Игорь Цуканов — о выставке Дэмиена Херста в парижском Фонде Картье

В парижском Фонде Картье показывают Дэмиена Херста, каким мы его никогда не видели.
Игорь Цуканов — о выставке Дэмиена Херста в парижском Фонде Картье

Переехав в 1997-м в Лондон, мы поселились недалеко от модного района Ноттинг-Хилл. Быстро освоили местные рестораны. Самым крутым слыл Pharmacy («Аптека»). Еда приличная, но главное было в другом: приходя, вы попадали в тотальную инсталляцию. Вас окружали колбы с жидкостями причудливых цветов, медицинские шкафчики с пилюлями, картины с бабочками. Там я впервые услышал от официанта имя художника, который все это придумал, – Дэмиен Херст. Тогда же Королевская академия отдала свои залы для выставки Чарльза Саатчи «Сенсация». Первую скрипку на ней играл Херст, ставший суперзвездой лондонской арт-сцены.

После персонального аукциона Sotheby's в 2008-м создатель акулы в формалине и инкрустированного бриллиантами черепа превратился в самого успешного художника. И одновременно стал «плохишом» британского искусства: в прессе постоянно появлялись скандальные статьи с упоминанием его имени. Несколько следующих выставок не были удачными, цены на работы художника пошли вниз.

Художник Дэмиен Херст в своей студии, 2019.

Херст ушел в тень, снял новую студию и начал живописный проект «Цветение вишни». Во время локдауна он позволил миллиону подписчиков в инстаграме наблюдать вживую за изнанкой творческого процесса. Недавно, после трех лет работы, серия из ста семи монументальных картин была завершена. Тридцать из них сейчас можно увидеть на выставке в Фонде Картье.

Поражает не масштаб полотен, а палитра. Огромные холсты покрыты яркими, густыми, плотными мазками. Кремово-белые и пыльно-розовые кружатся по поверхности и похожи на воздушные безе. То там, то здесь появляются вязкие пятна горчично-желтого и коричневого цветов. Возникает цветовое сопротивление, ощущение хаоса. «Я хотел, чтобы издалека изображения напоминали деревья, – говорит Херст. – А вблизи их контуры исчезали бы в буйстве красок. Когда я не понимал, что делать дальше, я просто метал краску сверху, наносил ее всем, чем попало: кистями, палками, руками».

Прежде Херст сознательно создавал впечатление фабричного производства арт-объектов. Собирал цветовую гамму в одинаковые по размеру, но не повторяющиеся по цвету кружки, как в серии «Пятна». В серии «Вращение», напротив, отдавал цветораспределение на волю колеса, раскручивающего полотно, пока на него сверху льется краска.

На парижской экспозиции публике открывается другой Херст. Каждый пейзаж тонко балансирует между фигуративным и абстрактным изображением. В образах цветущей вишни из цветных точек поверх анатомически точных ветвей Херст задействует цвета Боннара, приемы пуантилистов, «организованный хаос» Поллока, масштабность абстрактных экспрессионистов.

Придя незадолго до своей смерти на выставку живописных работ Херста, Люсьен Фрейд сказал ему: «Я и не знал, парень, что ты умеешь рисовать». Великий мастер не ошибся.

Слушайте новый подкаст Tatler «Корона не жмет»

Фото: PRUDENCE CUMING ASSOCIATES