Даша Чаруша – о том, зачем смотреть ее фильм «Марафон желаний»

23 января на экраны российских кинотеатров вышел «Марафон желаний» – режиссерский дебют актрисы, композитора, певицы, сценариста Даши Чаруши. «Татлеру» Даша рассказала о том, чего желает сама: чтобы люди объединялись и делали мир лучше, начав хотя бы с уборки в своем подъезде.
Даша Чаруша  о том зачем смотреть ее фильм «Марафон желаний»

Даже если вы никогда не проходили четырехнедельный «Марафон желаний» Елены Блиновской – не слушали «эфиры» в закрытом вотсап-чате, не запускали в небо шарик с заветным посланием, не выбрасывали сорок вещей из квартиры за четыре дня, – то точно знаете подруг, которые благодарят Блиновскую за новую жизнь.

Сама Елена свою систему тоже использует – к примеру, загадала, чтобы про ее виртуальную бизнес-империю сняли кино. Звонка не пришлось ждать долго. Актриса Даша Чаруша – Саша из «Холодного фронта», Катя Доминатрикс из «Хардкора» (ленту снимал муж Даши, режиссер и музыкант Илья Найшуллер) – очень кстати искала сюжет для своего режиссерского дебюта. Чаруша предложила Блиновской сотрудничать: стать продюсером проекта, сыграть в нем саму себя. Помимо мастерицы личностного роста в «Марафоне желаний» играют люди, которых рады видеть на лучших вечеринках Москвы и Петербурга – Аглая Тарасова, Александр Гудков, Екатерина Варнава, Кирилл Нагиев, Маша Миногарова.

«Татлер» готовился говорить с Дашей о кино – но диалог неожиданно перешел к вопросам о роли человека в обществе.

Александр Гудков, Мария Миногарова и Дарья Чаруша на шоу «Вечерний Ургант».

– Не можем не поинтересоваться, проходила ли ты сама марафон Блиновской?

– Да, меня на него два года назад записала моя подруга, актриса Анна Цуканова-Котт. Я не верила, что мне это нужно, – я и так постоянно занимаюсь самоанализом. Но мне понравилось – я очень ценю, когда зрелое зерно информации доносится до людей максимально просто.

По сути, это такая медитация. Человек сидит и размышляет о своей жизни с ручкой в руке. Пока вы выполняете задания, в душе происходит огромное количество эмоциональных всплесков и провалов.

– Тебе удается никогда не врать себе?

– Я постоянно над этим работаю. Я стараюсь, очень стараюсь. Каждый день стараюсь следить за тем, чтобы мне не было стыдно ни за одну мою мысль. С мыслей и нужно начинать. Мы привыкли, что внутри себя мы можем подумать о чем угодно – ну катятся наши идеи, и катятся. С мыслями нужно работать. Блиновская говорит участницам марафона – «выкиньте по 40 вещей из каждой комнаты в квартире». Так вот, то же самое нужно произвести в голове с негативными мыслями.

– Негативные – это какие?

– Зависть, ненависть, осуждение. Мы притягиваем этот негатив к себе – и больше ни к кому. Ну то есть понимаешь, это все равно что идешь ты по улице, достаешь кошелек и добровольно бросаешь на ветер 5 тысяч рублей. Ты же так не делаешь?

– Нет.

– Ну так вот. Если ты идешь по улице и начинаешь думать плохо о своем знакомом – это то же самое. Ты тратишь свой драгоценный потенциал и время. Единственное, что принадлежит человеку, – это время! И больше ничего. С тобой может произойти все, что угодно. И мы не знаем, по каким механизмам работает Вселенная. Вот опиши мне, опиши, каким образом ты поднимаешь свои руки.

– Понятия не имею.

– Вот видишь? О чем тут говорить, если мы ничего не знаем даже о том, как поднимаем собственные руки. Мы словно живем в башне и смотрим на мир через узенькую бойницу. Видим один градус жизни из 360.

– Не ожидала, что вот об этом мы будем с тобой говорить на интервью про кино.

