История успеха самой высокооплачиваемой звезды немого кино Глории Свенсон

В честь дня рождения иконы стиля и исполнительницы главной роли в легендарном фильме «Бульвар Сансет» вспоминаем самые яркие моменты ее биографии.
История успеха самой высокооплачиваемой звезды немого кино Глории Свенсон

Ранние годы

Глория родилась в семье военнослужащего — из-за работы отца семья была вынуждена постоянно переезжать: то во Флориду, то в Техас, то в Пуэрто-Рико. Дебют Глории Свенсон в кино состоялся абсолютно случайно: во время экскурсии по чикагской киностудии Essanay (куда ее пригласила тетя) девушка ради забавы попросилась сняться в массовке в фильме «Песня души» 1914 года. Ей тогда было 14 лет. Работа ей так понравилась, что она устроилась на студию статисткой, а вскоре ее заметили и стали предлагать эпизодические роли в комедиях (в числе которых была картина Чарли Чаплина «Его новая работа»). Родители Глории разошлись в 1916 году, и она с матерью переехала в Голливуд, где устроилась на студию Mack Sennett.

Прорыв в карьере

Здесь же она познакомилась с известным режиссером немого кинематографа Макком Сеннеттом. Три года спустя Глория подписала контракт со студией Paramount Pictures и стала сниматься в фильмах режиссера Сесил Блаунт Демилля. Благодаря картинам «Не изменяйте своим мужьям» (1919 год), «Мужчины и женщины» (1919 год), «Почему изменяют ваши жены» (1920 год) за ней закрепился образ романтической героини. Позже Глория Свенсон снялась в нескольких фильмах Сэма Вуда, была партнершей Рудольфа Валентино в ленте «По ту сторону скал». Фильм долгое время считался утерянным, лишь в 2004-м его копию обнаружили, сегодня она хранится в частной коллекции в Нидерландах.

В 1920-е годы Свенсон была самой высокооплачиваемой актрисой в Голливуде (она заработала восемь миллионов долларов с 1918 по 1929 год). На премьерах сотни фанатов выстраивались в очередь за автографом, а поклонники заваливали ее письмами с признаниями в любви (их приходило около 10 тысяч в неделю).

В 1926 году, устав от легких комедий, она стала искать более существенные роли. Глория отказалась от контракта на 17 500 долларов в неделю, предложенного Джесси Ласки и Адольфом Цукором, и основала собственную продюсерскую компанию (ее возлюбленный — Джозеф Патрик Кеннеди выступал в качестве финансового консультанта звезды).

В 1929-м свет увидел ее дебютный звуковой фильм «Правонарушительница». В том же году Глория была номинирована на первую в истории премию «Оскар» за роль в картине «Сэди Томпсон» (основанной на рассказе У. Сомерсета Моэма) и получила еще одну номинацию за «Правонарушительницу». В отличие от многих звезд немого кино, которые не смогли продолжить карьеру в эру звукового кино, Свенсон все удалось, а зрители были очарованы ее драматическим сопрано.

Протестуя против тривиальных сценариев, она боролась за более разнообразные роли. В «Колибри» она искусно сыграла карманника времен Первой мировой войны, который вербовал парижских воров для борьбы с немцами. В «Грубияне» — хозяйку универмага на Манхэттене. Самым амбициозным фильмом был «Мадам Санс-Джин», адаптация французской пьесы о прачке Наполеона, которая в конце концов выходит замуж за одного из его маршалов. Съемки картины проходили в нескольких французских замках. Ее переводчиком в то время был маркиз Анри де ла Фалез де ла Кудре, за которого она вышла замуж в Париже в 1925 году.

На 16 лет она взяла паузу в карьере и вложилась в несколько коммерческих проектов, которые не были связаны с киноиндустрией. Глория разработала бюджетную одежду под лейблом Forever Young, создала линию косметики Essence of Nature и делала скульптуры за гонорары в 5000 долларов.

Образ

Маленький рост (около 150 сантиметров), большие голубые глаза, каштановые волосы — внешность актрисы не соответствовала стандартам красоты того времени. Ее профиль называли слишком точеным, зубы — большими, а подбородок — массивным. И все же внешность Свенсон выигрышно выделяла ее на фоне одинаково милых актрис той эпохи и идеально подходила для ролей сексуальных и богатых аристократок. А ее роскошные платья из атласа и пайеток, накидки из горностаевых хвостов, экстравагантные наряды, часто украшенные бисером, драгоценными камнями, перьями страуса или павлина, вызывали восхищение у публики. Сама Коко Шанель сшила для Свенсон потрясающее черное платье в пол с рукавами, похожими на крылья бабочки. В нем актриса появилась в фильме «Сегодня ночью или никогда».

Кадр из фильма «Сегодня ночью или никогда»

Стиль жизни

Актриса говорила, что любовь к роскоши ей привил Сесил Блаунт Демилль, который, в отличие от других режиссеров, наряжал актрис в украшения с настоящими драгоценными камнями, укутывал в меха, а съемочную площадку украшал тысячами свежих цветов. На пике популярности Свенсон жила в 24-комнатном особняке в Беверли-Хиллз, где за ней ухаживали 11 слуг. Путешествуя со своей свитой по миру, она снимала пентхаусы, поместья или полдюжины гостиничных номеров.

