1. Главная
  2. Герои
Герои

Даша Чаруша – о том, зачем смотреть ее фильм «Марафон желаний»

23 января на экраны российских кинотеатров вышел «Марафон желаний» – режиссерский дебют актрисы, композитора, певицы, сценариста Даши Чаруши. «Татлеру» Даша рассказала о том, чего желает сама: чтобы люди объединялись и делали мир лучше, начав хотя бы с уборки в своем подъезде.
реклама
24 Января 2020

Даже если вы никогда не проходили четырехнедельный «Марафон желаний» Елены Блиновской – не слушали «эфиры» в закрытом вотсап-чате, не запускали в небо шарик с заветным посланием, не выбрасывали сорок вещей из квартиры за четыре дня, – то точно знаете подруг, которые благодарят Блиновскую за новую жизнь.

Сама Елена свою систему тоже использует – к примеру, загадала, чтобы про ее виртуальную бизнес-империю сняли кино. Звонка не пришлось ждать долго. Актриса Даша Чаруша – Саша из «Холодного фронта», Катя Доминатрикс из «Хардкора» (ленту снимал муж Даши, режиссер и музыкант Илья Найшуллер) – очень кстати искала сюжет для своего режиссерского дебюта. Чаруша предложила Блиновской сотрудничать: стать продюсером проекта, сыграть в нем саму себя. Помимо мастерицы личностного роста в «Марафоне желаний» играют люди, которых рады видеть на лучших вечеринках Москвы и Петербурга – Аглая Тарасова, Александр Гудков, Екатерина Варнава, Кирилл Нагиев, Маша Миногарова.

«Татлер» готовился говорить с Дашей о кино – но диалог неожиданно перешел к вопросам о роли человека в обществе.

Александр Гудков, Мария Миногарова и Дарья Чаруша на шоу «Вечерний Ургант».

Александр Гудков, Мария Миногарова и Дарья Чаруша на шоу «Вечерний Ургант».

– Не можем не поинтересоваться, проходила ли ты сама марафон Блиновской?

– Да, меня на него два года назад записала моя подруга, актриса Анна Цуканова-Котт. Я не верила, что мне это нужно, – я и так постоянно занимаюсь самоанализом. Но мне понравилось – я очень ценю, когда зрелое зерно информации доносится до людей максимально просто.

По сути, это такая медитация. Человек сидит и размышляет о своей жизни с ручкой в руке. Пока вы выполняете задания, в душе происходит огромное количество эмоциональных всплесков и провалов.

реклама

– Тебе удается никогда не врать себе?

– Я постоянно над этим работаю. Я стараюсь, очень стараюсь. Каждый день стараюсь следить за тем, чтобы мне не было стыдно ни за одну мою мысль. С мыслей и нужно начинать. Мы привыкли, что внутри себя мы можем подумать о чем угодно – ну катятся наши идеи, и катятся. С мыслями нужно работать. Блиновская говорит участницам марафона – «выкиньте по 40 вещей из каждой комнаты в квартире». Так вот, то же самое нужно произвести в голове с негативными мыслями.

– Негативные – это какие?

– Зависть, ненависть, осуждение. Мы притягиваем этот негатив к себе – и больше ни к кому. Ну то есть понимаешь, это все равно что идешь ты по улице, достаешь кошелек и добровольно бросаешь на ветер 5 тысяч рублей. Ты же так не делаешь?

– Нет.

– Ну так вот. Если ты идешь по улице и начинаешь думать плохо о своем знакомом – это то же самое. Ты тратишь свой драгоценный потенциал и время. Единственное, что принадлежит человеку, – это время! И больше ничего. С тобой может произойти все, что угодно. И мы не знаем, по каким механизмам работает Вселенная. Вот опиши мне, опиши, каким образом ты поднимаешь свои руки.

– Понятия не имею.

– Вот видишь? О чем тут говорить, если мы ничего не знаем даже о том, как поднимаем собственные руки. Мы словно живем в башне и смотрим на мир через узенькую бойницу. Видим один градус жизни из 360.

– Не ожидала, что вот об этом мы будем с тобой говорить на интервью про кино.

– Ну так про это и нужно говорить, про это! Задача любого человека, который занимается творчеством, – пробудить как можно больше людей. Если хочешь достучаться до них – говори с ними на их языке.

Общество сейчас подошло к критической черте – оно исчерпало свои смыслы. Как бы мы ни плакали, как бы мы ни кричали, наш уровень благосостояния достиг такого уровня, что у людей образовалось слишком много свободного времени. Нам не нужно выживать, нам не нужно сражаться за еду. Даже человек с очень скромной зарплатой идет за хлебом в магазин, а не тратит полгода на то, чтобы вырастить пшеницу, смолоть зерно, замесить тесто.

Избыток свободного времени ведет к стагнации. Если не выводить существо из состояния комфорта, оно начинает опускаться, деградировать, жить по инерции.

Возникает вопрос: как двигаться дальше? Для того, чтобы двигаться дальше, нужно делать это волевым усилием. Плюс – самому искать новые смыслы.

Человек в наше время не соблюдает интересы своего вида – каждый гребет под себя, каждый хочет существовать здесь и сейчас, заниматься только потреблением. Ты видишь – перед нами всеми стоит серьезный вопрос: как быть дальше? Мы все высасываем планету как вирус и выбрасываем огромное количество мусора. 95 процентов людей абсолютно не задумываются о том, покупать или не покупать второй пластиковый пакет в магазине. Человек не чувствует себя частью единого целого.

– Даша, и что же нам с этим делать? Вы вот, к примеру, кино снимаете.

– Да, я снимаю кино.

– Люди идут в кинотеатры, покупают билеты, ведра с попкорном. Затем их выкидывают.

– Билеты можно купить в электронном виде. Вообще я считаю, что решение о запрете пластика должно идти от государства. Но только представьте, как они могут взять и запретить пластик прямо сейчас? На нем же все строится. Произойдет коллапс в экономике. А вот за несколько лет, за несколько десятков лет использование пластмассы можно свести на нет. Мы – первое поколение, которое думает об этой проблеме. Не знаю, зачем я об этом говорю в интервью – просто я сейчас постоянно об этом думаю. Для меня это больно. Вчера я смотрела, как люди нагребают в супермаркете эти пакетики, потом несут их выбрасывать. Каждый считает, что ничего от него не зависит, – вот в чем проблема.

– А что вы сами делаете для того, чтобы улучшить ситуацию?

– В своем фильме я хочу рассказать людям о том, что каждый человек ответственен за свою жизнь и за свои желания. О том, что нужно выходить из формата чужих, навязанных идей.

К примеру, многим девочкам с ранних лет навязывают, что единственное достижение в жизни для них – выйти замуж успешно, за кого-то с большими деньгами. Причем не имеет значения то, насколько девушка успешна в своей работе. Это приводит к тому, что человек перестает анализировать свою жизнь, свои желания, свои эмоции. Движется в формате чужих стереотипов. Следовательно, он становится несчастным. А кого может сделать счастливым несчастный человек?

– Никого?

– Никого! Ну так вот. Если людям говорить о том, что каждый должен нести ответственность хотя бы за свою собственную жизнь, тогда они хотя бы по чуть-чуть начнут просыпаться. И важный вопрос в том, на каком языке с людьми следует говорить. Начните читать философские трактаты – и все вас пошлют в одно место. Это никому не интересно. Всем интересно, чтобы в инстаграме поставили лайк.

– А вы в инстаграме не сидите?

– Подписана только на ближайших друзей, на аккаунты вроде Nasa, National Geographic. Недавно был у «Насы» интересный пост про экзистенциальные планеты – я даже полезла к ним на сайт. Это планеты, на которых возможна жизнь. Еще мне понравился пост про одноусого звонаря! Это такая птица с самым громким голосом на планете Земля. Такая малышка, а так орет!

– Вернемся к языку, на котором стоит говорить с людьми. То есть вы специально сняли комедию для широкой аудитории, чтобы попасть в умы людей – в очень большое количество умов?

