«Иногда я все еще чувствую эту боль»: Джуд Лоу и Наоми Харрис о съемках в мистическом триллере «Третий день»

На канале HBO вышел новый сериал «Третий день», главные роли в котором исполняют Джуд Лоу и Наоми Харрис. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло убеждена, что это один из самых знаковых проектов года. К тому же, ей удалось поговорить с актерами и узнать, почему на этот проект стоит обратить особое внимание.
Джуд Лоу и Наоми Харрис рассказали о съемках в мистическом триллере «Третий день»

Традиционно для эпохи карантина наш разговор с номинантами на «Оскар» и «Золотой глобус» Джудом Лоу и Наоми Харрис проходит в Zoom, но это ничуть не меняет настроения актеров, которые, кажется, уже вполне привыкли к онлайн-интервью. Мы планируем поговорить о новом проекте актеров — сериале «Третий день» (The Third Day), первый эпизод которого вышел на канале HBO и уже доступен на русском языке в Амедиатеке.

Этот мистический триллер — совместный проект Денниса Келли, сценариста британского сериала «Утопия» (Utopia) и обладателя театрального «Оскара», премии «Тони», за либретто к мюзиклу «Матильда», а также театрального режиссера Феликса Барретта, имя которого знакомо всем поклонникам современного театра, ведь он стоит за созданием британской театральной компании Punchdrunk. Именно ей мы обязаны когда-то невероятно модным иммерсивным шоу Sleep No More, на которое несколько лет назад практически невозможно было попасть (по крайней мере, в Нью-Йорке оно шло с аншлагами не один год). К слову, идея «Третьего дня» принадлежит Феликсу Барретту, и для Punchdrunk этот сериал стал первым телевизионным проектом за 20 лет существования. Неудивительно, что этот ультрамодный дуэт привлек внимание Брэда Питта, ставшего одним из продюсеров «Третьего дня». И это уже хорошая причина для того, чтобы непременно посмотреть этот сериал.

Кадр из сериала «Третий день»

Если Джуда Лоу мы привыкли видеть в сериалах благодаря «Молодому папе» (Young Pope) канала HBO, то Наоми Харрис, звезду бондианы времен Дэниела Крейга, на телевидении мы не видели уже по меньшей мере лет десять. Наоми объясняет, что же подвигло ее на решение об участии в «Третьем дне».

— Признаюсь, для меня нет разницы между фильмами и телевизионными проектами. Но каждый раз, думая о том или ином сериале, я понимала: есть вероятность, что мое участие в нем потребуется на несколько лет. А я люблю погружаться в мир каждого нового проекта на 5-6 месяцев и потом также нырять в новый проект. Если бы мне каждый раз попадались такие сериалы, как «Третий день», я бы с радостью чаще снималась на телевидении.

Структурно «Третий день» состоит из двух частей, в каждой — по три часовых эпизода. Первая часть получила название «Лето», и в ней главный герой по имени Сэм (его играет Джуд Лоу), у которого и так выдался непростой день, встречает загадочную, если не сказать странную молодую девушку, проблемы которой не оставляют его равнодушным. Он вызывается отвезти ее домой и попадает на не менее загадочный остров, заселенный, мягко говоря, необычными персонажами. Стоит уточнить, что этот остров связан с континентальной частью Англии дорогой, которая проходит у побережья, и во время прилива остров, разумеется, оказывается полностью отрезан от внешнего мира. Все «летние» эпизоды снял Марк Манден — именно он был режиссером «Утопии», которую придумал и написал Денис Келли. Кстати, буквально пару недель назад на российские экраны вышла его экранизация одной из самых известных детских книг Фрэнсис Х. Беннетт «Таинственный сад».

Кадр из сериала «Третий день»

Похожий сюжет используется в кино уже достаточно давно. Вспомнить хотя бы один из лучших хоррор-фильмов «Плетеный человек» 1979 года или «Солнцестояние», которое мы видели прошлым летом. Но в случае с «Третьим днем» Джуд Лоу играет такого героя, которому, признаться, сложно доверять, особенно остро это чувствуется в конце первого эпизода. По мере развития сюжета понимаешь, что герой Лоу помимо стресса, связанного с его бизнесом, переживает колоссальное горе после того, как погибает его маленький сын. Не могу не спросить у актера об этой роли, настолько насыщенной эмоциональными эпизодами, паникой, паранойей..

— Когда ты решаешь, будешь ли сниматься в проекте, ты делаешь все, чтобы твой герой состоялся, это твоя работа! Я бы добавил, что всегда стоит внимательно относиться к той степени эмоциональных границ, которые ты пытаешься раздвинуть для своей роли. Они требуют уважения. Мне определенно не по душе многие состояния, в которых мне пришлось находиться для этой роли, в частности, та степень горя, которую переживает Сэм. Его боль, вызванная потерей ребенка. И это моя ответственность — понять степень этой боли, чтобы и другие смогли ее пережить, не проходя через это физически. Мне было жаль расставаться с этим проектом, потому что я проделал огромную работу. Это было темное место, иногда я все еще чувствую эту боль. Мне было дискомфортно носить ее в себе все это время, и еще сложнее отпустить. Ведь наша любовь к семье и чувство того, что ты любим, все это неизбежно связано с ежедневным страхом потерять это.

