1. Главная
  2. Герои
Герои

Игорь Цуканов — о выставке Джексона Поллока в Музее Гугенхайм

В Нью-Йорке показывают главную работу Джексона Поллока.
реклама
№3 Март 2021
Материал
из журнала
6 Марта 2021

Мне нравится жанр «выставка одной картины». Есть произведения искусства, рядом с которыми работы на соседних стенках просто не нужны, да вы их и не заметите. У меня возникали подобные ощущения перед «Герникой» Пикассо в музее королевы Софии (Мадрид), «Танцем» Матисса в Эрмитаже, «Отражением облаков в пруду с лилиями» Моне в МОМА (Нью-Йорк), «Евангелистами» Гончаровой в Русском музее. Впечатляют не размеры (а все эти шедевры, конечно, очень масштабные), а визуальное воздействие, переходящее в ощущения радости, спокойствия, тревоги, боли. Все, что испытывали творцы – чувствуете и вы. В этом и есть суть искусства.

К этой категории я бы отнес и «Фреску» Джексона Поллока, представленную после двадцатилетнего перерыва в Нью-Йорке в Музее Гугенхайм на выставке одной картины, которая стала поворотным моментом в эволюции художественного стиля Поллока и предтечей американского абстрактного экспрессионизма.

«Фреска», 1943.

«Фреска», 1943.

реклама

«Фреска» размером 243х603 см была создана при необычных обстоятельствах. Пегги Гуггенхайм, страстный коллекционер и арт-дилер, заказала ее для своего дома на Манхэттене, символизируя поддержку нового американского искусства. Пегги не была особенно впечатлена ранними работами художника, но уступила настоятельной рекомендации своего помощника Говарда Путцеля отдать заказ именно Поллаку. Содержание работы Пегги оставляет на выбор художника, а вот размер фрески оговаривает сразу - во всю стену фойе. Важную роль сыграл друг Пегги Марсель Дюшан. Он предложил писать не на стене, а на холсте, чтобы использовать работу в будущем. Мудрое решение. Договор был подписан в июле 1943 года – срок 6 месяцев, стипендия 150 долларов в месяц и небольшой гонорар после продажи.

Но оказалось, что Поллок не способен выполнить заказ. По воспоминаниям его жены-художницы Ли Краснер, он неделями смотрел на пустой холст и жаловался, что «заблокирован», «одержим» и «подавлен». Пегги в итоге выдвинула ультиматум: либо Джексон заканчивает работу до января, либо никакой поддержки он больше никогда не получит. Засыпая ночью перед дедлайном, Ли была уверена, что все кончено – Джексон так и не прикоснулся к полотну. Но на утро она обнаружила, что холст площадью 15 квадратных метров превратился в феерическое сочетание энергичных бирюзовых, желтых, красных и черных мазков. Спустя годы Поллок признается о посетившем его в ту ночь видении: «это была давка ... всех животных на американском Западе - коров, лошадей, антилоп и буйволов. Все мчится по этой проклятой поверхности».

Эта красивая история была пересказана в одной из самых известных биографий Поллока, однако в 2014 году американский Музей Гетти выступил с опровержением, опубликовав исследование, доказывающее, что между нанесением различных слоёв на холст прошло несколько недель. Но это не означает, что история просто выдумка. «Похоже, что Поллок действительно закончил некую начальную композицию на большей части холста очень быстро, возможно, и правда за одну ночь», - отмечает Том Лернер, научный руководитель Института Гетти.

«Фреска» сразу же была признана шедевром и сделала художника лидером новой американской абстракции. Пегги позднее признается, что «Поллок – это мое главное в жизни открытие». «Я взглянул на [Фреску]… и понял, что это великое искусство, а Поллок - величайший художник этой страны», - написал вскоре ведущий нью-йоркский искусствовед Клемент Гринберг.

Почему эта работа так важна? Работая над картиной, Поллок не только изменил представление о том, на что он способен как художник, но и новаторски объединил метод станковой живописи с абстракцией для создания крупномасштабной фрески. Это стало моментом истины, переходом от ранней сюрреалистической абстракции к более жесткой и активной живописи, которая через несколько лет в 1947 году получит яркое воплощение в фирменной «капельной технике» разбрызгивания краски на огромных холстах, которые художник будет размещать горизонтально на полу. В появлении случайных капель в захватывающем цветовом круговороте «Фрески» просматривается будущий спонтанный и энергичный стиль мастера.

Ключевым структурным элементом «Фрески» является серия вертикалей, некоторые из которых достигают всей высоты холста. Что это ? Марширующие фигуры? Некоторые универсальные архетипы, помещенные внутрь абстракции? Не знаю, но они придают картине мощную динамику. Хорошо известен интерес Джексона к идее сюрреалистов отказаться от контроля сознания дабы позволить бессознательным областям разума определять творческий процесс. Поллок считал, что именно зритель интерпретирует смысл абстрактного произведения безотносительно тому, что художник думал и выразил в работе. Поллок полагается на свое настроение лишь для определения цвета, направления и местоположения красок. «Я не занимаюсь иллюстрацией, я работаю с пространством и временем, выражая свои чувства. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получаются грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь», – говорит художник.

Как композитор сочетает ноты для создания мелодии, так и Поллак сотнями брызг творит гармонию визуальной композиции. Как показали недавние исследования, движения художника при разбрызгивании не были случайными — он рассчитывал как краска польётся на холст, варьируя тремя переменными: скоростью перемещения руки, расстоянием между кистью и холстом, густотой и количеством краски. Поллак отточил свои движения так, чтобы на холсте оставались задуманные им идеальные брызги — далее он их воспроизводил механически.

Эмоциональная визуальная энергия от полотен Поллока схожа с триумфальным finale симфонии. Говорят, что Густав Малер, увидев Ниагарский водопад, крикнул: «Наконец-то фортиссимо!» Нечто похожее хочется воспроизвести и под водопадом эмоций великого мастера Джексона Поллока.

Джексон Поллок в своей студии в Нью-Йорке, 1943.

Джексон Поллок в своей студии в Нью-Йорке, 1943.

Фото:© 2020 The Pollock-Krasner Foundation/Artists Rights Society (ARS), New York; Bernard Schardt/Courtesy Pollock-Krasner House and Study Center; архив tatler

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует