1. Главная
  2. Герои
Герои

4 московских пассажа, где процветал шопинг больше ста лет назад

Сегодня бутики известных брендов можно найти в каждом приличном районе столицы, а возможности шопинга стали практически бесконечными. В конце позапрошлого века с этим было немного сложнее: московские модницы и франты выбирали платья и фраки для светских приемов в пассажах — аналоге современных торговых центров. Некоторые из них сохранились до наших дней, а одному совсем скоро суждено стать новым местом силы в центре Москвы. Какому именно — узнаете из нашей подборки.
реклама
26 Сентября 2019

Пассаж Сан-Галли — Московский Дом художника

Улица Кузнецкий Мост, 11

Еще в конце XVIII века на месте здания пассажа были расположены торговые помещения — здесь работали французские лавки с зарубежными товарами, которые принесли Кузнецкому Мосту славу одной из самых модных улиц Москвы. Спустя сто лет это владение приобрел Франц Сан-Галли, занимавшийся производством металлических изделий. Архитектор Алексей Мартынов соединил остекленным чугунным сводом две старинные постройки, создав таким образом выставочное пространство для изделий завода Сан-Галли и нескольких магазинов: здесь продавали ювелирные украшения, фарфор, картины, рояли и оружие.

В 1917 году владельцем пассажа стал Николай Дмитриевич Филиппов, открывший в здании булочную и кафе “Питтореск”, интерьеры которого оформили художники-авангардисты (через год кафе перешло в ведение Наркомпроса и получило более пролетарское название “Красный петух”). Бывший пассаж стал важным центром литературной жизни Москвы: здесь, например, выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк, а еще показывали драму “Незнакомка” в постановке Всеволода Мейерхольда. В 1930-х пассаж начали использовать для проведения выставок, и это назначение здания сохранилось до сегодняшнего дня: вот уже больше 60 лет его занимает Московский Дом художника.

реклама

Пассаж Попова — Kuznetsky Most 12 by Lalique

Улица Кузнецкий Мост, 12

В 1870-х годах архитекторы Александр Резанов и Александр Каминский спроектировали здание пассажа для чаеторговца Константина Попова: пятиэтажная постройка с богато украшенным фасадом стала архитектурной доминантой района и одним из любимых мест светской публики. Здесь можно было арендовать богемную квартиру, купить меха и ювелирные изделия в торговой галерее, заказать портрет в фотографической студии и посетить выставки модных художников — например, Ивана Айвазовского. Пассажем тогда управляли люди, во многом опережавшие свое время: неслучайно именно тут открылась первая в Москве телефонная станция и появилась первая световая реклама. После революции коммерческие и жилые функции здания отошли на задний план. Долгое время в нем размещались казенные учреждения, пассаж не ремонтировали, и он понемногу приходил в запустение.

Скоро памятник архитектуры обретет вторую жизнь. Подарят ее бывшему пассажу девелоперская компания KR Properties и легендарный французский бренд Lalique, которые создадут первый в мире брендированный клубный дом Kuznetsky Most 12 by Lalique. Как и в XIX веке, здесь разместится торговая галерея (а еще французское кафе, гастрономический ресторан с винотекой и спа — 140 лет назад москвичи могли об этом только мечтать). На верхних этажах обустроят апартаменты с чистовой отделкой в формате white box, в том числе два пентхауса с панорамными видами на центр столицы. Внутри сохранят исторический декор: лепнина, барельефы, наборный паркет, лестничные перила, изразцовые печи, дверные порталы — все будет выглядеть так же, как и во времена Попова. Реставрационные работы ведут на основе архивных документов, так что в их качестве можно не сомневаться.

Интерьеры здания не будут уступать меблировкам XIX века: к оформлению привлекли французский бренд Lalique со 130-летней историей. Компания обладает статусом мануфактуры, сохраняющей традиции высокого ручного ремесла Франции, а некоторые предметы ее производства охраняются как культурное наследие государства. В клубном доме появятся роскошные витражи, люстры, стеклянные ширмы и стеновые панели Lalique. Бренд также отвечает за отделку ванных комнат, в которых будут установлены знаменитые хрустальные смесители.

Коллаборация Lalique и KR Properties, взявшихся отреставрировать здание, получилась действительно осмысленной: это тот случай, когда эстетика бренда, видение девелопера и исторический контекст не противоречат друг другу, как часто бывает при реставрации старинных построек. Оценить старания современных архитекторов и дизайнеров можно будет уже в 2021 году, ну а присмотреть апартаменты с видом на ЦУМ есть шанс уже сейчас.

Постниковский пассаж — Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой

Тверская улица, 5/6

Когда купеческая жена Лидия Постникова стала владелицей дома недалеко от Красной площади, ей показалось, что городскую усадьбу лучше приспособить под торговое пространство. Здание надстроили, оснастили витринными окнами и дополнительными корпусами, однако вложения Лидии Аркадьевны не окупились в должной мере. Постниковский пассаж обладал не самой удачной планировкой и располагался далеко от района Кузнецкого Моста — московской мекки состоятельных покупателей того времени. Торговля шла не слишком бойко, и в 1906 году Постникова продала пассаж как убыточное предприятие. Новому владельцу удалось наладить дела и даже открыть в здании гостиницу “Астория”, которую пришедшие к власти большевики переименовали в “Пассаж”. Сегодня сюда стоит идти за пищей духовной: с 1946 года в бывшем пассаже работает Театр имени М. Н. Ермоловой.

Фирсановский пассаж — Петровский пассаж

Улица Петровка, 10

Лидия Аркадьевна была не единственной женщиной, решившей заняться торговым бизнесом. В самом начале XX века состоятельная предпринимательница Вера Фирсанова продала несколько участков земли, чтобы заказать строительство московского пассажа своего имени — того самого, где герои романа “12 стульев” упустили столь желанный гарнитур. Здесь разместились павильоны более 50 самых модных фирм тех времен: среди них “Луи Крейцер — белье и галстуки”, “Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев”, “Матильда Бариш — корсеты и зонты”. Владелица позаботилась о том, чтобы в здание поступало электричество с электростанции Сандуновских бань, которые также принадлежали Вере Ивановне, так что по вечерам пассаж сверкал огнями. Интерьер напоминает ГУМ в миниатюре: торговые ряды находятся в галерее с застекленными сводами, которые проектировались под руководством знаменитого Владимира Шухова.

После революции Фирсановский пассаж переименовали в Петровский и на время лишили статуса торгового пространства. В разные периоды советской эпохи здесь размещались кинотеатр, выставка Высшего Совета народного хозяйства, фабрика по пошиву белья для Красной Армии и даже трест, где конструировали первые советские дирижабли. В 1960-х годах здание вернулось к своим первоначальным функциям, и сегодня сюда все еще можно прийти на шопинг — в отличие от того же ГУМа, тут почти всегда немноголюдно.

Фото:Валерий Шарифулин/ТАСС, Getty Images, Shutterstock

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует