1. Главная
  2. Герои
Герои

«Для меня это дьявол, а не человек»: актер Владимир Кошевой о роли в спектакле «Рождение Сталина»

22, 23 и 24 февраля — премьера спектакля «Рождение Сталина». Актер Владимир Кошевой на сцене Александринского театра сделает историю России красивее, чем она есть.
реклама
22 Февраля 2019

Он только что бросил духовную семинарию, он красив, молод, пишет стихи. Он смотрит на мир и думает, чем бы заняться. Это грань веков, девятнадцатого и двадцатого. И грань личного выбора. Этот юноша потом исковеркает весь двадцатый век. Но пока он об этом не знает.

У историков есть термин – «точка бифуркации». Тот момент, когда история может пойти самыми разными путями. Именно такой момент и пытается запечатлеть режиссер Валерий Фокин в спектакле «Рождение Сталина», который он ставит на сцене Александринского театра. Сталин родится 22 февраля, в год стосорокалетия со дня своего прошлого рождения.

На роль будущего лучшего друга советских артистов режиссер позвал сорокадвухлетнего Владимира Кошевого. Такого Кобы еще не было, а у нас новый Сталин случается каждый год, на телевидении так точно. Был вождь. Был революционер. Был старик на смертном одре кожаного дивана ближней дачи. Был папа сына-алкоголика и дочери-скандалистки. В общем, была сложившаяся личность. А Сталина с профилем декадента не было – читатели «Татлера», уверены, более всего помнят Кошевого по сериалу Первого канала «Григорий Р.». Порочного старца Григория Распутина там играл Владимир Машков, а порочного князя Феликса Юсупова – как раз Владимир Кошевой.

Актер Владимир Кошевой. Шерстяной костюм-тройка, CORNELIANI; хлопковая рубашка, SALVATORE FERRAGAMO; кожаные ботинки, abricot.

Актер Владимир Кошевой. Шерстяной костюм-тройка, CORNELIANI; хлопковая рубашка, SALVATORE FERRAGAMO; кожаные ботинки, abricot.

реклама

«Я очень долго ждал приглашения от Валерия Владимировича, – рассказывает актер о сотрудничестве с Фокиным. – Мы давно хотели с ним что-то сделать. Но приглашения все не было. Я отрепетировал «Игрока» в БДТ, начал его играть. Параллельно сыграл Дубровского в спектакле «Черный русский», это было модное событие в Москве пару лет назад. Вдруг звонок от Фокина: «Что делаешь?» Играю Дубровского, говорю. Он специально пришел на этот спектакль. И затем предложил мне роль».

Разумеется, Кошевой тут же согласился: работать с самим Фокиным – счастье. Репетировал в Александринке, продолжая играть «Игрока» в БДТ. Дело, вероятно, в том, что Кошевой ценит каждое свое возвращение на сцену. Недолгое время, больше десяти лет назад, он служил в Театре Гоголя (еще до его превращения в «Гоголь- центр»), где единственной его ролью был Кот в детском спектакле «Госпожа Метелица». Сейчас Владимир вспоминает об этом со смехом: «У меня был костюм, в котором можно было худеть. Он не высыхал ко второму спектаклю, а их было три в день». Как-то девочка из первого ряда вдруг попросила у Кота разрешения погладить хвост. Кошевой опустил хвост со сцены, все дети бросились гладить. За этот «проступок» актеру объявили выговор.

Шерстяной френч, хлопковая рубашка, все GIORGIO ARMANI.

Шерстяной френч, хлопковая рубашка, все GIORGIO ARMANI.

