Героини Tatler рассказывают про свои самые яркие путешествия

Про те, которые невозможно забыть и очень хочется повторить.

Дарья Лисиченко — Енисей

Среди всех путешествий, которые у меня когда-либо случались в жизни, самой интересной была недавняя поездка по Енисею. Ее для нас организовала компания «ВодоходЪ» на теплоходе «Максим Горький», который был модернизирован до уровня пятизвездочной гостиницы. Сибирь — это вообще такое место, где сложно путешествовать. Потому что нужно знать конкретные места, чтобы действительно увидеть что-то интересное. Мы прошли по Енисею от Красноярска до Норильска и обратно. Посетили, например, поселок Бахта, про который снят фильм «Счастливые люди» о жизни и быте промысловиков — охотников и рыболовов.

В день своего рождения я побывала сразу в двух местах. Во-первых, на «Стройке 503». Это проект ГУЛАГа, железная дорога, которую при Сталине несколько лет строили заключенные. Когда Сталин умер, ее бросили. Сейчас там остались старые рельсы, бывшие бараки, заброшенная электростанция. Все это производит сильное впечатление. Во-вторых, в Музее вечной мерзлоты. Потом шутила, что следующий год точно должен быть полон свободы и тепла.

В нашем маршруте также были поселения кетов (малочисленный коренной народ Сибири. — Прим. Tatler), которые до сих пор ведут очень аутентичный образ жизни. Познакомились со староверами — двумя семьями в большом селе Ярцево. Быт у них очень традиционный. Нужно сказать, что это староверы, которые не ходят в церковь. И все стараются добывать самостоятельно — сами шьют одежду, выращивают то, что могут вырастить. Стараются по минимуму покупать что-то в магазине. Даже лекарства они «исправляют» — достают из упаковки и творят молитвы.

В Туруханске познакомились с удивительным человеком — Михаилом Прудченко, единственным врачом, которому доверяют все староверы на сто километров вокруг. У него собрана большая и редкая коллекция предметов культа кетов и уникальных икон, которые ему дарили в знак уважения. Этот мужчина производит невероятное впечатление — ему пятьдесят лет, он высокий, красивый, такой русский богатырь. Михаил лечит все и вся, люди его очень уважают.

А завершилась программа на плато Путорана. Это невероятной красоты место, куда очень сложно добраться. Но для путешественников место культовое, там нет связи, очень дикая природа. Мы туда прилетели на два часа, просто погулять, и остались в полном восторге.

Наталья Османн — Тибет

Мы с моим мужем Мурадом любим ездить в малопопулярные среди туристов места, добираться до самых глубинок. Наверное, одной из самых запоминающихся была поездка в Тибет. Она случилась два года назад, в мае. Программу, как обычно, мы составляли сами, это была наша #Followmeto поездка. Прилетели мы в Лхасу, город, расположенный на высоте 3650 метров над уровнем моря. Провели там несколько дней, ходили по священным местам, посетили дворец Потала, где жил Далай-лама. Затем в течение нескольких недель ехали в сторону горы Кайлас, которая считается священной в шести религиях. Останавливались в разных городах, жили в монастырях, изучали культуру и историю региона.

Финальной точкой стала трехдневная кора вокруг горы Кайлас. Это шестьдесят километров пешего пути на высоте пять тысяч километров, каждый день нужно преодолевать треть. Это не про физическое испытание, а про изучение самого себя, своего внутреннего состояния. На протяжении трех дней каждый ведет внутренний диалог с собой, чувствует невероятную энергию горы. В результате меняется отношение ко многим вещам. На второй день преодолевали перевал, который называется «Топор кармы». Это сложно физически. Но зато потом уходят лишние предубеждения и страхи.

Надеюсь, что однажды мы туда еще вернемся. Повторить этот путь однозначно стоит, если есть какие-то неразрешенные внутренние вопросы. Все ответы однозначно там найдутся. Жизнь изменится — в самом хорошем смысле.