– Ну так про это и нужно говорить, про это! Задача любого человека, который занимается творчеством, – пробудить как можно больше людей. Если хочешь достучаться до них – говори с ними на их языке.

Общество сейчас подошло к критической черте – оно исчерпало свои смыслы. Как бы мы ни плакали, как бы мы ни кричали, наш уровень благосостояния достиг такого уровня, что у людей образовалось слишком много свободного времени. Нам не нужно выживать, нам не нужно сражаться за еду. Даже человек с очень скромной зарплатой идет за хлебом в магазин, а не тратит полгода на то, чтобы вырастить пшеницу, смолоть зерно, замесить тесто.

Избыток свободного времени ведет к стагнации. Если не выводить существо из состояния комфорта, оно начинает опускаться, деградировать, жить по инерции.

Возникает вопрос: как двигаться дальше? Для того, чтобы двигаться дальше, нужно делать это волевым усилием. Плюс – самому искать новые смыслы.

Человек в наше время не соблюдает интересы своего вида – каждый гребет под себя, каждый хочет существовать здесь и сейчас, заниматься только потреблением. Ты видишь – перед нами всеми стоит серьезный вопрос: как быть дальше? Мы все высасываем планету как вирус и выбрасываем огромное количество мусора. 95 процентов людей абсолютно не задумываются о том, покупать или не покупать второй пластиковый пакет в магазине. Человек не чувствует себя частью единого целого.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

– Даша, и что же нам с этим делать? Вы вот, к примеру, кино снимаете.

– Да, я снимаю кино.

– Люди идут в кинотеатры, покупают билеты, ведра с попкорном. Затем их выкидывают.

– Билеты можно купить в электронном виде. Вообще я считаю, что решение о запрете пластика должно идти от государства. Но только представьте, как они могут взять и запретить пластик прямо сейчас? На нем же все строится. Произойдет коллапс в экономике. А вот за несколько лет, за несколько десятков лет использование пластмассы можно свести на нет. Мы – первое поколение, которое думает об этой проблеме. Не знаю, зачем я об этом говорю в интервью – просто я сейчас постоянно об этом думаю. Для меня это больно. Вчера я смотрела, как люди нагребают в супермаркете эти пакетики, потом несут их выбрасывать. Каждый считает, что ничего от него не зависит, – вот в чем проблема.

– А что вы сами делаете для того, чтобы улучшить ситуацию?

– В своем фильме я хочу рассказать людям о том, что каждый человек ответственен за свою жизнь и за свои желания. О том, что нужно выходить из формата чужих, навязанных идей.

К примеру, многим девочкам с ранних лет навязывают, что единственное достижение в жизни для них – выйти замуж успешно, за кого-то с большими деньгами. Причем не имеет значения то, насколько девушка успешна в своей работе. Это приводит к тому, что человек перестает анализировать свою жизнь, свои желания, свои эмоции. Движется в формате чужих стереотипов. Следовательно, он становится несчастным. А кого может сделать счастливым несчастный человек?

– Никого?

– Никого! Ну так вот. Если людям говорить о том, что каждый должен нести ответственность хотя бы за свою собственную жизнь, тогда они хотя бы по чуть-чуть начнут просыпаться. И важный вопрос в том, на каком языке с людьми следует говорить. Начните читать философские трактаты – и все вас пошлют в одно место. Это никому не интересно. Всем интересно, чтобы в инстаграме поставили лайк.

– А вы в инстаграме не сидите?

– Подписана только на ближайших друзей, на аккаунты вроде Nasa, National Geographic. Недавно был у «Насы» интересный пост про экзистенциальные планеты – я даже полезла к ним на сайт. Это планеты, на которых возможна жизнь. Еще мне понравился пост про одноусого звонаря! Это такая птица с самым громким голосом на планете Земля. Такая малышка, а так орет!

– Вернемся к языку, на котором стоит говорить с людьми. То есть вы специально сняли комедию для широкой аудитории, чтобы попасть в умы людей – в очень большое количество умов?