А как вы готовились к такой сложной роли?

— К сожалению, не всегда находится что-то, что могло бы помочь проникнуться персонажем, когда ты снимаешься в фильме. Я обожаю репетировать, потому что я начинал свою карьеру в театре, и для театра это важнейшая часть процесса. Обычно я выстраиваю модель, которая помогает мне понять моего героя, некую карту, я бы сказал. И здесь я пытался понять, что лежит в основе горя Сэма, что было триггером для его решений и что могло спровоцировать его поведение в целом. Мне нужно было выстроить что-то, во чтобы я сам мог поверить. Мне казалось, что Сэм должен быть эмоционально открыт, и я был погружен в это с первого дня.

Кадр из сериала «Третий день»

Вторая часть «Третьего дня» называется «Зима», и с первой ее связывает лишь сам остров, куда на этот раз приезжает Елена, героиня Наоми Харрис, с двумя дочерьми-подростками, чтобы провести там выходные. Очень скоро она пожалеет о своем решении, хотя ее постоянно не отпускает чувство, что она должна что-то найти в этом странном месте. «Зимние» эпизоды — это, можно сказать, женская часть «Третьего дня», и их снимает уже Филиппа Лоуторп, известная по сериалу «Корона» (The Crown). Мне показалось, что ей отлично удалось передать нарастающее напряжение, которое, в принципе, стало чуть ли не главным героем сериала, но в «зимних» эпизодах им пронизан буквально каждый кадр.

Наоми Харрис соглашается:

— Когда я читала сценарий, я мысленно кричала своей героине: «Уезжай!!! Собирай вещи и уезжай! Сначала я ее абсолютно не понимала. Ее мотивация становится ясна лишь к концу первого эпизода. И только дочитав сценарий до конца, я окончательно поняла, почему она оказалась на этом острове. После этого играть ее стало, конечно, значительно проще.

Обычно в работе над сериалами, когда разные эпизоды снимают разные режиссеры, все стараются быть друг с другом более или менее на одной волне ради целостности финальной версии проекта. В случае с «Третьим днем», «летняя» и «зимняя» части объединены лишь локацией и пейзажем. По сути это два фильма в одном, и у каждого из них свои актеры, свои композиторы, и очевидно, что режиссеры совершенно не ориентировались друг на друга в ходе съемок, работая в индивидуальном стиле без оглядки друг на друга.

Кадр из сериала «Третий день»

В своеобразном антракте между этими двумя частями на экране состоится прямой эфир иммерсивной театральной постановки, которая должна, по словам создателей, погрузить уже заинтригованного зрителя в так называемый мистический мир Третьего Дня, стирая границы между реальностью и вымыслом. Что именно будет происходить в этом шоу, пока загадка. Известно лишь, что 3 октября Джуд Лоу и группа актеров соберутся на мистическом острове для того, чтобы в течение 12 часов играть и транслировать онлайн этот эпизод — перформанс, снимать который будут одной камерой в режиме непрерывной съемки, чтобы не потерять ни одной детали. Не могу не задать вопрос об этом актерам, и они рассказывают:

— Этот эпизод откроет зрителям много нового о героях. Поскольку это будет slow cinema, многое будет сфокусировано на мельчайших деталях, в частности, на отливах и приливах, которые в буквальном смысле определяют судьбу и острова, и всех, кто на него попадает. Будут в этом эпизоде и моменты максимального драматизма, но будут и абсолютно медитативные моменты, когда кто-то будет спать минут по 25 или думать минут по 20 в кадре.

Джуд Лоу добавляет:

— Мне кажется, мы все говорим об очень интересной стороне этого проекта. Надо сказать, что история и персонажи были созданы Деннисом Келли, а он потрясающий писатель! Он же написал этот блестящий сценарий. У Марка с Деннисом прекрасные отношения еще с работы над «Утопией», и я был впечатлен, как дотошно они относятся к каждой детали, к каждой сцене. С одной стороны, мы создавали это сложное произведение, с  другой стороны, нас поддерживала театральная компания, и мы могли стать участниками их процесса. Это такое уникальное сочетание двух способов воспроизведения. Мир, который воссоздается в этом проекте, показан с нескольких разных сторон, включая и эту театральную труппу, у которой есть потрясающий опыт реконструкции самых разных миров. На мой взгляд, это был экстраординарный и уникальный опыт.

Я бы сказала, что «Третий день» смело можно назвать новым словом в телевидении: сочетание не связанных между собой частей трилогии в одном проекте и интеграция театра делают его своеобразной интерактивной арт-инсталляцией, что может насторожить зрителя, который будет ждать от «Третьего дня» традиционного мистического триллера. Но для зрителя подготовленного, успевшего пройти закалку современным театром, этот проект (сериалом, признаться, его все-таки сложно назвать) непременно окажется очень любопытным.

Кадр из сериала «Третий день»

Фото: архивы пресс-служб