«Эта роль подготовила меня к любой потере и научила эмпатии»: Ванесса Кирби о фильме «Фрагменты женщины»

7 января на Netflix вышла драма «Фрагменты женщины», уже подарившая Ванессе Кирби высшую актерскую награду Венецианского фестиваля. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло поговорила с актрисой о ее новом проекте, о том, как изменилась ее жизнь после «Короны», и о работе с Шайей ЛаБафом.
«Эта роль подготовила меня к любой потере и научила эмпатии» Ванесса Кирби о фильме «Фрагменты женщины»

Британка Ванесса Кирби не нуждается в особом представлении: в свои 32 года она известна как минимум ролью младшей сестры Елизаветы II принцессы Маргарет в первых двух сезонах «Короны». Эта работа принесла ей премию BAFTA и номинацию на «Эмми». Любители блокбастеров могут помнить ее по последней на данный момент части «Миссия: Невыполнима». К слову, роль актрисы в этой кинофраншизе Тома Круза оказалась настолько яркой, что ее героиня появится и в седьмой, и даже в восьмой «Миссии».

Но в 2020 году имя Ванессы Кирби ассоциировалось отнюдь не с этими проектами. Осенью на кинофестивале в Венеции состоялись премьеры сразу двух фильмов с ее участием — исторической драмы «Мир грядущий» (The World to Come), среди продюсеров которой значатся Илья Стюарт и Мурад Османн, и психологической драмы «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman), продюсером которой выступил оскароносный Мартин Скорсезе. Этот фильм стал первым англоязычным проектом в карьере венгерского театрального и кинорежиссера Корнела Мундруцо, и именно он подарил Ванессе высшую актерскую награду Венеции — Кубок Вольпи за лучшую женскую роль, сделав ее очевидной участницей предстоящего сезона кинонаград.

«Фрагменты женщины» — экранизация одноименной пьесы, которая с аншлагом шла на сцене варшавского театра TR с 2018 года. Режиссером этой постановки стал Корнел Мундруцо, а сценарий был написан его подругой Катой Вебер. После успеха пьесы пара решила перенести историю, основанную на реальных событиях из их жизни, на киноэкраны.

Кирби играет Марту Вайс, молодую жительницу Бостона, которая решается на домашние роды, но малышка, едва родившись, умирает. Марта и ее партнер Шон, которого играет Шайа ЛаБаф, уверены, что в этом виновата акушерка, и подают против нее судебный иск. Но фильм не столько об этой трагедии, сколько о том, как ее переживают родители погибшей девочки.

О своей семье, напрямую никак не связанной ни с театром, ни с кино, Ванесса Кирби рассказывает так: «Мой отец очень любит Шекспира, и они с мамой постоянно водили меня в театр. Я очень благодарна им за это! Помню, когда я была совсем малышкой, мне было немного скучно в театре, но однажды я увидела “Вишневый сад” на сцене одного из лондонских театров. В той постановке Ванесса и Корин Редгрейв играли брата и сестру. И в тот вечер я покидала театр с неуловимым ощущением того, что он навсегда изменит мою судьбу — мне тогда было 11 лет. Знаете, так иногда бывает в кино, когда ты выходишь из кинозала немного другим человеком. Поэтому я невероятно благодарна родителям за все фильмы и спектакли, которые я увидела с ними». Со смехом она добавляет: «Когда я была маленькой, папа мог показать мне “Полуночный экспресс” или “Китайский квартал”. Эти фильмы многому меня научили». Стоит заметить, что Ванесса и Корин Редгрейв были частыми гостями в доме родителей актрисы, и не исключено, что своим именем она обязана именно этой обладательнице «Оскара».

