Игорь Цуканов — о выставке «Наши 90-е. Время перемен» в МАММ

Вечно живые девяностые на выставке Игоря Мухина в Мультимедиа Арт Музее.
Игорь Цуканов — о выставке «Наши 90е. Время перемен» в МАММ

Посткоронавирусный период МАММ встретил во всеоружии, начав многомесячную «Фотобиеннале-2020» несколькими ударными выставками. Мое внимание привлекла «Наши 90-е. Время перемен» Игоря Мухина, самого яркого, с моей точки зрения, современного российского фотографа, руководителя мастерской Школы Родченко.

Творческая карьера Мухина началась в середине восьмидесятых с фотолетописи музыкального андерграунда. Песня «Перемен!» Виктора Цоя стала гимном молодежи новой эпохи, а Мухин запечатлел бесшабашную энергию времени в серии портретов участников групп «Кино», «Аквариум», «Алиса», «Браво», «Наутилус Помпилиус». Их творчество зарождало в молодежи новое ощущение жизни, новые надежды. Менялись лица на улицах. Так родились проекты «Я видел рок-энд-ролл» и «Молодежь большого города». Следом возникла серия «Советские монументы», фиксирующая эстетику осыпающихся символов коммунистической империи. Мухин передает с помощью своей камеры атмосферу уходящей эпохи, время приобретает визуальные художественные образы.

«Москва 1998»

Он родился в 1961-м в Москве. В середине восьмидесятых всерьез занялся фотографией. Снимал мир городской окраины – урны, скамейки, разрушающиеся монументы вождей. За фасадом на задворках он находит характеры, лица, страсти. Камера выхватывает уличных прохожих, влюбленных, рокеров. Это сближает Мухина с мастером старшего поколения из Харькова Борисом Михайловым, но и отличие очевидно. Михайлов разглядел абсурд, красоту, дикость и любовь там, где остальные видели серые будни. Он вывернул наизнанку эстетику советского пространства и создал образы параллельного мира, воспринимаемые на Западе как русский треш. Михайлов смотрит через объектив с ужасом. Иначе у Мухина. Он не отделяет себя от своих героев. Эта работа не на Запад. Это нам и про нас.

Взгляд Мухина на девяностые особенный. Исчезают советские лозунги и вывески, на улицах появляется реклама, столица обустраивается, меняется внешний облик людей – они улыбаются, обнимаются, выходят на демонстрации, спорят. Стряхивают с себя недавнее прошлое, переживают трудное настоящее и с опаской ожидают неизвестного будущего. В объектив Мухина часто попадают счастливые парочки. Это его герои – молодежь, даже подростки. Им сложнее всего в эпоху социальных сдвигов, но их окрыляет надежда и невероятное ощущение свободы. Энергия молодых людей разных убеждений выплескивается на митингах: комсомольцы, анархисты, демократы запечатлены в серии пронзительных кадров.

В каждом снимке Игорь Мухин кинематографически точен. Все у него дышит и движется – не имеет значения, что он снимает: подворотни, памятники, скамейки, митинги, рокеров, прохожих. Для современников и будущих поколений Мухин с талантом и любовью сохранил визуальный след «наших девяностых».

«Москва 1991»

Фото: Собрание МАММ