Фрэнсис МакДорманд что известно о звезде «Земли кочевников» и обладательнице трех «Оскаров»

Фрэнсис Макдорманд: что известно о звезде «Земли кочевников» и обладательнице трех «Оскаров»

Одна из самых необычных и талантливых актрис Голливуда.

Фрэнсис Макдорманд — настоящий голливудский феномен. Она из тех редких знаменитых женщин, которые не пытаются бороться с естественными возрастными изменениями в своей внешности и не видят ничего странного в том, чтобы прийти на престижную премию без макияжа и замысловатой укладки, прядь к пряди. Она редко позирует на красных дорожках и скрывает место, где живет, научила мир принимать себя такой, какая есть, и подарила кинематографу множество глубоких ролей. За три из них актрисе вручили «Оскар». Последний — в 2021 году, за игру в фильме «Земля кочевников», который также был признан лучшим среди немногих достойных картин, вышедших в непростые ковидные времена.

Макдорманд появилась на свет 23 июня 1957 года в Гибсон-Сити, штат Иллинойс, и была названа родителями Синтией Энн Смит. В возрасте полутора лет она попала в приемную семью, где ей изменили имя на Фрэнсис Луиза. Свое происхождение актриса не скрывает, а людей, которые ее вырастили — Норин и Вернона Макдормандов — называет матерью и отцом. Приемные родители, по словам Фрэнсис, были «обстоятельными и образованными представителями рабочего класса», переехавшими в Иллинойс из Канады. Здоровье Норин и Вернона не позволило им иметь родных детей, поэтому всю нерастраченную любовь они подарили приемным. Фрэнсис была третьим и последним взятым ими на воспитание ребенком.

Играть Фрэнсис Макдорманд начала в 14 лет, еще в старшей школе. Ее учительница по английскому языку тогда решила привлечь заинтересованных студентов к постановкам после основных уроков. Разумеется, упражнялись юные дарования на классике — пьесах Шекспира. Макдорманд досталась роль Леди Макбет. Так появилась мечта, которая никуда не исчезла после поступления в колледж. Там Фрэнсис была одной из немногих, кто интересовался актерской игрой. Это видели и ценили преподаватели, при их содействии актриса попала на прослушивание в Йельскую школу драмы. Поступив в 1979 году, она попала на курс к театральному режиссеру Ллойду Ричардсу.

После выпуска Макдорманд направилась прямиком в Нью-Йорк, надеясь играть в одном из бродвейских театров. Она сняла маленькую квартиру в Бронксе, нашла работу кассиром ближе к центру города и приготовилась ловить удачу за хвост. Удача действительно подвернулась — соседка Фрэнсис устроила ей прослушивание в фильме братьев Коэнов «Просто кровь». Актрисе досталась роль молодой женщины по имени Эбби, которая, устав от супружеской жизни, бросается в любовную авантюру с другим мужчиной.

Нетрудно догадаться, что именно так Фрэнсис Макдорманд встретила своего будущего мужа — Джоэла Коэна. «Он свел меня с ума своим безупречным вкусом к книгам, я его — тем, что пригласила его на свидание, чтобы обсудить то, что он дал мне почитать», — рассказала актриса в интервью Vogue. Вернувшись после съемок в Нью-Йорк из Остина, штат Техас, Фрэнсис и Джоэл, не думая, съехались. Вскоре, в 1984 году, они поженились. «С Джоэлом я поняла, что могу иметь отношения, глубокие и чувственные, в которых мы оба можем работать, в том числе и друг с другом. Я поняла, что вполне реально не привязываться настолько, что каждый теряет способность иметь свою жизнь», — призналась Макдорманд.