– Ну, на самом деле это произошло неосознанно. Я просто очень люблю это кино – оно очень светлое, очень доброе, в нем есть душа. Это по моим ощущениям – не могу сказать с уверенностью, потому что свое произведение оценивать тяжело. Ты всегда необъективен. Но я точно знаю, что если у человека получается что-то незаурядное, то это никогда не он сам. Это все через него. Ну как бы люди – это порталы. Тот, кто готов принимать некую информацию, он ее примет. Люди как антенны – антенны с коробочкой материализации.

Мне кажется, что мы все – рецепторы бога. Слово просто немножко странное – оно облеплено бесконечными концепциями. Но мне все равно кажется, что есть высшая сила – родоначальник всего, что происходит в мире. Вот ты знаешь, к примеру, что людьми до сих пор не изучен процесс перехода из неорганики в органику? Ни один человек не знает, как это происходит. Мы можем лишь наблюдать.

– Чего ты ждешь от премьеры? Что для тебя будет показателем хорошего результата?

– Ничего не жду. Уже ничего не жду. За эти годы работы я прошла очень непростой путь. Многое не получалось, потому что не было режиссерского образования, не было никакого опыта. По сути, съемки «Марафона желаний» и были моим образованием. Разбилось очень много иллюзий. Я очень изменилась – потому что работала в организме кинопроизводства. Это же один большой организм, в котором нельзя быть раковой клеткой. Ты должен понимать, что он живой, что все в нем хотят, в общем и целом, одного и того же. Нужно сохранять и ценить партнерство. На самом деле от фильма я получила все, что могла, и даже больше. Вопрос в том, понравится ли людям – смогут ли они получить от фильма доброе и хорошее. Спрогнозировать невозможно. Главное, что я точно знаю: я вложила в него много любви, хороший и правильный месседж. Ну, конечно, мне бы хотелось, чтобы люди пошли в кинотеатры. Конечно, мне бы хотелось, чтобы были хорошие кассовые сборы.

– Почему это важно?

– Потому что это дает шанс создать что-то новое. Это правила общества. Если то, что ты создаешь, имеет социальный успех, ты получаешь бюджеты. Не имеешь успеха – получить деньги на следующий год в кино сложнее. На любом поле, на мой взгляд, нужно играть по правилам этого поля, если хочешь добиться результата.

– Значит ты планируешь снимать следующий фильм?

– У меня уже есть идеи. Единственное, что я могу сказать, – в центре сюжета снова будет главная героиня, девочка. Я бы очень хотела снять фильм на английском, снять фильм для мира. Не знаю, получится у меня или нет. Уходить в рутину кинопроизводства мне не хочется – хочу ставить новые задачи и искать интересные решения. Мне сейчас предлагают, конечно, снимать сериалы, фильмы какие-то, но я слишком дорого ценю свою жизнь. В России фактически еще нет индустрии кино – только островки сумасшедших фанатиков. Я почувствовала разницу, когда была на съемочной площадке у Ильи (муж Дарьи – режиссер, продюсер, фронтмен группы Biting Elbows Илья Найшуллер. – Прим. «Татлера») в Канаде. Разница – как между мотыгой и трактором. Там ты находишься внутри очень слаженного процесса. У них пятидневка с двумя выходными – как у всех нормальных людей, очень хорошая еда на площадке. У нас люди на площадке выживают, а там они живут и работают.

И дело здесь не в преклонении перед Западом – я считаю себя патриотом и говорю об этом с гордостью. Причем патриотом я стала недавно. Я ведь долго пыталась уехать жить за границу, пожила там какое-то время. Я поняла, что там – не лучше, там просто по-другому. Все хорошее можно оттуда брать и привозить сюда. Плюс, мне настолько нравится русский народ! Ведь он мой родной, я понимаю менталитет людей, я понимаю их бэкграунд. Я их по-настоящему люблю. Как только мы полюбим друг друга как нация, начнется возрождение. Огромное количество людей транслирует историю о том, что мы бедная страна и плохо живем. А почему это мы плохо живем?! Да мы охренительно живем, если уж начать разбираться. А вы попробуйте – поживите в другом месте.