«Мы жили как короли и королевы, а почему бы и нет? Мы были влюблены в жизнь. Мы зарабатывали больше денег, чем могли мечтать, и не было никаких оснований полагать, что это когда-нибудь прекратится. Мы только что закончили войну, которая должна была положить конец всем войнам на земле, и все считали, что впереди ничего, кроме мира и удовольствия», — вспоминала актриса.

Свенсон была известна как сторонница правильного питания. Она сидела на строгой диете, была вегетарианкой, ела только натуральные необработанные продукты, выступала против добавок и чрезмерного употребления сахара.

Триумфальное возвращение

В 1950 году Свенсон совершила историческое возвращение на большой экран, снявшись в легендарном фильме «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. В нем рассказывалась история стареющей, замкнутой и немного сумасшедшей звезды немого кино Нормы Десмонд, заказавшей написание сценария молодому циничному писателю Джо Гиллису. Роль Нормы Десмонд в нем исполнила Глория, которая фактически сыграла на экране саму себя. За что получила свою третью номинацию на «Оскар». После съемок своего 63-го полнометражного фильма Свенсон отправилась в трехмесячный тур по 33 городам для продвижения картины.

Бурная личная жизнь

В прессе обсуждали ее многочисленные браки и предполагаемые любовные связи. Особенно часто писали про ее роман с Джозефом Патриком Кеннеди, бостонским финансистом, основателем политической династии и отцом 35-го президента США. Более полувека Свенсон отрицала, что встречалась с мистером Кеннеди, но затем неожиданно написала об этом в своей автобиографии 1980 года, которая получила восторженные отзывы критиков и стала бестселлером. Но обо всем по порядку.

Первым супругом Свенсон, за которого она вышла замуж в свой 17-й день рождения, был актер Уоллес Бири. Позже актриса призналась, что избранник был психически нестабилен и в первую брачную ночь изнасиловал ее. В 1917-м Глория забеременела, но Бири не хотел иметь детей, поэтому обманом заставил ее принять некие препараты, которые вызвали выкидыш. В июне того же года они расстались и официально развелись в 1918-м.

Вторым мужем Свенсон стал президент кинокомпании Equity Pictures Герберт Сомборн. В этом браке у актрисы родился первенец, дочь Глория. Спустя год после появления малышки на свет актриса и бизнесмен расстались. Герберт написал Глории письмо, в котором рассказал, что больше не может терпеть ее измены (как минимум с четырнадцатью мужчинами, среди которых были Сесил Демилль, Джесси Ласки, Рудольф Валентино, Маршал Нейлан и Адольф Цукор). Дабы урегулировать разногласия при разводе, Сомборн требовал сто пятьдесят тысяч долларов отступных. Скандальное расставание, из-за которого изменили даже знаменитый Кодекс Хейса (добавили пункт о морали), состоялось 9 августа 1922 года, при этом бывшие супруги остались друзьями.

Третьим мужем звезды стал французский аристократ Анри де ла Фалез де ла Кудре. Они познакомились на съемках фильма «Мадам Сан-Жен», где Анри работал переводчиком. Глория Свенсон считается первой актрисой, ставшей супругой европейского дворянина. Поэтому этот брак тогда обсуждал весь мир. В своей автобиографии она писала, что забеременела от мужа спустя семь месяцев после свадьбы, но была вынуждена сделать аборт, так как это могло разрушить ее карьеру. Несмотря на высокое положение в обществе, Анри был небогат, поэтому актриса попросила своего любовника — Джозефа Кеннеди-старшего — устроить его представителем американского отделения Peugeot в Калифорнии. В 1930-м супруги расстались, а уже спустя год Глория снова вышла замуж. На этот раз за Майкла Фармера (тогда она находилась на четвертом месяце беременности своею дочерью Мишель Бриджит Фармер). Брак закончился разводом в 1934 году, когда Фармер узнал о романе Свенсон с женатым британским актером Гербертом Маршаллом. Маршалл буквально каждый час посылал актрисе телеграммы романтического содержания, когда они расставались. Эта связь длилась три года, пока Свенсон не поняла, что тот не разведется с женой ради нее.

Пятым мужем звезды стал Уильям Дэйви. Этот брак, продлившийся около года, был самым коротким. Актриса обвинила супруга в алкоголизме и подала на развод. «В том беспорядке, который я устроила в личной жизни, была лишь моя вина. Беда в том, что я всегда была слишком независимой», — говорила она. 30 лет после этого Глория искала свою настоящую любовь и в 1976-м все-таки нашла. Ее избранником стал писатель Уильям Дюфти. Он разделял интерес жены к макробиотическим диетам и здоровому образу жизни. Супруги вместе написали книгу о вреде сахара Sugar Blues и ездили по миру (в том числе заезжали в СССР) во время ее промо-тура.

На протяжении многих лет Свенсон без устали давала интервью. Но она держала троих детей подальше от прессы — не разрешала им общаться с журналистами и принимать участие в фотосессиях.

Закат карьеры

В последние годы Глория активно снималась в кино, появлялась на телевидении, а в 1980-м выпустила автобиографию Swanson on Swanson. Актриса умерла от сердечного приступа в больнице Нью-Йорка 4 апреля 1983-го. Ей было 84 года.

Фото: Getty Images