Фрэнсис Макдорманд и Джоэл Коэн с сыном Педро

В 1989 году актриса получила первую номинацию на «Оскар» — за роль в фильме «Миссисипи в огне». Она часто сотрудничала с Коэнами (хотя брак вовсе не гарантировал ей главные роли во всех их картинах) и с другими режиссерами, но хорошей работы было не так уж и много. Макдорманд пришлось учиться справляться с огорчением от упущенных возможностей и принять, что взгляд режиссера (и ее мужа тоже) может отличаться от ее личного. К тому же на пробах Фрэнсис часто говорили, что она недостаточно хорошо смотрится в кадре. Приходилось мириться с абсолютно не глубокими ролями подруги симпатичной девушки или спутницы зрелого мужчины. Шутка ли — однажды перед прослушиванием актриса получила синопсис, в котором было прописано, что у ее героини должна быть большая грудь. Другой продюсер доверительно предложил включить в съемочные расходы пластическую операцию — бюджет, мол, позволяет.

Не терять веру в то, что талант гораздо важнее внешних данных, актрисе помогал муж. В 1995-м случился фильм «Фарго», за который взялись братья Коэны. Там Макдорманд досталась главная роль — бесстрашной женщины-полицейской по имени Мардж, которая расследует связанные похищение и убийства на седьмом месяце беременности. В том, что героиня Фрэнсис ожидала ребенка, на самом деле заложен личный для нее и Коэна смысл — на момент съемок они почти получили разрешение на усыновление мальчика из Парагвая по имени Педро. До этого супруги пытались зачать ребенка естественным путем, но подвело здоровье. Так что фактически актриса, играя беременную женщину, сама находилась в ожидания ребенка — правда, не биологически ей родного.

«Фарго» получил два «Оскара» — за сценарий и игру Фрэнсис Макдорманд. Так у актрисы появилась первая личная престижная награда.

Став родителями, Фрэнсис и Джоэл приняли решение растить ребенка в Нью-Йорке. Актриса соглашалась на одну роль в фильме в год и играла в театре. Когда Педро подрос, Макдорманд задумалась о том, что ей нужно дело, которым бы она могла заняться в более зрелом возрасте. Так она начала пробовать себя в качестве продюсера — решение организационных и финансовых вопросов ей нравилось не меньше, чем работа в кадре. Она стала увереннее в выражении собственных идей на съемках и, например, сама предложила режиссеру фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартину Макдонаху сделать так, чтобы ее героиня весь фильм ходила в униформе. Эта деталь действительно визуально обострила личную драму Милдред. В 2018-м Макдорманд получила за эту роль второй «Оскар».

А в 2020-м вышла «Земля кочевников» — полудокументальный фильм Хлои Чжао о быте людей, добровольно или вынужденно живущих в домах на колесах. Макдорманд там — едва ли не единственная профессиональная актриса. Большая часть людей, задействованных в съемках, — это реальные «кочевники», сумевшие обустроить быт в фургонах и постоянных переездах. Впрочем, Фрэнсис тоже привнесла много личного в эту картину. Во-первых, у ее героини очень похожее имя — Ферн (плюс есть намек на то, что и фамилия тоже начинается с «Мак»). Во-вторых, в своей машине Ферн хранит тарелки, доставшиеся от отца — точно такие же Вернон Макдорманд подарил приемной дочери после выпуска из колледжа. А камень, который герой Дэвида Стрэтэйрна дарит главной героине, изначально был взят на пляже в городе, где сейчас живет актриса. Вполне возможно, есть и другие отсылки.

Макдорманд очень естественна не только на экране, но и в жизни. Она не стремится следовать общепринятым стандартам, некоторые из которых в Голливуде уже больше похожи на предписания или правила хорошего тона (как, например, вечерний макияж на красной дорожке). Но при всем этом актриса вовсе не равнодушна к моде. Обладательница четырех главных актерских наград — «Оскара», «Золотого глобуса», «Тони» и «Эмми» — дружит с дизайнерами, обожает платья свободного кроя с акцентами в виде воздушных рукавов и любит нарушать правила. Она носит одну и ту же вещь по несколько раз, надевает на премьеру пресловутые «зимние» сапоги и сочетает кутюр с биркенштоками. Все это добавляет ей самобытности и окружает каким-то особым шармом. В век фильтров и безупречной картинки инстаграма подобное кажется большой редкостью.

Фрэнсис Макдорманд и Сэм Рокуэлл

Фото: getty images