На странице gagosian.com/premieres зрителям предлагают различные ракурсы визуализации арта – от общего плана до погружения в текстуру холста. Сопровождается этот процесс неторопливым разговором самого Кифера с историком искусства Джеймсом Куно. Звезды балета Парижской оперы Уго Маршан и Ханна О’Нил танцуют – под пронзительную композицию Стива Райха Duet для струнного оркестра и двух скрипок. Музыка, балет и интеллектуальный подкаст – идеальный формат для онлайн-выставки в период пандемии.
Название выставки Field of the Cloth of Gold («Поле золотой парчи») отсылает к равнине неподалеку от Паде-Кале, где в начале XVI века состоялась встреча двух королей – Генриха VIII Английского и Франциска I Французского. Монархи заключили перемирие, которое просуществовало чуть более года. Затем разразилась новая бойня.
Кифер воспроизводит ощущение хрупкой надежды на мир и жестокой трагедии войны при помощи цвета, фактуры, объема. В серии из четырех монументальных работ исторический пейзаж спроецирован на золотое поле под темно-синим зловещим небосводом. Здесь, как всегда у Кифера, в изобилии присутствуют метафоры, отсылки к мифологии, философии и особенно поэзии.
Создавая свои полотна, Кифер добивается трехмерности изображения, используя различные материалы: сусальное золото, свинец, дерево, пепел, солому и даже золу коровьего навоза. Приближаясь к холсту (на новоязе онлайна – «зумируя изображение»), вы различаете густые плотные мазки. А когда отступаете, детали исчезают – перед зрителем предстает удивительная гармония света и цвета.
Художника завораживает идея смены порядка и хаоса – его работы предстают или незавершенными, или полуразрушенными. Когда Киферу кажется, что произведение слишком вылизано, он выставляет его вон из студии. На открытом воздухе холст подвергается воздействию дождя, солнца, ветра для достижения известного лишь одному мастеру баланса созидания и разрушения.
От работ Кифера возникает оцепенение. Рядом с ними трудно говорить, рассуждать, смеяться. Я испытал это ощущение и в студии художника в КруассиБобуре под Парижем, и на выставке в White Cube в Лондоне в 2017-м. Оказавшись перед монументальным изображением поля с мрачными апокалиптическими струями света, возносящимися в пепельное небо, я перестал быть зрителем – я вошел в иную реальность, стал участником вселенной Ансельма Кифера. Это ощущение вернулось ко мне вновь при онлайн-просмотре «Поля золотой парчи».
Фото: ©ANSELM KIEFER. PHOTO: GEORGES PONCET. COURTESY GAGOSIAN; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; АРХИВ TATLER