– Ну, на самом деле это произошло неосознанно. Я просто очень люблю это кино – оно очень светлое, очень доброе, в нем есть душа. Это по моим ощущениям – не могу сказать с уверенностью, потому что свое произведение оценивать тяжело. Ты всегда необъективен. Но я точно знаю, что если у человека получается что-то незаурядное, то это никогда не он сам. Это все через него. Ну как бы люди – это порталы. Тот, кто готов принимать некую информацию, он ее примет. Люди как антенны – антенны с коробочкой материализации.

Мне кажется, что мы все – рецепторы бога. Слово просто немножко странное – оно облеплено бесконечными концепциями. Но мне все равно кажется, что есть высшая сила – родоначальник всего, что происходит в мире. Вот ты знаешь, к примеру, что людьми до сих пор не изучен процесс перехода из неорганики в органику? Ни один человек не знает, как это происходит. Мы можем лишь наблюдать.

– Чего ты ждешь от премьеры? Что для тебя будет показателем хорошего результата?

– Ничего не жду. Уже ничего не жду. За эти годы работы я прошла очень непростой путь. Многое не получалось, потому что не было режиссерского образования, не было никакого опыта. По сути, съемки «Марафона желаний» и были моим образованием. Разбилось очень много иллюзий. Я очень изменилась – потому что работала в организме кинопроизводства. Это же один большой организм, в котором нельзя быть раковой клеткой. Ты должен понимать, что он живой, что все в нем хотят, в общем и целом, одного и того же. Нужно сохранять и ценить партнерство. На самом деле от фильма я получила все, что могла, и даже больше. Вопрос в том, понравится ли людям – смогут ли они получить от фильма доброе и хорошее. Спрогнозировать невозможно. Главное, что я точно знаю: я вложила в него много любви, хороший и правильный месседж. Ну, конечно, мне бы хотелось, чтобы люди пошли в кинотеатры. Конечно, мне бы хотелось, чтобы были хорошие кассовые сборы.

– Почему это важно?

– Потому что это дает шанс создать что-то новое. Это правила общества. Если то, что ты создаешь, имеет социальный успех, ты получаешь бюджеты. Не имеешь успеха – получить деньги на следующий год в кино сложнее. На любом поле, на мой взгляд, нужно играть по правилам этого поля, если хочешь добиться результата.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

– Значит ты планируешь снимать следующий фильм?

– У меня уже есть идеи. Единственное, что я могу сказать, – в центре сюжета снова будет главная героиня, девочка. Я бы очень хотела снять фильм на английском, снять фильм для мира. Не знаю, получится у меня или нет. Уходить в рутину кинопроизводства мне не хочется – хочу ставить новые задачи и искать интересные решения. Мне сейчас предлагают, конечно, снимать сериалы, фильмы какие-то, но я слишком дорого ценю свою жизнь. В России фактически еще нет индустрии кино – только островки сумасшедших фанатиков. Я почувствовала разницу, когда была на съемочной площадке у Ильи (муж Дарьи – режиссер, продюсер, фронтмен группы Biting Elbows Илья Найшуллер. – Прим. «Татлера») в Канаде. Разница – как между мотыгой и трактором. Там ты находишься внутри очень слаженного процесса. У них пятидневка с двумя выходными – как у всех нормальных людей, очень хорошая еда на площадке. У нас люди на площадке выживают, а там они живут и работают.

И дело здесь не в преклонении перед Западом – я считаю себя патриотом и говорю об этом с гордостью. Причем патриотом я стала недавно. Я ведь долго пыталась уехать жить за границу, пожила там какое-то время. Я поняла, что там – не лучше, там просто по-другому. Все хорошее можно оттуда брать и привозить сюда. Плюс, мне настолько нравится русский народ! Ведь он мой родной, я понимаю менталитет людей, я понимаю их бэкграунд. Я их по-настоящему люблю. Как только мы полюбим друг друга как нация, начнется возрождение. Огромное количество людей транслирует историю о том, что мы бедная страна и плохо живем. А почему это мы плохо живем?! Да мы охренительно живем, если уж начать разбираться. А вы попробуйте – поживите в другом месте.

