Братья Михаил и Иван Морозовы: история славных русских коллекционеров

В музее Fondation Louis Vuitton открывается вторая выставка серии «Иконы современного искусства». Вслед за коллекцией Сергея Щукина в Париж отправились столь же знаменитые собрания братьев Морозовых. Двести шедевров французских и русских художников — памятник страсти, щедрости, несправедливости.
Братья Михаил и Иван Морозовы история славных русских коллекционеров

Смотреть Shchukin в 2016 году приезжало множество гостей из России. Никто не знает, сколько нас доберется до Morozov. Границы захлопнулись – точно так же, как это произошло в 1914 году, когда начало войны отрезало русских коллекционеров от французских художников и маршанов. Но для верных посетителей Пушкинского и Эрмитажа впечатление от первой, парижской выставки Щукина явно останется прежним и на Морозовых: множество знакомых работ, совсем не знакомая коллекция.

Объединение собрания, перекроенного в 1948 году по живому, напомнит встречу семьи, которую раскидала революция век тому назад. Большевики конфисковали коллекции и до самого последнего времени о бывших владельцах не вспоминали, чтобы не хвалиться лишний раз, как ловко, без ножа и пистолета, их удалось ограбить. «Ни в Пушкинском музее, ни в Эрмитаже вещи из собрания Щукина и Морозовых никак специально не помечались, – говорит искусствовед Наталия Семёнова. – Об этом знали, но считалось, что посетителям рассказывать не надо». Моя добрая знакомая Семёнова – одна из первых наших исследователей, немногочисленных, но упорных, которые решились эту несправедливость исправить. Она встречалась за границей с дальними внуками-правнуками, сохранившими туманные воспоминания о московских сокровищах в тридевятом царстве, предприняла детективные розыски и в итоге нашла в чешских Карловых Варах могилу Ивана Морозова, о которой не знала даже семья. Ее книги «Московские коллекционеры» или «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» – захватывающее чтение, материал для «Нетфликса» на двадцать серий, пускай даже всех коллекционеров сыграет Том Хэнкс.

Морозовы, потомки крепостного крестьянина, выбившегося в люди благодаря удачной женитьбе и пятирублевому приданому, были одной из главных купеческих фамилий старой столицы. Производители тканей одевали Россию и обустраивали Москву, жертвуя на театры и университеты, возводя больницы и даже, нисколько к этому не стремясь, здание Администрации Президента РФ, что на Старой площади. Они были так упорны, плодотворны и плодовиты, что исследователям приходится разбираться в ветках Морозовых-Викуловичей, Морозовых-Тимофеевичей, Морозовых-Захаровичей и Морозовыx-Абрамовичей.

Жена Михаила Морозова Маргарита Кирилловна с детьми на фоне портрета своего мужа работы Валентина Серова.

Жена Михаила Морозова Маргарита Кирилловна с детьми на фоне портрета своего мужа работы Валентина Серова.

«Портрет Ивана Морозова» Валентин Серов 1910.

«Портрет Ивана Морозова», Валентин Серов, 1910.

Не знавший ограничений, неугомонный Михаил оставил жене красивых детей, роскошную коллекцию и миллион золотом.

В Париже, возвращая справедливость, чествуют Абрамовичей. Михаил – старший, Иван – младший, погодки, совладельцы Тверской мануфактуры. Похожие друг на друга как братья (о чем мы можем судить по портретам Серова, писавшего обоих Морозовых), они разнились по темпераменту как неродные. Михаил Абрамович, уважительно-издевательски прозванный в Москве «джентльменом», мечтал жить искусством. Историк, филолог по образованию, он писал трактаты по истории Западной Европы, издал повесть, которую, на его счастье, запретили за распущенность и вольномыслие, выступал в качестве художественного критика – всюду встречаемый с досадой и завистью, уж очень этот дилетант был богат.

Над ним потешались, как у нас полагается. В Малом шла пьеса Сумбатова-Южина «Джентльмен», в которой купец Ларион Рыдлов смешил публику: «Я чувствую в себе честолюбие и обширные планы. Я себя испробовал – и что же оказалось? Я могу быть и критиком, и музыкантом, и художником, и актером, и журналистом. Почему? Потому что я русский самородок, но смягченный цивилизацией. У меня только в том и затруднение, что меня от одного на другое тянет, потому что я чувствую избыток сил. Котик, раздели со мной мою славу! Прогремим, будь покойна!»

