Главные игроки на рынке медицинских стартапов

Ковидный год изменил в мире примерно все, и рынок стартапов в том числе. Теперь главные игроки на нем — умные IT-проекты, помогающие нам не заболеть или качественно вылечиться. В идеале, не выходя из дома.
Главные игроки на рынке медицинских стартапов

«Первый заказ мы везли сами, попали в аварию. Мой партнер Артем Галихайдаров быстро пересел на такси и все-таки доехал до клиента. От него мы получили первую оплату — 3180 рублей наличными», — с улыбкой рассказывает невозможно обаятельный 25-летний Егише Варданян, основатель демократичного сервиса по подбору персонализированных витаминов Halsa. Теперь вместо Егише и Артема витамины развозит армия курьеров, за медицинское направление у них отвечает врач-диетолог Екатерина Любаева из звездной клиники Smart Recovery (среди клиентов — олимпийская чемпионка Аделина Сотникова и рэпер Мот из Black Star). За последний год Halsa получила 15 миллионов рублей в инвестициях. «Мы привлекали их через платформу United Investors, которая объединяет бизнес-ангелов России —предпринимателей, топ-менеджеров, — объясняет Варданян. — Желающих вложиться в наш проект было очень много, пришлось даже выбирать».

Это неудивительно: сейчас медицинские стартапы стали самым лакомым piece of cake для инвесторов. По данным консалтингового агентства Deloitte, за первую половину 2020 года объем привлеченных средств в этой сфере в России составил $17 млн, в мире — $6,3 млрд, что на 24% больше, чем в предыдущем году. Конечно, стартап стартапу рознь. «За ковидный год люди поняли несколько важных вещей, — объясняет Эмили Мелтон, MedTech-аналитик из Силиконовой долины. — Во-первых, что здоровье — это главное в жизни. Во-вторых, что лечиться можно удаленно или “с доставкой на дом”. Во-вторых, что универсальной волшебной таблетки не существует, медицина должна быть персонализированной. Наконец, что предотвратить однозначно легче, чем лечить».

Егише Варданян (Halsa).

«Я заплатила 75 000 руб. Потом узнала, что это стоит в разы дешевле».

Halsa в эту концепцию полностью вписалась, вдохновившись успехом американских стартапов. Механика простая: заполняешь на сайте подробнейшую анкету (от хронических заболеваний до образа жизни), далее разработанный врачами умный алгоритм составляет тебе персональную программу витаминов на месяц, а затем курьер привозит яркую коробку с 30-ю пакетиками на каждый день. Набор витаминов может меняться от месяца к месяцу в зависимости от новых целей. Коробка, кстати, отдельный арт-объект — с ней отчаянно фотографируются для инстаграма. Все витамины простые и понятные (никаких экстрактов рога единорога), их Halsa покупает у международных сертифицированных поставщиков или производит сама. Цены более чем демократичные — набор на месяц в среднем обойдется в 2700 рублей. Хейтерам, обвиняющим Halsa в том, что они предлагают витамины без анализов, Варданян без запинки отвечает: «Мы не конкурент анализам крови, мы конкурент самоназначению. 90% людей в России пьют витамины, которые нагуглили или посоветовала подруга. Наш бесплатный метод намного точнее и безопаснее». Доход от проекта фаундеры сознательно тратят на дальнейшее развитие бизнеса (ближайший план — запустить подписку на витамины). «Мы еще в самом начале пути. Свободного времени у нас быть не должно», — безапелляционно заявляет Варданян. Но все же любит ездить в родную Армению, занимается боксом и недавно пробежал полумарафон.

Похоже, любовь к активным видам спорта и талант к медстартапам идут в комплекте. Фаундер супер-успешного проекта Lifetime Михаил Воробьев ездит кататься на горном снегоходе в Красноярск, участвует в регатах, любит серф и большой теннис. Доходы от стартапа позволяют: за последние полгода оборот Lifetime вырос в 10 раз, с 1 до 10 миллионов в месяц. Бизнес-модель несколько раз менялась (от подбора чекапов до велнес-рекомендаций), но осенью 2020-го пришла в свой нынешний вид. Все гениальное просто: анализы с доставкой на дом за 40 минут и экономией 30-40%. Бургер из Яндекс.Лавки порой приходится ждать дольше. «Сдача анализов всегда была стрессом, в пандемию он только увеличился, — объясняет Воробьев. — Надо отпроситься с работы, оставить детей, сидеть в очереди. А там рассадник заразы. В результате люди очень редко обследуются, только если уж действительно припрет. По мере развития нашего сервиса мы видим, что клиенты сдают анализы все чаще, потому что это стало удобным». Lifetime, как и Halsa, использует модную модель DtC — direct to consumer. Проще говоря, сами выступают как поставщики услуг, без комиссий и посредников. Пока проект существует на средства Воробьева, одного из основателей компании «Эр-телеком». Амбициозный план фаундеров Михаила Воробьева и Константина Рябцева — к 2022 году зарабатывать 50 млн рублей ежемесячно и расширить Lifetime до маркетплейса здоровья с телеконсультациями и персонализированными назначениями. «Бизнес должен не жаловаться на то, что у нас в стране плохо идет превентивная медицина, а делать все, чтобы это изменить», — уверен Воробьев.

