– Илона, а какова была первая реакция папы, когда вы предложили сделать тут артпространство?
– Он сказал: «Интересно!» – улыбается Кесаева.
А дальше уже поясняет. Отец, Игорь Кесаев, двадцать восьмой форбс, президент группы компаний «Меркурий», куда, в частности, входят сеть «Дикси» и «Меркурий Девелопмент», не слишком интересуется артом, но всегда поддерживал маму Илоны Стеллу с ее проектами. А кроме того, Игорь Альбертович – человек с продвинутым бизнес-мышлением и считает, что галерея в башне «Меркурий», владельцем которой он является, – это классный ход.
Илону Кесаеву можно назвать пионеркой. Девушкой, которая первой решилась ярко и с размахом внедрять искусство в колоссальные офисноапартаментные джунгли столицы, прямо в сердце Москвы-Сити. Не повесить несколько работ, приобретенных на аукционах, а как положено галереям – с актуальными выставками, лекциями, экскурсиями, программой развития.
Когда я вышел на сороковом этаже «Меркурия», внизу увидел всю столицу: там панорамный обзор.
– Да, вид классный, – комментирует Илона. – Это, конечно, тоже привлечет людей, помимо нашего искусства.
Галерея делится на две части. Первая – на втором этаже башни, другая – на сороковом. И это тоже отличная возможность – делить экспозиции и устраивать своего рода арт-путешествия.
Несмотря на пандемию, делалось все стремительно. В феврале начали ремонт, в августе стали монтировать первую выставку – Олега и Ольги Татаринцевых. Илона говорит, что решила начать именно с них по двум причинам. Во-первых, просто нравятся: мало кто сейчас так работает с керамикой. А во-вторых, объекты Татаринцевых идеально вписываются в «ландшафт» Москвы-Сити. Илона прекрасно понимает, что далеко не всякое искусство вспыхнет в лучах московского солнца, которое бьет сквозь панорамное остекление.
На открытие галереи и выставки Татаринцевых «Утопая в цифрах» 7 сентября пришли очень важные люди арт-Москвы: основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина, коллекционер Игорь Маркин, глава компании «Экспо-парк» Василий Бычков. Конечно, была Стелла Кесаева, без которой – Илона этого не скрывает – ничего бы не получилось вообще. Еще семнадцать лет назад Стелла организовала Stella Art Foundation и сделала очень много, пропагандируя наших современных художников в России и мире. Ее первая же выставка оказалась громкой и эффектной – инсталляции Эмилии и Ильи Кабаковых в Главном штабе Эрмитажа. Три раза Стелла была комиссаром нашего павильона на Венецианской биеннале.
Илона говорит, что самым первым мощным ее арт-приключением стала поездка с мамой в Бильбао, в музей Гуггенхайма, ей было лет двенадцать. Когда ты растешь среди полотен и скульптур, когда мама запросто общается со звездами уровня Кабаковых, ездит в гости к подруге Айдан Салаховой в ее студию в итальянской Карраре, когда все разговоры только об искусстве – короче, перспективы Илоны были ясны и надежны, как стальные конструкции скульптора Ричарда Серра, которые и поразили девочку в Бильбао.