Понадобилось время, чтобы Михаил Морозов нашел применение «избытку сил», взявшись за то, в чем ему никто не мог быть равен в силу апломба в сочетании с огромным богатством. Он стал известным коллекционером. Михаил руководствовался собственными вкусами, но больше – советами друзей-художников, слетевшихся на огонек его размаха. Советчики ездили с ним за границу, дневали и ночевали в роскошном доме на Смоленском бульваре. В соответствии с логикой развития событий, при советской власти там образовался горком, а при постсоветской – банк.

Дом напоминал учебник по истории искусств. Прихожая была выдержана в египетском стиле, в ней стояла настоящая мумия, которую потом отправили в Румянцевский музей, чтобы не пугать детишек. За египетским залом шли, как вспоминала вдова владельца Маргарита Кирилловна, греческий, помпейский, мавританский, ренессансный. И так вплоть до новейшего искусства XIX–XX века, музеем которого едва не стал в итоге дом на Садовом кольце.

Михаил задешево покупал русских, задорого – французов. Первым привез в Москву Гогена, в его доме висели «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Море в Сент-Мари» Ван Гога, «Кабачок» Мане. Ему принадлежала «Певица Иветт Гильбер» Тулуз-Лотрека и единственный в России Мунк – «Девушки на мосту». Коллекция подбиралась отменная, места на Смоленском бульваре хватало, хотя из зимнего сада искусство уже распространялось по комнатам.

В 1902-м, всего за год до смерти Морозова, Валентин Серов писал его в полный рост у камина. На портрете свирепый человечек старше своих лет в черном фраке, с бородкой и рачьими глазами под пенсне. Широкий в тазу, в теле и в поступках. Как всегда у Серова, клиент виден насквозь: домашний тиран, апоплексический самодур, щедрый даритель, хлебосольный хозяин. Все, что полагалось карикатурному московскому купцу. Но сверх того – искреннее желание прорваться к великой красоте, не с помощью своих книг, так с помощью чужих картин.

Старший Морозов умер в 1903-м. По нынешним временам юношей – в тридцать три года, до обидного рано, но зато не увидев даже первых признаков крушения своего мира. Не знавший ограничений, ненавидевший диеты неугомонный толстяк оставил жене красивых детей, роскошную коллекцию и миллион золотом, не узнав бегства, страха и унижений, выпавших на долю живых. Стоит ли жалеть человека, сбежавшего с «Титаника» в самом начале фильма?

«Портрет актрисы Жанны Самари» Пьер Огюст Ренуар 1877.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар, 1877.

«Белая ночь. Осгардстран. » Эдвард Мунк 1903.

«Белая ночь. Осгардстран. (Девушки на мосту)», Эдвард Мунк, 1903.

«Море в СентМари» Винсент Ван Гог 1888.

«Море в Сент-Мари», Винсент Ван Гог, 1888.

Его младший брат Иван Абрамович воспитывался не гуманитарием, как Михаил, – он учился химии в одном из лучших в мире университетов, Цюрихском политехникуме. После смерти брата как будто бы взял на себя заботу не только о его семье, но и о его увлечениях. А вот метания Михаила были ему чужды. Купив дом на Пречистенке, где сейчас засела Академия художеств Зураба Церетели, он стал спокойно и методично наполнять его произведениями искусства, проявляя, как говорил Абрам Эфрос, свое «умеренное парижество».

Иван Морозов ездил в Париж, покупая вещи у маршанов. Садился в глубокое кресло и принимал проходящий перед глазами парад нового искусства. Истратил полтора миллиона франков за десять лет. Амбруаз Воллар назвал его «русский, который не торгуется» (впрочем, не в качестве утверждения и восхищения, а в качестве вопроса: «Что это за русский такой?»). Морозов собирал парами, диптихами и триптихами, некоторые специально исполняли для него художники, некоторые составлял сам.

Его сосед и отчасти ментор Сергей Щукин увлекался, бежал вперед и ради новейших своих увлечений забывал о новых. Морозов двигался к настоящему, сбалансированному ансамблю, оставляя лакуны там, где считал нужным: «Здесь хочу голубого Сезанна». Для него Морис Дени украсил «Историей Психеи» музыкальный салон, а потом, приехав в Москву, раскрутил хозяина на дополнительный заказ, облагодетельствовав заодно скульптора Майоля. В дружбе-соревновании никто не вырывался вперед. Щукин лидировал по Матиссу. У Морозова было больше Сезанна, он первым привез в Москву Пикассо, а «Девочка на шаре», хит Пушкинского музея, даже оказалась в 2012 году на юбилейной монете как главное денежное сокровище ГМИИ.