С Театром Гоголя Кошевой расстался легко. Там было нечего ловить, только хвостом размахивать. Тут же сыграл французского кинооператора Этьена Фаберже у Александра Рогожкина в сериале «Своя чужая жизнь» о Петрограде двадцатых годов. Потом стал Мастером при Маргарите Изабель Аджани – в фотопроекте Жан-Даниэля Лорье, который инициировал бывший совладелец «Силовых машин» Евгений Яковлев. «С нашим «Мастером и Маргаритой» я объехал полсвета, – вспоминает Владимир. – Выставки были повсюду». Кошевой побывал и советским шахматистом Борисом Воскресенским в «Гостинице «Россия», и Николаем Гумилевым при Светлане Крючковой – Ахматовой в «Луне в зените». И даже выходит на сцену Большого театра, в балете «Нуреев». Нет, не танцует: в феерии Кирилла Серебренникова он единственный драматический актер, играет Аукциониста, сотрудника КГБ и глянцевого фотографа Ричарда Аведона (ближайшие спектакли – 27 и 28 февраля).

«С меня будто кожу сдирали. Потом я еще час сидел, чтобы вернуться в наш мир».

Ну а прошлой осенью светская Москва аплодировала его Тургеневу – в спектакле Театра наций «Метафизика любви». В нем всего два героя – наш писатель и французская певица Полина Виардо, ее играет Сати Спивакова. С Сати Кошевой знаком давно, они уже делали пару театральных проектов («У нее последние годы будто второе дыхание открылось», – говорит Владимир). Весной Кошевой предложил Сати поставить спектакль о любви Тургенева и Виардо по сценарию Сергея Соловьёва. Дело в том, что Соловьёв начинал снимать фильм с Олегом Янковским и Татьяной Друбич, но работа остановилась, сценарий лежал без дела. Его и добыл у мэтра Кошевой. Третьим участником стал пианист Алексей Гориболь – он играет на сцене музыку Шопена, Десятникова, Шварца.

Актером Кошевой стал вопреки обстоятельствам. Поступил в военную академию. И это был естественный путь: вся его семья, все предки – военные, отец – капитан первого ранга. Когда Володя сообщил дома, что собирается поступать в Академию театрального искусства, это восприняли, мягко говоря, без восторга. Но потом случился Раскольников на Первом канале – и родительские восторги.

В спектакле БДТ «Игрок», 2018.

В спектакле БДТ «Игрок», 2018.

Теперь на вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» отвечает сын сапожника из города Гори Сосо Джугашвили. Сам Кошевой к нему относится без придыханий. «Для меня это дьявол, а не человек, – объясняет актер. – И я с ужасом смотрю, когда к его памятнику несут цветы».

Кошевому предстоит играть вот этот самый переход – от человека к дьяволу. Сталин, скажем, был одним из тех, кто совершил теракт 13 июня 1907 года на площади Эриванского в Тифлисе. Целью был дилижанс с огромной суммой денег. Нападавшие устроили серию взрывов, убили несколько десятков человек – просто чтобы добыть средства для большевистской партии. По сути, это были первые жертвы сталинского террора. Но пока он сам себе кажется славным Робин Гудом. Убивать – легко. Дальше будет еще легче.

Кошевой говорит, что Фокин на репетициях не давал ему расслабиться ни на секунду: «С меня будто кожу сдирали. Потом я еще час сидел, чтобы вернуться в наш мир». Он прочитал много книг-исследований, выучил даже несколько стихов юного Сталина, на грузинском. Старается понять, как, когда и почему из этого Байрона выросло чудовище.

Кажется, ответ важен для всех нас.

В сериале «Преступление и наказание», 2007.

В сериале «Преступление и наказание», 2007.

Фото:ФОТО: АРКАДИЙ ИВАНОВ; ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ, ПРЕСС-СЛУЖБА БДТ ИМ. ТОВСТОНОГОВА/ТАСС. ПРИЧЕСКА: ВАЛЕРИЯ ЛИПЕН. ГРУМИНГ: МАРИЯ БЕЛОДЕДОВА. АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: ЛЕОНИД КРИВОШЕИН. ПРОДЮСЕРЫ: МАРИЯ СЕРЁГИНА; АНЖЕЛА АТАЯНЦ. СТИЛЬ: ПЕТР АКСЁНОВ.

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует