История жизни и творчества Сони Делоне — королевы авангарда

Художница российского происхождения создала термин simultané aesthetic, определяющий пересечение искусства и моды.
История жизни и творчества Сони Делоне — королевы  авангарда

Вы когда-нибудь слышали о культовом художественном движении «орфизм»? Стиль, характеризуемый геометрическими формами и яркими цветами, изобрели Соня Делоне и ее муж Робер. В Государственном музее современного искусства в Париже им с супругом выделен отдельный зал. Только за последние шесть лет масштабные выставки работ Сони прошли в парижском Музее современного искусства (2014–2015), лондонской Tate Modern (2015), Центре современного искусства Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне (2016), Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (2017). В 2018 году ее работы были представлены на выставке «Дада есть дада» в Музее картин в Умео (Швеция). Она — первая художница, удостоившаяся прижизненной выставки в Лувре. Также Делоне — офицер ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы, икона дизайна — в первую очередь в мире моды: созданные ей пальто носили голливудские звезды (например, Глория Свенсон) и самые модные светские персоны и аристократки (среди них Нэнси Кунард). Ее идеи до сих пор вдохновляют великих кутюрье, а книги о ней выходят чуть ли не ежегодно.

Начало карьеры

Когда Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне в 1910 году, ей было 25 лет. К этому моменту она уже дважды сменила страну проживания и свое имя и один раз побывала замужем (на ее счету недолгий брак по расчету с Вильгельмом Уде, художественным критиком и коллекционером). Вильгельм предпочитал общество мужчин, из-за чего Соню порицали члены ее традиционной семьи из России. Второе замужество позволило ей остаться в Париже, а не возвращаться в родную Одессу. С экс-супругом художница осталась в дружеских отношениях, а в Делоне, пионере абстракции, она нашла родственную душу. Вместе они создали живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете».

Соню, родившуюся в Украине (ее настоящее имя — Сара Эльевна Штерн), родители в юном возрасте отправили ​​жить с дядей и тетей в Санкт-Петербург. Это были образованные, зажиточные евреи, и Соня решила взять их фамилию. Семейство путешествовало по Европе, особенно девушка любила посещать музеи. Первым ее способности к живописи заметил школьный учитель рисования, именно по его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ в Германии. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», Соня решила переехать в Париж, который тогда считался центром искусств. В 21 год она отправилась в столицу Франции в поисках свободы, жизненных сил и вдохновения, которые, собственно, там и нашла. Эксперимент удался. На фотографии 1908 года она сидит за столом в темном платье и выглядит уставшей и хмурой. А вот со снимка, сделанного пять лет спустя, на нас смотрит молодая и счастливая Соня, позирующая в свободном наряде собственного дизайна, выполненном в стиле simultané.

Еще в допарижские времена работы Сони были представлены в национальной британской галерее современного искусства. Это портреты и пейзажи, написанные маслом на холсте, которые напоминают яркие картины Поля Гогена. Раннее увлечение цветом определило ее дальнейшую карьеру. Вскоре она начала создавать геометрические абстракции. В 1909 году Соня познакомилась с художником Робером Делоне, в 1910 году развелась с первым супругом и вышла замуж за Делоне (будучи от него беременной). Тетя юной художницы, которая жила в Санкт-Петербурге, умерла, завещав ей все свое имущество, а Робер был мелким аристократом, поэтому можно сказать, что семья ни в чем не нуждалась. Они вместе проводили салоны, куда приглашали общих друзей: Василия Кандинского и Марка Шагала, Гийома Аполлинера и Блеза Сандрара.

В 1911 году для своего сына Чарльза Соня создала лоскутное одеяло из смеси розового, кремового и зеленого цветов с оттенками бордового и черного: «Я хотела составить его из маленьких кусочков ткани — в технике, которую я видела в русских деревенских домах. Конечный результат напомнил мне работы кубистов, и мы решили перенести этот принцип сочетания на холст». Это стало первым шагом к основанию нового художественного направления. В этой работе Соня соединила русское народное ремесло с парижским авангардом и начала экспериментировать с цветом и формой. Потом созданный ею стиль стал визитной карточкой Делоне, он получил название «симультанный».

В той же манере Соня делала ​​расписные шкатулки для игрушек и одежду. К 1913 году Делоне нашла няню для своего чада и отправилась в танцевальный зал Bal Bullier. Для того вечера Соня не только шила одежду для себя, но и нарядила всех своих друзей. Эксперты считают, что художница решила немного отойти от живописи, чтобы дать Роберу возможность заниматься своим делом. Они тогда стали работать над совместным проектом, при этом не вступая в прямую конкуренцию. Соня все больше предпочитала заниматься рукоделием. Она была счастлива подчеркнуть свое происхождение, поскольку русское народное искусство было особенно модным в те времена и переживало возрождение. В конце концов, она была «культурным полиглотом», привыкшим менять способы выражения. Ее творческие порывы воплощались то в картине, то в платье, то в книжном переплете.

В своей автобиографии, вышедшей за год до ее смерти, в 1978-м, Соня пишет об Украине: «Я увлечена чистым цветом. Цветом моего детства, Украины. В голове всплывают воспоминания о крестьянских свадьбах моей страны, где красные и зеленые платья, украшенные многочисленными бантиками, летали в пляске. Помидоры опоясывают красным хаты, и большие подсолнухи, желтые с черной сердцевиной, сверкают в легком, очень высоком голубом небе».

В разгар Первой мировой войны Соня с мужем уехали из центра Парижа в Испанию. Там пара оставалась до переезда в Португалию. Они рисовали, обрастали нужными связями, которые в будущем сослужили им хорошую службу. Соня снова стала браться за большие холсты, она рассчитывала сдать свою недвижимость в Санкт-Петербурге, но в 1917 году большевики захватили все, что у нее было, и деньги на жизнь внезапно кончились. В свои 30 лет Делоне впервые пришлось найти способ зарабатывать. В отличие от мужа, который был тонкой натурой, у Сони были способности к рукоделию и страсть к дизайну, на это она и решила сделать ставку. В Мадриде супруги познакомились с Сергеем Дягилевым, и вскоре Соня создала сценические костюмы и декорации для постановки его балета «Клеопатра». Переход в коммерцию был для нее просто игрой. После Первой мировой войны, в середине 1920-х, художница открыла в Париже бутик одежды и ателье. Модный дом она назвала в свою честь — Sonia. Некогда авангардный эксперимент оправдал себя: слово simultané было зарегистрировано как торговая марка во Франции и США. В коллекциях преобладали минималистичные пальто, купальные костюмы, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом.

Витрины бутиков Соня украшала расшитыми туфлями и сумками, а ткани она раскладывала на крутящихся роликах, чтобы было понятно, как они смотрятся в движении. «Симультанная мода Сони отражает современное искусство и архитектуру, стремительный эргономичный дизайн автомобилей и самолетов. Она создает ткани и вещи, ориентируясь на эпоху, которая только должна наступить», — говорил ее муж Робер.

Соня привлекала состоятельных клиентов: в 1925-м для звезды немого кино Глории Суонсон она сшила шерстяное пальто с геометрическим принтом насыщенных пряно-красных, коричневых и кремовых оттенков. Еще четыре десятилетия Делоне разрабатывала ткани для роскошного амстердамского магазина Metz and Co, для Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма, а затем и для лондонского универмага Liberty. В том же 1925 году ее пригласили участвовать в Международной выставке декоративного искусства, а журнал Vogue поместил иллюстрацию одной из ее моделей на обложку. В свободное время она читала лекции в Сорбонне о «влиянии живописи на дизайн одежды». Соня шла в ногу со временем. Simultané был изобретен в эпоху ручного труда, к 1930-м годам она осознала возможности массового и машинного производства. «Таким образом мода станет демократичной, и это повысит общие стандарты», — говорила художница.

Когда разразилась Вторая мировая война и Париж был оккупирован, Соня стала с еще большим усердием скрывать свои еврейские корни. Говорят, ее сын Чарльз, известный пропагандист и критик джаза, присоединившийся к Сопротивлению, не знал, что его мать была еврейкой, до самого последнего дня ее жизни. В 1940 году семья Делоне покинула Париж и двинулась на юг, но к этому времени Робер серьезно заболел. Он умер в 1941 году. Робер постоянно поддерживал Соню в любых ее начинаниях, а она прославляла его наследие после смерти, организовывая ретроспективные выставки, стремясь закрепить за ним репутацию одного из великих пионеров абстракции. После ухода Робера из жизни Соня начала рисовать маслом и гуашью. Долгое время Делоне считалась помощницей и лишь женой Робера. Однако в конце концов ее вклад в современное искусство получил международное признание. Президент Франции Жорж Помпиду подарил главе США Ричарду Никсону картину Сони Rythmes-Couleurs № 1633 во время официального визита в Париж. Среди ее последних работ — картины и офорты, которые как по технике, так и по стилю восходят к ранним годам ее карьеры. Произведение под названием Rhythme sans fin, danse, созданное в 1964 году, олицетворяет танец. Как сказала сама Соня: «Абстрактное искусство важно только в том случае, если это бесконечный ритм, в котором встречаются очень древнее и далекое будущее».

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш YouTube-канал

Фото: Getty Images