандрара.