Герои

Бренд и сумасшедшие: Игорь Цуканов о выставке Александра Косолапова в Москве

В ММСИ показывают соц-арт Александра Косолапова, который как красная тряпка и для русских, и для американцев.
реклама
17 Января 2018
Игорь Цуканов
Игорь Цуканов
«Ленин — Coca-Cola», Александр Косолапов, 1982

«Ленин — Coca-Cola», Александр Косолапов, 1982

ЛОНДОНСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ TSUKANOV FAMILY FOUNDATION, КОТОРЫЙ ДАЕТ СТИПЕНДИИ ETON И YALE SCHOOL OF ART, СПОНСИРУЕТ ЛОНДОНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ПОПОЛНЯЕТ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ И ФИНАНСИРУЕТ БОЛЬШИЕ ВЫСТАВКИ.

ЛОНДОНСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ TSUKANOV FAMILY FOUNDATION, КОТОРЫЙ ДАЕТ СТИПЕНДИИ ETON И YALE SCHOOL OF ART, СПОНСИРУЕТ ЛОНДОНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ПОПОЛНЯЕТ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ И ФИНАНСИРУЕТ БОЛЬШИЕ ВЫСТАВКИ.

реклама

Около года назад мне позвонили из Московского музея современного искусства и попросили на будущую ретроспективу Александра Косолапова шесть его главных работ из моей коллекции. Сомнений не было. С музеем меня связывает долгий период сотрудничества. Вместе мы делали несколько выставок, включая ретроспективу Немухина и Мастерковой. У меня замечательный опыт работы с командой во главе с Юрием Копытовым и многолетние дружеские отношения с директором, отважным арт-менеджером Василием Церетели. Ну а с другой стороны, Александр Косолапов — мэтр, один из основателей соц-арта, которого я давно и лично знаю и систематически собираю.

Александр Косолапов родился в Москве, окончил «Строгановку» по специальности «монументальная скульптура» в начале семидесятых. Но советский монументализм его не захватил, и художник начал работать в стилистике поп-арта, который был переименован в соц-арт Виталием Комаром и Александром Меламидом. Как вспоминает сам Косолапов: «Они присвоили себе объекты идеологии и поставили под этим свою подпись... и создали формулу соц-арта». Художники ухватили главное – отсутствие в Советском Союзе западной культуры консюмеризма с лихвой перекрывалось избытком идеологических продуктов на телевидении, в прессе, на улице. Очевидное сходство между западной потребительской рекламой и советским плакатом легло в основу многих известных работ Косолапова, которые считываются как билборды. «Имиджи» масс-культуры и язык плаката воспринимаются моментально на уровне подсознания.

Через несколько лет после эмиграции в США Косолапов создает свою, пожалуй, самую известную работу «Ленин — Coca-Cola». Так названа и нынешняя ретроспектива в ММСИ. Оригинал картины 1982 года попал в мое собрание соц-арта от нью-йоркского коллекционера, который заказал большую работу художнику, увидев у него макет красного коллажа с вырезанным из журнала портретом Ленина, логотипом компании и ее девизом «It’s the Real Thing». Косолапов трактует это как «противопоставление двух иконографий. Слева — икона коммунистическая (Ленин), справа — символ Америки («Кока-Кола»). Они подобраны по силе, работают друг на друга, составляют динамичную форму».

Но игра в противопоставление символов в разгар холодной войны имела неожиданные последствия. Coca-Cola предъявила художнику обвинения в незаконном использовании своего логотипа, а заодно в имиджевых потерях – а вдруг американские любители «коки» подумают, что компания спонсирует коммунистические идеи. Защищать Косолапова взялся известный адвокат. До суда дело не дошло, но и создать баннер на Таймс-сквер в Нью-Йорке художнику не разрешили. Макет этого несостоявшегося проекта можно увидеть на московской выставке.

В России игра с символами получила более серьезные последствия. Такие работы Косолапова, как «Икона-Икра», и цифровые плакаты с образом Христа и логотипами «Кока-Колы» и «Макдоналдса» стали предметом ожесточенных нападок со стороны представителей РПЦ и групп религиозных экстремистов. «Икона-Икра» представляет собой фотоколлаж: пустой оклад, наложенный на поле, сплошь заполненное черной икрой. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить художника в «разжигании религиозной ненависти», а саму работу по требованию православных активистов сняли с выставки «Русский поп-арт» в Третьяковке в 2005 году. Это был первый (но не последний) случай запрета на искусство в России из-за «оскорбления чувств верующих». «Икона-Икра» была снова выставлена на выставке «Запретное искусство – 2006», после чего кураторы проекта Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров были осуждены и приговорены к крупным штрафам. Сейчас эта историческая картина находится в моей коллекции вне России и не представлена на выставке в ММСИ, как и некоторые другие работы с религиозными мотивами.

Впрочем, тринадцать залов и 120 произведений из государственных и частных коллекций на выставке «Ленин — Coca-Cola» в здании ММСИ на Гоголевском бульваре дают исчерпывающее представление о сорокалетнем творческом пути художника. Куратором проекта выступил американский арт-критик и поэт Картер Рэтклиф — автор монографий, посвященных таким художникам, как Комар и Меламид, Энди Уорхол, Гилберт и Джордж, Джексон Поллок, Виллем Де Кунинг, Фрэнсис Бэкон.

«Малевич — Черный квадрат», Александр Косолапов, 1987

«Малевич — Черный квадрат», Александр Косолапов, 1987

«Голубая икра», Александр Косолапов, 1991

«Голубая икра», Александр Косолапов, 1991

«McLenin’s Next Block», Александр Косолапов, 1991

«McLenin’s Next Block», Александр Косолапов, 1991

реклама
читайте также
TATLER рекомендует