Евгения Линович — Енисей и Ликийская тропа

Я считаю пляжные путешествия и гастрономические туры просто ради посещения ресторанов довольно скучным времяпрепровождением. Обычно участвую в таких активностях только в хорошей компании. А так — стараюсь придумать что-то познавательное или спортивное. Например, в мае мы ездили в путешествие по Ликийскому пути. Это маршрут длиной около пятисот километров в современной Турции, на месте древнего государства Ликия. Про эту область долгое время никто не помнил, но после выхода книги английской путешественницы Кейт Клоу в 1999-м Ликийская тропа начала привлекать много туристов. Мы ходили по ней неделю.

Поездка получилась довольно экзотической. Каждый день нужно было проходить от пятнадцати до семнадцати километров, чаще всего в гору. Где-то приходилось ночевать в палатках, где-то можно было договориться с маленькими пансионами, где-то разрешали остаться в своих домах местные жители. Мы не просто шли, а делали это со смыслом — погружались в исторический и культурный контекст. Организовала все моя близкая подруга Татьяна Булыгина, создательница лектория «Прямая речь». У нее есть хобби — устраивать необычные путешествия для друзей в рамках ее закрытого клуба #ПозовиМеняСсобой. В нашей ликийской группе было двадцать очень разных человек — от владельцев крупных IT-компаний и топ-менеджеров до представителей творческих индустрий. Преодолевая горы, мы все сдружились — общаемся до сих пор и планируем новые приключения.

А в июне мы вместе с Дашей Лисиченко, Викой Борисевич и другими друзьями совершили круиз по Енисею вместе с компанией «ВодоходЪ». Для меня в этой экспедиции было важно понять, насколько же Сибирь — огромная и неизведанная часть нашей страны. Мы совершили десять остановок, между многими населенными пунктами не было дорог. Где-то до сих пор нет связи, не ловит телефон. Совершенно дикая природа, при этом в четырех часах полета от Москвы.

А еще, конечно, запомнились люди. В каждом городе, в каждом селе и деревне нас встречали фанаты своего дела. Очень интересно было познакомиться с этнографами, местным депутатом, врачом, который помогает представителям малых северных народов, спасателями и предпринимателями.

Татьяна Рогаченко — Краснодарский край

В моей жизни было много запоминающихся поездок. Расскажу о последней, которая случилась совсем недавно — про «Лавандовый уикенд», который я организовала для группы из десяти девушек. Один из самых прекрасных и веселых в моей жизни. Мы прилетели в Геленджик и остановились в отеле «Метрополь», где нас ждал обед от шефа Александра Денисова. Он приготовил красивый и приятный обед, который сопровождался игристым от местных производителей. Затем был гастрономический ужин от шефа ресторана «Фьюжн» Павла Кравчука с потрясающими мидиями в пяти соусах. Наутро мы пошли на местный рынок, купили фрукты, овощи и букеты ромашек, приехали в порт, где нас ждала яхта «Морская Фея». Все-таки в женской компании легко забыть о реальности и просто «оторваться», назло всему и вся!

Была и лаванда. Сначала в Лефкадии с медитациями в поле, а на следующий день — в очень милом и почти французском месте под названием Maison des plantes aromatiques, где мы были совершенно одни. Сидели под дождем и вдыхали волшебный аромат лаванды, пили игристое и наслаждались моментом. Геленджик по-настоящему удивил, а Краснодарский край — опять порадовал.

Всем, кто тоже собирается в те края, рекомендую организовать тур самостоятельно или доверить тем, кто умеет наслаждаться жизнью. Важно помнить, что все, что мы делаем, мы делаем для себя. Когда мы едим что-то вкусное — мы делаем хорошо в первую очередь себе. Когда покупаем хорошую и красивую одежду — радуем в первую очередь себя. Хорошее выражение Art de vivre пришло к нам из моей любимой Франции, и оно означает соблюдение двух вещей — безупречных манер и вседозволенности. Это удовольствие в деталях, искусство жить красиво здесь и сейчас, хорошо и вкусно есть, красиво одеваться и отдыхать. Это жизнь сейчас, а не завтра. И не через год или два.