«Моя мама обожает читать, и она прочла мне очень и очень много книг, — вспоминает актриса. — Это развило мое воображение и помогло прорваться через десятки прослушиваний и кастингов, на которых я была ужасна. Этот опыт помог мне многое узнать об актерской профессии. Знаете, каждый раз, когда кто-то произносит: “Мой ребенок хочет стать актером”, в ответ они непременно слышат: “Бог мой, ведь это такая тяжелая жизнь!” Думаю, так говорят, потому что у этой профессии действительно много минусов. Вам отказывают в роли в девяноста случаях из ста, и к этому нужно просто привыкнуть, потому что через этот этап в жизни каждому актеру обязательно придется пройти — и не раз».

О том, как она попала в новый фильм Корнела Мундруцо, Ванесса Кирби рассказывает: «Я видела его фильмы и знала, что Канны для него что дом родной. Помню, когда смотрела его “Белого Бога”, не могла перестать думать о том, как же эта пара — режиссер и сценаристка — решилась снимать фильм о сотнях собак, и в итоге у них получилась невероятно эмоциональная и правдоподобная история! Когда я прочитала сценарий нашего фильма, меня поразила мысль о том, что никогда еще процессу рождения ребенка не уделяли столько экранного времени. Тысячи мужчин видели, как рожают их женщины, и так много женщин в этом мире дарили жизнь детям. Тем не менее это одна из тех редких тем, о которых совершенно не принято говорить. И я понимала, что браться за нее весьма амбициозно! Но фильмы Корнела убедили меня в том, что ему это по силам».

О своей героине, которая проходит через семь кругов ада, оплакивая погибшую малышку, актриса рассуждает так: «Горе, которое ощущает женщина, потерявшая ребенка, невообразимо сильнее всего, что мы можем представить. Я знала, что мне предстоит испытать это чувство значительно острее всего, что я когда-либо испытывала в жизни. Эта роль показала мне, насколько велика наша психологическая резилентность, когда нам приходится погрузиться в глубины отчаяния. Люди почти всегда находят выход из этого состояния, хотя иногда кажется, что окружающий мир и не замечает происходящего, и поэтому нам приходится справляться с горем в одиночестве. Марта реагирует на эту трагедию по-своему, возможно, у меня была бы иная реакция. Я не знаю этого, но этот фильм многое рассказал мне о людях и о том, как мы проживаем очень сложные и одинокие страницы нашей жизни. Эта роль подготовила меня ко всему, к любой потере и научила эмпатии и уважению к людям. Это прекрасный дар!»

О своем партнере по фильму Шайе ЛаБафе, с именем которого в последнее время ассоциируются в основном скандалы, Ванесса высказывается весьма осторожно: «Мы с самого начала ощущали себя единой командой на съемках. Скорее всего, потому, что Корнел и Ката рассказали нам свою историю о том, как они потеряли ребенка, и о том, что для Каты было важно нарушить молчание и высказаться об этом. И это передалось всем, кто был с нами на площадке в Монреале. Мы два дня снимали сцену, в которой Марта рожает — за этим процессом наблюдала вся съемочная группа. Мы все вместе хотели рассказать эту историю о потере едва родившегося младенца, это огромная ответственность. Я не была знакома с Шайей до этого проекта, и на съемках у нас была абсолютно профессиональная атмосфера, в которой мы осторожно старались рассказать эту трагическую повесть».

Сразу после съемок у Корнела Мундруцо Ванесса приступила к съемкам в седьмом фильме франшизы «Миссия: Невыполнима». Любопытно, что в 1996 году Ванесса Редгрейв сыграла роль Макс Митсополис в первой «Миссии», а теперь Ванесса играет ее дочь Алану. Сравнивая эти проекты, актриса уточняет: «Однозначно у “Миссии” совершенно иной масштаб. “Фрагменты женщины” были сняты с минимальным бюджетом, у нас было немного съемочных дней, к тому же в Монреале, где мы работали, стояли морозы. Это прекрасный город, но там очень холодно, и нам пришлось очень быстро снимать несколько сцен, на репетиции отводился максимум день. “Миссия: Невыполнима” предполагает значительно большее рабочее время, к тому же это очень физически активный проект, и это для меня совершенно новый опыт. Марта из “Фрагментов женщины” — моя первая главная роль, и я была к ней готова, каждая минута съемок была для меня чудом».