Михаил Воробьёв (Lifetime).

Константин Рябцев (Lifetime).

Его подход разделяет Анастасия Файзуленова — 26-летняя умница и красавица, номинированная в список Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет». Детище Файзуленовой — стартап Checkme, агрегатор чекапов, помогающий пройти полное обследование организма со скидкой до 65% и за один день. С бизнес-чутьем у Анастасии все в порядке: в 18 лет она открыла школу танцев «Касабланка», через два года привлекла 42 миллиона рублей инвестиций, а еще через год продала бизнес. «Это было эмоционально очень тяжело, я похудела, у меня выпали волосы, — рассказывает Файзуленова. — Решила пройти комплексное обследование в ближайшей клинике, заплатила за него большую сумму, хотя, как потом выяснилось, можно было сделать то же самое в три раза дешевле». Так родился новый бизнес — Checkme. Cервис максимально удобный и бесплатный для клиента: заходишь на сайт, выбираешь нужный чекап (например, «постковид» или «женское здоровье») и отправляешься в удобную клинику. Сами чекапы разработаны врачами Checkme и утверждены экспертами из топовых клиник, например, Hadassah Moscow. «Мы убрали из каждой программы ненужные, устаревшие обследования, — объясняет Настя. — Клиент вообще не должен в них разбираться. Мы выступаем как эксперты, объясняем, как держать под контролем основные риски для здоровья. Лучше раз в год делать чекап, чем потом лечиться за большие деньги». Концепт Checkme пришелся по душе инвесторам — стартап привлек $755 000 инвестиций. Несмотря на юный возраст, Файзуленова сознательно тратит заработанное не на сумочки Bottega Veneta, а на саморазвитие — индивидуальные уроки по плаванию, фортепиано, шахматам и верховой езде. «Раньше среди предпринимателей было очень мало молодых женщин, но скоро все изменится», — уверена она.

29-летняя Ольга Осокина готова подписаться под этим утверждением: год назад она стала номинантом рейтинга Next 1000 Entrepreneurs по версии Forbes и собрала несколько международных наград за лучший технологичный стартап. «Я хотела создать проект, который дает истинные знания о здоровье без инфоцыганства», — объясняет Осокина. Так год назад появился стартап AIBY — платформа, где можно получить персонализированную программу для решения разных велнес-задач — от похудения до генетического разбора. Телеконсультации, программы чекапов, платформа ментального здоровья — над программами трудятся эксперты со всего мира. А еще AIBY производит футуристические умные девайсы — например, велнес-робота в форме зеркала, в который встроена персональная программа здоровья. Осокина не по годам серьезна и ответственна — за год $2,4 млн инвестиций было привлечено на экосистему. «Я еще в школе поняла, что есть бартер обмена знаний экспертности, так в 14 был создан мой первый стартап». Ольга уверена, что каждый стартап — отражение фаундера. «Я хотела показать людям, что здоровье — это основа основ, на которой должно строиться все остальное». Звучит вдохновляюще — хочется только пожелать юным MedTech-фаундерам, чтобы они хоть иногда снижали градус серьезности и позволяли себе веселые безумства. Ну или хотя бы покупали сумочки.

Анастасия Файзуленова (Checkme).

Ольга Осокина (AIBY).

Слушайте подкаст Tatler «История роскоши»

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: GETTYIMAGES.COM; SHUTTERSTOCK/FOTODOM.RU; ВИКТОРИЯ ВИАТРИС/ТАСС; ВЛАДИМИР ТРЕФИЛОВ/«РИА НОВОСТИ»; НИНА ЗОТИНА/«РИА НОВОСТИ»; ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