Как Илона Кесаева открыла галерею современного искусства в Москва-Сити

Старшая дочь табачного короля Игоря Кесаева Илона открыла в папиной золотой башне в Сити галерею современного искусства. Тем, как от одного этого похорошела офисная Москва, восхищался Алексей Беляков.
Как Илона Кесаева открыла галерею современного искусства в МоскваСити

– Илона, а какова была первая реакция папы, когда вы предложили сделать тут артпространство?

– Он сказал: «Интересно!» – улыбается Кесаева.

А дальше уже поясняет. Отец, Игорь Кесаев, двадцать восьмой форбс, президент группы компаний «Меркурий», куда, в частности, входят сеть «Дикси» и «Меркурий Девелопмент», не слишком интересуется артом, но всегда поддерживал маму Илоны Стеллу с ее проектами. А кроме того, Игорь Альбертович – человек с продвинутым бизнес-мышлением и считает, что галерея в башне «Меркурий», владельцем которой он является, – это классный ход.

Илону Кесаеву можно назвать пионеркой. Девушкой, которая первой решилась ярко и с размахом внедрять искусство в колоссальные офисноапартаментные джунгли столицы, прямо в сердце Москвы-Сити. Не повесить несколько работ, приобретенных на аукционах, а как положено галереям – с актуальными выставками, лекциями, экскурсиями, программой развития.

Когда я вышел на сороковом этаже «Меркурия», внизу увидел всю столицу: там панорамный обзор.

– Да, вид классный, – комментирует Илона. – Это, конечно, тоже привлечет людей, помимо нашего ис­кусства.

Галерея делится на две части. Первая – на втором этаже башни, другая – на сороковом. И это тоже отличная возможность – делить экспозиции и устраивать своего рода арт-путешествия.

Несмотря на пандемию, делалось все стремительно. В феврале начали ремонт, в августе стали монтировать первую выставку – Олега и Ольги Татаринцевых. Илона говорит, что решила начать именно с них по двум причинам. Во-первых, просто нравятся: мало кто сейчас так работает с керамикой. А во-вторых, объекты Татаринцевых идеально вписываются в «ландшафт» Москвы-Сити. Илона прекрасно понимает, что далеко не всякое искусство вспыхнет в лучах московского солнца, которое бьет сквозь панорамное остекление.

Илона Кесаева в своей галерее в Москве-Сити. Рядом с Илоной фрагмент инсталляции No Comments Ольги и Олега Татаринцевых, 2013. Шелковая блузка, LORO PIANA; кожаная юбка, alexander mcqueen; кожаные туфли, BALENCIAGA; колье Calssic из белого золота с бриллиантами, Mercury.

Илона понимает – не всякий арт вспыхнет в лучах московского солнца, которое бьет сквозь панорамное остекление Сити.

На открытие галереи и выставки Татаринцевых «Утопая в цифрах» 7 сентября пришли очень важные люди арт-Москвы: основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина, коллекционер Игорь Маркин, глава компании «Экспо-парк» Василий Бычков. Конечно, была Стелла Кесаева, без которой – Илона этого не скрывает – ничего бы не получилось вообще. Еще семнадцать лет назад Стелла организовала Stella Art Foundation и сделала очень много, пропагандируя наших современных художников в России и мире. Ее первая же выставка оказалась громкой и эффектной – инсталляции Эмилии и Ильи Кабаковых в Главном штабе Эрмитажа. Три раза Стелла была комиссаром нашего павильона на Венецианской биеннале.

Илона говорит, что самым первым мощным ее арт-приключением стала поездка с мамой в Бильбао, в музей Гуггенхайма, ей было лет двенадцать. Когда ты растешь среди полотен и скульптур, когда мама запросто общается со звездами уровня Кабаковых, ездит в гости к подруге Айдан Салаховой в ее студию в итальянской Карраре, когда все разговоры только об искусстве – короче, перспективы Илоны были ясны и надежны, как стальные конструкции скульптора Ричарда Серра, которые и поразили девочку в Бильбао.