Я думаю так: хочешь что-то изменить – измени мир вокруг себя. В подъезде, например, наведи порядок. Жизнь станет лучше – объединитесь с соседями, договоритесь. Я недавно ездила к подруге, которая живет в панельке на ВДНХ. Захожу в этот обыкновенный дом, а подъезд чистый – ничем не пахнет, все свежеокрашенное. Я ей говорю: «Марин, такой классный подъезд, так чисто! Не дорого, не богато, а именно чисто». А они, оказывается, собрались всем домом и решили, что намного приятнее жить в чистом подъезде, чем в дерьме. Поначалу было сложно, кто-то отказывался, но потом люди привыкли и теперь им так нравится.

– Думаешь, такие идеи можно масштабировать?

– Конечно. Об этом должны говорить. Все в наших руках, и бессмысленно кого-то обвинять. Ты можешь абсолютно все, находясь в данной точке координат. Здесь и сейчас.

– Как тебе удается настраивать себя на столь позитивный лад?

– Приподнятое настроение – это мое естественное состояние. Как только оно начинает «проседать», я останавливаюсь. Думаю: что-то здесь не то. Что я делаю не так? Состояния дискомфорта и болезни нужны нам для того, чтобы мы остановились и что-то поняли. Ну знаешь, бывают всякие кармические взаимодействия. Приходит время отдавать долги, которые ты однажды накопил. И вот тогда я чувствую, что расплачиваюсь. На самом деле я недавно прошла онлайн-семинар по праноедению у Олеси Байкаловой очень классный – хочу попробовать.

– Праноедение – это что?

– Это когда люди не едят.

– Звучит здорово. Но мы же умираем, если не едим?

– А вот оказывается, что нет. Зарегистрированных праноедов в мире, оказывается, 200 тысяч. Но никто об этом не говорит, понимаешь? Потому что это провоцирует вопросы, на которые общество, точнее - его регуляторы, не готовы отвечать.

Я лично знаю праноеда с десятилетним стажем Зинаиду Баранову – она живет в Краснодаре. Эти люди не едят не потому, что голодают, а потому что питаются другой формой энергии.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

– Даша, а говоришь ли ты о таких вещах с Ильей? Понимаете ли вы друг друга в подобных вопросах?

– Скажем так, я не навязываю ему свое мнение. А он не навязывает мне свое. И я точно знаю, что мы относимся друг к другу с бесконечным уважением – я понимаю, что партнерство может строиться только на уважении. Может быть, Илья и не хочет становиться праноедом, но он точно понимает, что если я хочу это испытать, то у меня в этом есть потребность.

Люди встречаются для того, чтобы обогатить друг друга, научить друг друга. Ну как ты можешь запретить что-то другому человеку? Есть люди, которые женятся, а потом говорят – «вот это ты не можешь, то нельзя, то не должен, а если ты это сделаешь, то я от тебя уйду». Поначалу у второго человека есть чувство влюбленности, он вроде бы с тобой, но как только это чувство влюбленности проходит – а оно проходит очень быстро, в течение года, – ты видишь клетку вокруг себя. И вдруг понимаешь: «А что я в этой клетке делаю вообще? Вокруг столько всего происходит, а я, значит, сижу здесь – и ради чего, кого, ради каких таких завоеваний?» Я думаю, что человек может быть с тобой только потому, что ему с тобой реально кайфово.

– Представь, что ты сейчас говоришь со зрителями своего фильма – что ты им хочешь сказать у входа в кинозал?

– Основная идея фильма в том, что самый главный волшебник в твоей жизни – это ты сам. Твои желания должны быть такими, чтобы ты шел за своим сердцем, – истинными. Недостаточно иметь крылья, чтобы взлететь. Для этого нужно три вещи: понять, что хочешь лететь, оттолкнуться от земли и раскрыть крылья.

Фото: Архивы пресс-служб; Instagram