Александр Годунов: «невозвращенец», партнер Майи Плисецкой и любимчик Джеки Кеннеди

История жизни одного из самых талантливых танцоров СССР, которому 28 ноября исполнилось бы 72 года.
Александр Годунов «невозвращенец» партнер Майи Плисецкой и любимчик Джеки Кеннеди

1960-1970-е годы прошлого века для культурного СССР были ознаменованы потерей сразу трех великих артистов балета: в 1961 году убежища во Франции попросил Рудольф Нуреев, в 1974-м в США остался Михаил Барышников, а в 1979-м на Запад бежал Александр Годунов. Из всех трех самая печальная судьба, пожалуй, сложилась именно у Годунова.

Александр Годунов родился в семье инженеров в Южно-Сахалинске. Когда ему было три года, родители развелись и мать увезла маленького Сашу к родственникам в Ригу, а вскоре и сама переехала туда. Когда мальчику было 9 лет, его отдали в Рижское хореографическое училище. Одним из одноклассников Александра стал Михаил Барышников. Помимо безусловного таланта их объединял еще и невысокий рост — мальчики были самыми низкими в группе. Но ближе к окончанию училища Годунов внезапно, за одно лето, вырос почти на 18 сантиметров, и Барышников в этом плане его так и не догнал. После окончания обучения Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета. Но танцор мечтал о большем, поэтому сначала попросил перевода в Москву, а не получив его, все равно уехал в столицу. Первые три года Годунов танцевал в «Молодом балете» Игоря Моисеева, а затем, в 1971-м, получил приглашение в Большой театр.

Как только Годунов пришел в Большой, всем там сразу стало понятно, что у него большое будущее. Данные, как танцевальные, так и физические, были просто превосходными. Карьера Годунова в главном театре страны началась, как это обычно и бывает, с кордебалета. Но вскоре его заметил Юрий Григорович и дал главную роль в новой редакции «Лебединого озера». В следующие восемь лет были ведущие партии в «Дон Кихоте», «Спартаке», «Анне Карениной», «Жизели», «Иване Грозном». Годунов стал постоянным партнером по сцене великой Майи Плисецкой. А вот зарубежные гастроли для него были исключением, а не правилом. Пять лет танцор был невыездным. Видимо, власти боялись побега. И не зря. Позднее Плисецкая говорила, что всегда знала, что рано или поздно Годунов сбежит, так как он всегда стремился к свободе в своем творчестве, и в СССР он получить ее не мог.

Большой театр стал для Александра не только местом, где началась его карьера. Там он встретил главную любовь своей жизни. Любовь Власова была старше Годунова на семь лет. На момент знакомства она уже являлась весьма известной балериной, состояла в браке. Свою первую встречу с Александром она вспоминала так: «Он стоял в красивом замшевом пиджаке, не столько новом, сколько очень ему идущем, и у него болталась пуговица, о чем я и сказала. "Может, вы ее мне пришьете?" — спросил он. Я ответила: «Может быть, когда-нибудь»». Вскоре после этого Власова ушла от мужа и переехала к Годунову.

Александр Годунов и Майя Плисецкая

На гастроли в США в 1979 году Власова и Годунов поехали вместе, но вернулась домой балерина уже одна. Утром 20 августа Александр вышел из своего гостиничного номера, пока Людмила еще спала — никого не предупредив, куда идет, и не оставив записки. Власова не знала о планах супруга на побег. Через три дня, 23 августа, артист официально попросил политического убежища в США. Эти несколько дней он провел в надежном месте, где его спрятал поэт Иосиф Бродский, чтобы агенты СССР не смогли его найти. В побеге Годунову также помогала Елена Чернышова, которая в то время была главным балетмейстером Американского театра балета. А вот Михаил Барышников, наоборот, уговаривал артиста вернуться на родину, считая, что в США он не найдет счастья.

После того, как стало понятно, что Годунов не вернется на родину, Власову тут же посадили на самолет до Москвы. Но из аэропорта тот не мог вылететь долгие три дня — американские власти задержали рейс, будучи уверенными, что балерину отправляют в СССР насильно. Все это время Годунов провел в микроавтобусе около самолета, всматриваясь в окно иллюминатора в надежде, что Власова выглянет и он сможет ее увидеть. Годунов очень любил свою жену и до последнего надеялся, что она останется в Америке вместе с ним. Но у Власовой в Москве была мама — она боясь больше никогда ее не увидеть и приняла решение вернуться в родную страну. В американской прессе Годунов и Власова получили титул Ромео и Джульетты Холодной войны. Целый год после этого события Александр надеялся, что его жена передумает, искал способы вывезти ее в США. Но этого так и не случилось. В 1982-м через посольство был официально оформлен развод.

В США Годунов был сразу принят в труппу Американского театра балета, которой в то время руководил Барышников. Но выйти на сцену ему удалось лишь через полгода — узнав о подписании контракта с Годуновым, артисты кордебалета устроили забастовку, требуя сначала повысить им зарплаты. Невозможность выступать, а также расставание с женой сильно подкосили артиста, и он начал злоупотреблять алкоголем. Когда спустя полгода танцор все же вышел на сцену, он был уже не в лучшей своей форме. Шумиха вокруг его побега к тому времени утихла, и публика приняла Годунова без восторга, хоть у него и появились такие влиятельные поклонницы, как Джеки Кеннеди.

Александр Годунов и Жаклин Биссет

Отношения с коллективом театра у Александра тоже не складывались. Ему не нравились роли, режим тренировок, он постоянно грубил и ссорился с коллегами. В 1982 году артист покинул Американский театр балета и создал собственную труппу, с которой начал гастролировать по миру — весьма успешно, уже за первый год артист заработал около одного миллиона долларов.

В начале 1980-х, во время гастролей в Италии Годунов познакомился с актрисой Жаклин Биссет и пригласил ее на свои репетиции и спектакли, когда она будет в Нью-Йорке. Через полгода Биссет прилетела в Америку и позвонила танцору. У них начался роман — СМИ тут же окрестили их самой красивой парой своего времени. Эти отношения продлились семь лет.

Несмотря на успех своей труппы, Годунов решает уйти из балета и продолжить кинокарьеру, которая началась еще в СССР. Предложения ролей стали поступать к нему сразу после побега, но долгое время танцор от них отказывался — в том числе и потому, что считал свой английский недостаточно хорошим. Так что, решив сменить сферу деятельности, Александр сразу получил роль в фильме «Свидетель» режиссера Питера Уира. Лента вышла на большие экраны в 1985 году и была положительно оценена критиками. Но стать кинозвездой у Годунова так и не вышло, его приглашали лишь на роли второго плана, за 10 лет он снялся всего в восьми фильмах.

Александр Годунов и Брюс Уиллис

Смерть Годунова была внезапной. На протяжении нескольких дней с ним не могли связаться его друзья, поэтому 18 мая 1995 года в его квартиру в Западном Голливуде отправили медсестру, которая нашла артиста мертвым. Причина смерти — осложнения от гепатита, вызванные алкоголизмом. Прах артиста развеяли над Тихим океаном. В Лос-Анджелесе находится его мемориал, на котором написано: «Его будущее осталось в прошлом».

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш YouTube-канал

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: GETTY IMAGES