Я думаю так: хочешь что-то изменить – измени мир вокруг себя. В подъезде, например, наведи порядок. Жизнь станет лучше – объединитесь с соседями, договоритесь. Я недавно ездила к подруге, которая живет в панельке на ВДНХ. Захожу в этот обыкновенный дом, а подъезд чистый – ничем не пахнет, все свежеокрашенное. Я ей говорю: «Марин, такой классный подъезд, так чисто! Не дорого, не богато, а именно чисто». А они, оказывается, собрались всем домом и решили, что намного приятнее жить в чистом подъезде, чем в дерьме. Поначалу было сложно, кто-то отказывался, но потом люди привыкли и теперь им так нравится.

– Думаешь, такие идеи можно масштабировать?

– Конечно. Об этом должны говорить. Все в наших руках, и бессмысленно кого-то обвинять. Ты можешь абсолютно все, находясь в данной точке координат. Здесь и сейчас.

– Как тебе удается настраивать себя на столь позитивный лад?

– Приподнятое настроение – это мое естественное состояние. Как только оно начинает «проседать», я останавливаюсь. Думаю: что-то здесь не то. Что я делаю не так? Состояния дискомфорта и болезни нужны нам для того, чтобы мы остановились и что-то поняли. Ну знаешь, бывают всякие кармические взаимодействия. Приходит время отдавать долги, которые ты однажды накопил. И вот тогда я чувствую, что расплачиваюсь. На самом деле я недавно прошла онлайн-семинар по праноедению у Олеси Байкаловой очень классный – хочу попробовать.

– Праноедение – это что?

– Это когда люди не едят.

– Звучит здорово. Но мы же умираем, если не едим?

– А вот оказывается, что нет. Зарегистрированных праноедов в мире, оказывается, 200 тысяч. Но никто об этом не говорит, понимаешь? Потому что это провоцирует вопросы, на которые общество, точнее - его регуляторы, не готовы отвечать.

Я лично знаю праноеда с десятилетним стажем Зинаиду Баранову – она живет в Краснодаре. Эти люди не едят не потому, что голодают, а потому что питаются другой формой энергии.

– Даша, а говоришь ли ты о таких вещах с Ильей? Понимаете ли вы друг друга в подобных вопросах?

– Скажем так, я не навязываю ему свое мнение. А он не навязывает мне свое. И я точно знаю, что мы относимся друг к другу с бесконечным уважением – я понимаю, что партнерство может строиться только на уважении. Может быть, Илья и не хочет становиться праноедом, но он точно понимает, что если я хочу это испытать, то у меня в этом есть потребность.

Люди встречаются для того, чтобы обогатить друг друга, научить друг друга. Ну как ты можешь запретить что-то другому человеку? Есть люди, которые женятся, а потом говорят – «вот это ты не можешь, то нельзя, то не должен, а если ты это сделаешь, то я от тебя уйду». Поначалу у второго человека есть чувство влюбленности, он вроде бы с тобой, но как только это чувство влюбленности проходит – а оно проходит очень быстро, в течение года, – ты видишь клетку вокруг себя. И вдруг понимаешь: «А что я в этой клетке делаю вообще? Вокруг столько всего происходит, а я, значит, сижу здесь – и ради чего, кого, ради каких таких завоеваний?» Я думаю, что человек может быть с тобой только потому, что ему с тобой реально кайфово.

– Представь, что ты сейчас говоришь со зрителями своего фильма – что ты им хочешь сказать у входа в кинозал?

– Основная идея фильма в том, что самый главный волшебник в твоей жизни – это ты сам. Твои желания должны быть такими, чтобы ты шел за своим сердцем, – истинными. Недостаточно иметь крылья, чтобы взлететь. Для этого нужно три вещи: понять, что хочешь лететь, оттолкнуться от земли и раскрыть крылья.

Фото:Архивы пресс-служб; Instagram

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует