1. Главная
  2. Герои
Герои

Это будет бомба: Игорь Цуканов устраивает провокацию в Лондоне

В самой провокативной галерее Лондона сыграют с огнеопасным русским искусством.
реклама
3 Ноября 2017
Постер выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism в галерее Саатчи.

Постер выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism в галерее Саатчи.

Несколько лет назад я задумал организовать выставку российского современного искусства в Лондоне. Так, чтобы было совсем по-серьезному. Подготовленный мной концепт, два известных куратора и финансовое обеспечение давали некоторую уверенность в том, что дело может выгореть. Я обратился в несколько очевидных мест и пару неочевидных. В местах очевидных все утонуло в милейших разговорах и неопределенных сроках. А вот в самом неочевидном месте, галерее Саатчи, отреагировали быстро и задали конкретные вопросы. Так началась моя история многолетнего партнерства с этой провокативной и динамичной лондонской галереей.

Начнем с того, что это не галерея в обычном понимании. Там не продают искусство, а устраивают необычные выставки с бесплатным входом для всех желающих. А желающих — под два миллиона в год, любой музей позавидует. Пятнадцать из двадцати наиболее посещаемых лондонских выставок последней пятилетки были проведены в Саатчи. На ее сайте более ста тысяч зарегистрированных членов, информацию о себе там разместили одиннадцать тысяч арт-дилеров, шесть тысяч галерей и музеев.

реклама

История этой не похожей ни на что институции началась в восьмидесятые, когда молодой амбициозный Чарльз Саатчи открыл свою первую галерею с задачей изменить провинциальный арт-ландшафт Лондона. К тому времени он уже успел создать вместе с братом невероятно успешное рекламное агентство «Саатчи и Саатчи».

Фотография Олега Кулика «Я ­кусаю Америку, а Америка кусает меня № 6», 1997.

Фотография Олега Кулика «Я ­кусаю Америку, а Америка кусает меня № 6», 1997.

Выбранная Чарльзом стратегия «все методы хороши для достижения успеха» не отличалась новизной, но выделялась качеством исполнения. Он стал заказывать и покупать работы молодых талантливых художников в неслыханных масштабах, быстро став крупнейшим коллекционером британского искусства. Начал устраивать выставки, которые шокировали публику и привлекали прессу. Раскрутил недавних выпускников художественных школ, которых критики объединили в движение «Молодые британские художники». Самые известные работы девяностых вроде инсталляции «Акула» Дэмиена Хёрста прошли через коллекцию Саатчи. В конце девяностых Чарльз на основе своей коллекции организовал выставку Sensation в Королевской академии художеств и окончательно утвердил за собой статус главного рейн-мейкера британского искусства.

Но в 2000-м открылась Тейт Модерн, которая заявила о своих претензиях определять тренды contemporary art. Саатчи принял этот вызов и несколько лет спустя открыл в Челси сверхсовременное технологичное пространство (более трех тысяч квадратных метров светлых просторных помещений в отреставрированном трехэтажном здании на Кингс-роуд). С тех пор между крупнейшим публичным музеем и самой известной частной галереей Лондона идет негласное соперничество за внимание зрителей и арт‑сообщества.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Выставки-шоу в Саатчи могут нравиться или не нравиться, но они никого не оставляют равнодушным. В них встречаются искусство, дизайн, мода. Недавние выставки Exhibitionism: The Rolling Stones и Chanel: Mademoiselle Privé просто сносили голову. Мой первый проект с галереей — Breaking the Ice: Moscow Art, 1960–80s — в 2013-м привлек более шестисот тысяч посетителей, вошел в тройку наиболее посещаемых выставок Лондона, Нью-Йорка и Парижа и получил очень позитивную оценку прессы. После такого дебюта Саатчи предоставила мне карт-бланш на новые проекты в течение семи лет, и я сделал еще две выставки-блокбастера: Post Pop: East Meets West и Revelations.

Петр Павленский

Петр Павленский

В этом году 15 ноября я открываю в Саатчи выставку Art Riot: Post-Soviet Actionism. Она расскажет и покажет историю главных героев протестных перформансов с начала девяностых до настоящего времени: Олега Кулика, Pussy Riot, Петра Павленского и ряда других. Исключительно сложную задачу — перенести уличное действо в формат экспозиции — помогала решить собранная мною команда. Марат Гельман выступил куратором, Степан Лукьянов — дизайнером, Андрей Ковалев стал главным редактором каталога. На закуску лондонская театральная труппа Les Enfants Terribles в серии повторяющихся двадцатиминутных перформансов воссоздаст основные акции Pussy Riot и последующие события на суде и в колонии. Все будет максимально необычно, в лучших традициях галереи Саатчи.

Акция Pussy Riot «Освободи брусчатку», 2011.

Акция Pussy Riot «Освободи брусчатку», 2011.

Фото:архив tatler

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует