Из топ-20 самых дорогих фотографий в мире пять сняты камерой Шерман. Она и автор, и актер, и визажист, и дизайнер, и костюмер, и продюсер. Перформанс ее перевоплощений воссоздает общественные стереотипы, но также и безжалостно их уничтожает. У зрителя возникают двойственные ощущения, как в кривом зеркале: вроде знакомо, но другое, с искажениями. «Я знаю, что камера всегда лжет», – сказала Шерман однажды.
Она получила известность в конце семидесятых, выпустив «Кадры из фильмов без названия». В серии из шестидесяти девяти снимков был представлен полный набор архетипов женских образов – от сексапильных блондинок до отчаявшихся домохозяек из черно-белого Голливуда вперемежку с европейским артхаусом. Кинематограф вообще оказал решающее влияние на формирование эстетики Шерман. В ее ранних работах проглядывают персонажи Антониони и Хичкока, а поздние серии передают колкую атмосферу фильмов Фассбиндера.
Она придумывает вампиров и жертв, старлеток и стареющих моделей, зловещих клоунов и Мадонн эпохи Ренессанса. С иронией представляет насквозь фальшивые образы из массмедиа и не пытается замаскировать свою насмешку: макияж у нее грубоватый, персонажи скорее карикатурные. Возникает не слишком благостное настроение – это искусство и трагическое, и комическое, и жестокое.
Влияние Синди на других художников несомненно. Владислав Мамышев-Монро, ярчайший российский фотограф и перформансист девяностых, вышел из ее шинели и пошел дальше. Шерман творит условные образы, а перевоплощения Монро предельно конкретны: политики, селебрити, исторические личности, отпетые мерзавцы. На выставке «Пост-поп» в Лондоне в 2015-м я соединил Шерман и Монро в одном пространстве галереи Saatchi. Синди в образе грустного клоуна соседствовала с Владом, представляющим усталого Владимира Путина. Общность миссии обоих лицедеев очевидна: расшатать культурные, социальные и гендерные устои, обнажить их неприглядную изнанку.
На ретроспективе в фонде Louis Vuitton представлены сто семьдесят работ, созданных с 1975-го по 2020-й, из всех основных проектов Шерман, а также фото последних двух лет. Добавляет впечатлений и параллельная выставка Crossing Views, для которой фонд извлек из своих запасников шестьдесят фоторабот художников – единомышленников Синди: Марины Абрамович, Энди Уорхола, Луизы Буржуа, Дэмиена Хёрста и целого ряда других мастеров.
Фото: Courtesy of the Artist and Metro Pictures, New York © 2020 Cindy Sherman