На стене: фрагмент работы Ольги Татаринцевой «Ограничение звука», 2020. Хлопковая блузка, шерстяная юбка, все prada; золотые серьги Inspired by Twombly с бриллиантами, graff.

Она окончила Лондонскую школу экономики по специальности business relations, поступила на историю искусства в институт Sotheby’s. Илона признает, что там получила лишь самую базу, основу, еще учиться и учиться. И с восхищением говорит о маме, у которой пусть и нет искусствоведческого образования, но она специалист мирового уровня.

Именно мама придумала название галереи. У Илоны был другой вариант, но мама уверенно произнесла что-то вроде: твоя галерея – пусть будет твое имя. Так и получилась Ilona-K Artspace. Миссия галереи, собственно, такая же, как у Stella Art – продвигать наших художников на Западе. Ясно, что мама помогает Илоне вовсю. Нет, это не значит, что Стелла Кесаева ходит и следит за развеской с пиаром. Илона уже полноценная хозяйка. Все последние месяцы режим Илоны был простой: с утра спорт, завтрак, а потом с Рублевки она едет в галерею, уже до вечера.

Перед открытием Илона волновалась. При всей ее родословной, при том, что она была дебютанткой Бала «Татлера» в 2013-м, при том, что она вообще девушка чрезвычайно красивая, Илона не любит публичность. С журналистами почти не общалась.

– Ну теперь придется научиться и этому, – вздыхает она совсем без кокетства.

На открытии, а также, конечно, до него и после, Илону поддерживал муж, президент «Альтера Капитал» Вячеслав Пивоваров. Илона говорит, что всю трудную пору ковида они провели вдвоем дома, и это было очень счастливое время. А потом на месяц сбежали в Турцию, опять же вдвоем.

– То есть у вас тот редкий случай, когда самоизоляция укрепила се­мью? – шучу я.

– Выходит, что так! – смеется она.

С мужем у Илоны лишь одна серьезная проблема. Дело в том, что Вячеслав тоже увлечен искусством и его собирает. В его коллекции есть Ричард Принс, Энди Уорхол, много Ханса Хартунга. С Ричардом Принсом он знаком лично и приводил Илону к нему в студию. Вместе они ездили на лондонскую Frieze и парижскую FIAC – главные мировые арт-ярмарки.

Однако Пивоваров не интересуется российским современным искусством, и вот это как раз проблема. Илона уверена, что Вячеслав много теряет.

– Например, мне очень нравится Олег Целков, и я думаю, не показать ли его Вячеславу. Для начала. Может, он захочет купить. Короче, буду стараться его приобщать.

Планы галеристки Кесаевой грандиозны, как инсталляции Кабаковых. Речь даже не о следующих выставках, которые уже намечены, но о которых Илона пока не говорит («Кто знает, что там будет с этим ковидом»). Речь о том, чтобы выйти за пределы башни.

– Понимаете, у нас тут в Сити пространство пока довольно скучное: дороги и паркинги. Уже давно во всем мире в таких бизнес-кластерах находят интересные пластические решения, скульптуры какие-нибудь и так далее. И сейчас мы работаем с ПАО «Сити» – это компания, занимающаяся всей организацией жизни в Москве-Сити. На деюсь, будем сотрудничать и преобразим эту часть города. Изменим его.

С сестрой Кристиной и мамой Стеллой.

С мужем Вячеславом Пивоваровым.

На открытии своей галереи с Асланом Кцоевым (Mercury Tower) и художниками Ольгой и Олегом Татаринцевыми, 2020.

Фото: Фотограф: Евгений Выгузов; Стиль: Юка Вижгородская ФОТО: Евгений Выгузов; архив tatler; Прическа и макияж: Фариза Родригес/ LI-NE Agency. Ассистент фотографа: Максим Купрещенков. Продюсер: Анжела Атаянц. Ассистент продюсера: Надежда Бунда.