Без страха и упрека: история жизни Жорж Санд

Главная бунтарка своего времени родилась 1 июля.
Без страха и упрека история жизни Жорж Санд

«Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?» Такими словами отреагировал на знакомство с Жорж Санд композитор и пианист Фридерик Шопен. Да, первое впечатление от Санд у ее современников далеко не всегда было положительным. Уж слишком своевольная, смелая, дерзкая. Впрочем, узнав ее получше, многие свое мнение категорически меняли и начинали восхищаться писательницей. Шопен, кстати, тоже — невзлюбив Санд с первого взгляда, он вскоре стал ее любовником. Но об этом позже, а пока о том, как начинался путь этой уникальной женщины.

Жорж Санд (настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен) родилась в «смешанной» в социальном плане семье. Ее отец был внуком маршала Франции и имел высокое положение в обществе. Мать же была простолюдинкой-танцовщицей. Такие мезальянсы в то время были не в почете. Не приняла эти отношения и бабушка Жорж по отцовской линии, так что первые годы жизни девочка ее не знала. Все изменилось, когда Жорж было четыре года — ее отец умер, и мать отправила ребенка к бабушке, госпоже Дюпен, которая приняла внучку, увидев в ней продолжение своего глубоко любимого сына. С тех пор малышка стала жить в загородном поместье. Она получила прекрасное образование и воспитание. Но вот характер у девочки всегда был вздорным и нормам поведения того времени не соответствовал. Например, юбкам и кринолинам Жорж предпочитала мужские брюки, так как в них ей было удобнее сидеть на лошади. Когда девушка выросла, мужской костюм еще много раз облегчал ей жизнь. Например, спустя годы, расставшись с мужем, она переехала в Париж, денег у нее было мало, но ходить в театры очень хотелось. Так что Санд экономила деньги на одежде, выбирая вместо платьев мужские костюмы, которые стоили дешевле.

Без страха и упрека история жизни Жорж Санд

Когда Жорж было 13 лет, госпожа Дюпен решила, что пора взять ее непростой характер под контроль, и отправила девочку на воспитание в школу при монастыре. Будущей писательнице там понравилось, она увлеклась церковной литературой. Религия быстро стала важнейшей частью жизни Жорж, и в какой-то момент она даже стала думать о том, чтобы уйти в монахини. «Это полное слияние с божеством я воспринимала как чудо. Я буквально горела, как святая Тереза. Я не спала, не ела, я ходила, не замечая движений моего тела» — так описывала тот период своей жизни писательница. От идеи посвятить жизнь служению Богу девушку отговорил ее духовный наставник, считавший, что она может принести пользу миру в другой сфере.

В школе при монастыре Санд провела меньше двух лет. Интересно, что одержимость девушки религией прошла очень быстро. С годами она стала все больше отдаляться от своих юношеских взглядов на этот вопрос и все больше критиковать церковь в своих произведениях. Одним из особо антицерковных можно считать ее роман «Даниелла». Газета «Ла Пресс», опубликовавшая его, даже была закрыта за это по указу властей.

Без страха и упрека история жизни Жорж Санд

Вскоре после возвращения Жорж из монастырской школы ее бабушка умерла. И тут в ее жизни появилась мать, до этого жившая в Париже. С необразованной и вульгарной женщиной, которую она почти не знала, у девушки было мало общего, и общение не складывалось. Накалило ситуацию то, что мать решила «внести вклад» в жизнь дочери и нашла ей жениха. Санд эта идея не понравилась, но сопротивляться воле родителя в то время было трудно. Особенно такого родителя — за отказ от замужества мать грозила отправить дочь в монастырь, о котором Жорж к тому времени уже не мечтала. Спасло будущую писательницу, как ни странно, ее слабое здоровье, которое так сильно пошатнулось на нервной почве, что и о свадьбе, и о монастыре пришлось забыть. Спустя год девушка все же вышла замуж, но за другого человека. Ее избранником стал барон Казимир Дюдеван. В этом браке появилось двое детей — сын Морис и дочь Соланж.

Но Санд не была создана для размеренной семейной жизни. С мужем, главным интересом которого была охота, она скучала. Так что восемь лет спустя Жорж сбежала от него и детей в Париж со своим молодым любовником Жюлем Сандо. К слову, они были не только сексуальными, но и творческими партнерами. В 1831 году был опубликован их совместный роман «Роз и Бланш», имевший успех. А год спустя вышел первый независимый роман писательницы «Индиана», который уже был подписан псевдонимом Жорж Санд.

Без страха и упрека история жизни Жорж Санд

Сандо не стал последней любовью писательницы. Для того времени она была на редкость открыто любвеобильна и в разное время после своего замужества имела отношения с известным адвокатом Орельеном де Сезом, поэтом Альфредом де Мюссе, композитором Ференцем Листом и многими другими. Ходили даже слухи о ее лесбийской связи с актрисой Мари Дорваль. В общем, Санд себе ни в чем не отказывала и других призывала к тому же. Кстати, именно Санд приписывают авторство теории стакана воды, которая подразумевает свободу взглядов. Сама Жорж описывала это так: «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит», подразумевая право женщин любить того (а точнее, тех), кого хочется, и не быть осужденной за это обществом.

Один из самых громких и длительных романов у Жорж Санд случился с Фридериком Шопеном. Они познакомились на светском вечере у общей подруги, и, как мы написали в начале статьи, музыкант писательницу сразу невзлюбил. Но вскоре его гнев сменился на милость и между Санд и Шопеном начались отношения, которые продлились больше семи лет. Назвать роман счастливым и безоблачным было трудно. Активной и бойкой Санд было непросто уживаться с меланхоличным и слабым здоровьем Шопеном. Влюбленные постоянно ссорились. Тем не менее эта связь вдохновляла обоих на творчество. Дочь писательницы была настроена против этих отношений, так что то и дело говорила музыканту, что мать ему изменяет. В определенный момент Шопен этого не выдержал и ушел.

После расставания с Шопеном Санд поняла, что устала от суеты, и переехала в свое загородное поместье. Там она и провела последние годы жизни в компании сына, с которым у нее были хорошие отношения, и внуков. Для внуков она написала несколько книг, в том числе «Бабушкины рассказы», «Розовое облако» и другие. Писательница умерла 8 июня 1876 года в возрасте 72 лет. Узнав о ее кончине, Виктор Гюго, восхищавшийся творчеством Санд, сказал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную».

Без страха и упрека история жизни Жорж Санд

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш канал на YouTube

Фото: Legion-Media