Черпать энергию из краудсорсинга: психология с коучем Алексеем Ситниковым

Коуч Алексей Ситников объясняет механизм светской жизни на диджитал-платформах: взаимные теги, марафоны, комнаты в клабхаусе вместо пиара каждой дамы в отдельности.
Черпать энергию из краудсорсинга психология с коучем Алексеем Ситниковым

Нас с коллегами давно интересует идея социального капитала, из моих трех диссертаций это тема второй – по экономике. Многие из вас скопили и приумножили этот капитал по наитию, благодаря выдающимся природным способностям. Но тут важный момент – когда? Как правило, в эпоху первоначального накопления всех капиталов, социального в том числе. В России это были совершенно безумные девяностые и двухтысячные, которыми, если вы заметили, сейчас вдохновляются фэшн-дизайнеры. Я, со своей немодной точкой зрения, осмелюсь предположить, что их клиентам хочется носить одежду перемен, хаоса, тотальной неопределенности. Когда (тут я уже серьезно) постоянно складываются и рассыпаются непрочные закономерности. Успеха добились те, кто успевал их замечать и использовать.

В девяностые-двухтысячные ловить было проще – водоемов с протоплазмой было раз-два и обчелся. Порт Санкт-Петербурга, прорубь Лужкова, кафе «Метелица», Vogue Café, ресторан «Марио»... Так совпало, что в России звезды бизнеса и просто звезды вспыхнули в доинстаграмную – считай, в доцифровую – эпоху. Все делалось на личных контактах в элитнейших телефонах, смешно вспомнить, Vertu. А теперь нет никаких элитнейших трубок. Айфоны у всех одинаковые, и свежесть модели не означает звездность ее носителя. Скоро окончательно отпадут номера телефонов – пиши напрямую в инстаграм или твиттер, и все дела. Нужен Илон Маск? Он есть в клабхаусе, и можно не тратиться на билет в Сан-Франциско, чтобы там застрять с ним в одном лифте и изложить свою великую идею.

Становиться звездой стало одновременно проще и сложнее. Консультанты дают, конечно, ценные советы, но утаивают системный, стратегический механизм накопления социального капитала. А некоторые на самом деле не чувствуют всей глобальной картины. Это как с биржевыми брокерами. Только брокерам вы доверяете деньги, а консультантам – нечто более ценное: себя, общественное мнение о вас. Одно неловкое движение, и вас могут cancel, как Джоан Роулинг, неловко высказавшуюся про менструацию. Так что прежде, чем следовать подсказкам, надо самой разобраться, из чего состоит социальный капитал, как его привлекать и использовать себе на благо.

Он бывает двух видов: краудсорсинг и фабрики мысли. Краудсорсинг – это вопрос в закрытом чате Хамовников: «Соседи, посоветуйте человека, готового три раза в день гулять с ирландским волкодавом» (волкодав – предлог, вы так знакомитесь с соседями по «золотому треугольнику»). Или «Биржа идей» в «Сбере» – сотрудники присылают рацпредложения, из которых самые ценные внедряются, и автор получает в конце года (если он закончился успешно) дополнительные деньги или оплаченное образование. Собянину такие проекты нравятся, он сделал нечто подобное – «Активный гражданин». Крауд-панели есть у Procter & Gamble, Starbucks. Filmaka собирает идеи видеороликов, Threadless – принты футболок. Благотворительные фонды тоже работают по принципу краудсорсинга.

Фабрики мысли – это похоже, но другое. Первой, если не ошибаюсь, была Rand Corporation, таинственный некоммерческий проект, с конца сороковых работающий на правительство США. После Второй мировой у обслуживавших войну специалистов стало больше времени на мирные вопросы, а у страны – меньше денег на штатные военные ставки. Ученые вернулись в университеты, но когда возникала важная тема, из них выбирали экспертов для временной рабочей команды. Так государство получило возможность задействовать лучшие мозги страны для решения вопросов, которые один институт решить бы не смог. Сейчас таких «рэндов» много, при наличии мессенджеров, держащих всех на связи, это очень удобная форма. Проект «Кармалогия», кстати, собирался по тому же принципу – люди со всего мира присылали жизненные правила и закономерности.