Интересно, что Ванессу и режиссера «Фрагментов женщины» связывают и театральные подмостки: актриса много лет играет на сцене, и одной из ее ярких и наиболее известных работ стала роль в пьесе «Трамвай: Желание» на сцене лондонского театра Young Vic, где вместе с ней играла звезда четвертого сезона «Короны» Джиллиан Андерсон. Об этом актриса вспоминает с трепетом: «Эта пьеса настолько легендарна, что мне было страшно приступать к ней. Теннесси Уильямс называл это произведение криком боли, потому что написал его о себе и своей сестре — о том, что произошло в их жизни. В то же время она настолько универсальна, что каждый зритель может легко представить себя в такой ситуации. После каждого дневного спектакля у нас был часовой перерыв до вечернего. Постановка заканчивается сценой, в которой Стелла истошно кричит, а затем я возвращалась на сцену, начиная играть заново, словно ничего не произошло. И когда мы снимали сцену рождения во “Фрагментах женщины”, я все время думала о той пьесе. Мы снимали эту сцену четыре раза в течение первого дня, и каждый раз, начиная ее заново, я все время повторяла: “Забудь, что ты потеряла ребенка, все забудь!”»

Разговор неизбежно заходит о сериале «Корона», и Ванесса не отрицает, что этот проект изменил ее жизнь: «Помню, когда Клер (Клер Фой – исполнительница роли Елизаветы II. — Прим. Tatler) завоевала “Золотой глобус”, она привезла на площадку второго сезона свою статуэтку. Для всех нас это был особенный момент! Когда мы снимали первый сезон, никто не знал, что из этого выйдет. Я думала, что моя мама, скорее всего, посмотрит сериал, а вот папа, вероятно, уснет за просмотром. Мы были невинны во всем, что касалось этого проекта, никто не знал, каким он будет. Мне повезло, потому что моя героиня была исключительной женщиной, и я считала эту роль подарком судьбы. Мне казалось, что она куда интереснее меня, и это было привилегией для меня — играть принцессу Маргарет. Когда сериал вышел и его посмотрело огромное число зрителей, мы были в легком шоке. А когда Клер вернулась домой с наградой, мы окончательно осознали, что проект действительно нравится людям. Мне кажется, это ощущение чуда осталось с нами навсегда. Четвертый сезон я смотрела с мамой и папой. Мне казалось, на экране я вижу членов своей семьи, и я была очень горда за них!»

Актерская карьера Ванессы Кирби началась чуть больше 10 лет назад, и в 2020 году ее имя наконец зазвучало в контексте звезд первой величины. «Когда я только начинала, была совсем неопытной, играла в огромном количестве спектаклей где-нибудь на севере Англии, и их почти никто и не смотрел. "Корона" стала для меня невероятным опытом — люди действительно смотрели что-то с моим участием. И это было невероятное чувство, потому что я действительно очень люблю свою профессию. Я всегда помню о том, как играла небольшие роли и смотрела, как другие актеры исполняют главные партии. Помню, как играла одну из второстепенных ролей в фильме с Энтони Хопкинсом (“Костюмер”. — Прим. Tatler) или с Рэйчел Макадамс (“Бойфренд из будущего”. — Прим. Tatler). И я знала, что наступит момент, когда и я буду готова к главной роли. Наблюдала за совершенно разными актерами и искала собственный путь. Незадолго до “Фрагментов женщины” я внезапно почувствовала, что наконец-то готова к большой роли. И я очень рада, что сыграла в этом фильме, после него я чувствую себя еще увереннее и готова к новым главным ролям. Более того, этот фильм научил меня тому, что некоторые вещи с нами происходят совершенно неожиданно, жизнь может необратимо поменяться в одно мгновение. Не думаю, что мы можем перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Нам стоит научиться отпускать контроль над тем, что мы контролировать не в силах, это было особенно актуально в 2020 году. Я очень рада, что этот фильм позволил мне открыть это в себе».

Фото: Netflix