Свой личный музей, свой дом и свою жизнь он ревниво оберегал от посторонних глаз. К Щукину ходили все, к Морозову попасть было трудно. Этому поспособствовала и рискованная женитьба на хористке из «Яра», которую все звали Досей, и рожденная до брака дочь, Дося-маленькая.

Искусство он не перестал покупать, даже когда война закрыла Европу. Просто переключился на российских художников, для которых в его особняке был отведен первый этаж. Возможно, как раз любовь к французам из бельэтажа помогла ему оценить Сарьяна и купить в критический для художника момент одну из первых работ Шагала.

Особняк Ивана Морозова на Пречистенке.

Особняк Ивана Морозова на Пречистенке.

Главная лестница особняка.

Главная лестница особняка.

Особняк Михаила Морозова на Смоленском бульваре.

Особняк Михаила Морозова на Смоленском бульваре.

План картинной галереи в доме Ивана Морозова.

План картинной галереи в доме Ивана Морозова.

Иван ездил в Париж, покупал вещи у маршанов – за десять лет истратил полтора миллиона франков.

Революцию Морозов встретил в испуге и оцепенении. Можно догадываться, как он воспринял конфискацию коллекции с издевательским назначением «помощником хранителя» собственного дома, вывеску «касса» в вестибюле, который он так любовно украшал полотнами Боннара, и выселение в три комнаты первого этажа. Только после этого он бежал, исчез без следа, к огорчению ЧК, ушел с семьей в Финляндию. Добрался до Швейцарии, Лондона, Парижа. Биографы говорят, что за границей Морозов не бедствовал, но смысл жизни потерял. Он умер в 1921-м в Карловых Варах, куда поехал лечиться. Там же был похоронен, словно семья мгновенно потеряла к нему интерес. Впрочем, семейные могилы и часовни на московских кладбищах были все равно недоступны. А потом и исчезли вместе с кладбищами и монастырями.

В Советской России из перетасованных морозовских и щукинской коллекций в 1923 году собрали Государственный музей нового западного искусства. После войны, которую картины пережили в эвакуации, музей так и не открыли заново, а в 1948 году уничтожили окончательно, разделив фонды между Москвой и Ленинградом. В 2013-м директор Пушкинского Ирина Антонова предложила объединить обе коллекции в Москве, но и тогда о возрождении дореволюционных собраний речи не шло – только о ГМНЗИ, музее награбленного. С тех пор коллекции соединялись лишь на временных выставках. Так было с картинами Щукина – сначала в Париже, в Fondation Louis Vuitton в 2016-м, потом в Москве в Пушкинском музее в 2019-м. В Эрмитаже тогда же, в 2019-м, параллельно шла выставка Морозовых. Московский и петербургский музеи осторожно, на время, обменялись картинами, как заложниками, опасаясь нового передела. Возможно, Щукин и Морозов были бы польщены тем, какое место заняли их коллекции в самых главных, самых славных музеях России. Как бережно их хранят, как боятся с ними расстаться. Но едва ли они смирились бы с тем, как это происходило.

То, что разгромили в ХХ веке на Пречистенке, соберется в XXI веке в Булонском лесу. Прекрасная выставка, полезная, говорящая заодно и о том, как в России относились и относятся к коллекционерам. Чтобы не забывать об этом, владельцам современных частных музеев стоило бы заказать Кунсу скульптуру для установки при входе – прекрасные золотые грабли.

Зал Матисса в Музее нового западного искусства 1930е.

Зал Матисса в Музее нового западного искусства, 1930-е.

Портрет Ивана Морозова работы Павла Павлинова на фронтисписе журнала «Среди коллекционеров» 1921.

Портрет Ивана Морозова работы Павла Павлинова на фронтисписе журнала «Среди коллекционеров», 1921.

Музей Fondation Louis Vuitton в Париже.

Музей Fondation Louis Vuitton в Париже.

Слушайте подкаст Tatler «История роскоши»

Фото: АРХИВ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ; FONDATION LOUIS VUITTON. ЮРИЙ АРТАМОНОВ/«РИА НОВОСТИ»; АРХИВ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА; ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА; КОЛЛЕКЦИЯ М. В. ЗОЛОТАРЕВА.