Марафоны – что Елены Блиновской, что Лены Перминовой – это тоже фабрики мысли, хорошо монетизированные. Организатор марафона (звезда с огромным количеством подписчиков) привлекает сильных, по ее мнению, ведущих тренингов (но не таких знаменитых) – и все вместе прокачивают жизни тех, кто подписался. Для специалиста в области карт Таро или стояния в планке крауд-технологии – надежный способ стать известным, получить собственных подписчиков и, соответственно, клиентов.

Людям бизнеса связи важнее подписчиков, но схема та же. Они бодро потянулись в клабхаус, потому что там была не только фальшивая Алла Пугачёва, но и, в одном чате, вполне реальный Дмитрий Гришин из Mail.ru и Сергей Полонский. А в другом – сразу три богатыря: губернатор Мурманской области, глава Якутии и врио губернатора Белгородской области. Оказаться с ними в общей беседе и сказать умные слова – это как если тебя тегнула настоящая Пугачёва. А лично знакомиться, искать подход через однокурсников или секретаршу – путь долгий, старомодный, неэффективный и, честно скажем, дорогой.

В общем, прелесть новых социальных инструментов в том, что они дают прямой доступ к небожителю. Или к специалисту, который по всем параметрам тянет на небожителя, но ленится сам себя раскручивать. В какой-то степени это разрушает нашу уютную светскую традицию «только по знакомству». С другой стороны, мы сами ее разрушили, с головой окунувшись в инстаграм, – и правильно сделали, иначе нас бы не стало. Отрицание даров прогресса ведет к вырождению. Гивы как инструмент прекрасно работают в этой новой реальности, но не ими едиными жив светский человек. Светский в большом смысле этого слова – то есть имеющий связи в большой политике, крупном бизнесе, серьезном искусстве, моде, киноиндустрии.

Это как с биржевыми брокерами – только доверяете вы не деньги, а себя и репутацию.

В России сейчас создается «рэнд» впечатляющего масштаба – «Академия социальных технологий», в которую собираются ведущие специалисты в области развития и поведения человека: коучи, политконсультанты, менторы, психотерапевты, специалисты по PR, СММ и ТРИЗ, социологи, тренеры по женской энергетике, негоциации, медиации, гипнотерапевты и оргконсультанты. В перспективе эта некоммерческая саморегулируемая структура способна создать маркетплейс для надежных экспертов, которых в стране сейчас около двухсот тысяч. И у бизнеса, госоргана, любого частного человека будет возможность обратиться за помощью и не нарваться на шарлатана. Десять-двадцать экспертов известны настолько, что в рекламе не нуждаются – специалист по тренингам Марк Кукушкин или гуру публичных выступлений Радислав Гандапас, гипнолог Сергей Болсун или НЛП-тренер Андрей Плигин. Они знают других мощнейших, но не так сильно раскрученных спецов и готовы в рамках «Академии» промоутировать коллег на рынке. Создан даже механизм патентования социальных технологий – теперь психолог, придумавший интересный тренинг, сможет выставить его на сайте и готовить лицензированных последователей (а сам, соответственно, получать доход от продажи лицензии).

Активная социальная жизнь требует сейчас невероятного уровня энергии, и обычной рекомендации подруги (даже если она жена форбса) недостаточно для того, чтобы найти лучшего специалиста по выводу лично вас в космос.

Или не лично вас – «Академия» собрала экспертов, которые прокачивают суперспособности детей, оценивают корпоративную культуру компаний и социальные последствия новых законов. Клиенты, кстати, смогут оставлять комментарии, от них будет зависеть рейтинг специалистов на профессиональном маркетплейсе. Вас не удивляет, что в обычном такси водители вдруг стали открывать пассажиру дверь? Это потому, что вы их оцениваете, – очень полезная штука для рынка услуг.

Фото: ИЛЛЮСТРАЦИЯ: АЛИСА ЮФА