Герои

Хозяйки Met Gala: Анна Винтур, Диана Вриланд, Нэн Кемпнер, Пэт Бакли и Элеанор Ламберт

Дамы, которые лучше всех знают, как править Бал Института костюма.
реклама
03 Мая 2018
Екатерина Нехлюдова

Элеанор Ламберт

В 1948 году при нью-йоркском Метрополитен-музее был основан Институт костюма. В Париже в это время Кристиан Диор вводил New Look, а в Нью-Йорке у Клер Маккарделл был готов American Look для американских бизнесвумен — без оборок и буфов. Коммерческий интерес к моде рос не по дням, а по часам. С другой стороны укреплялись позиции культурных институций в стране, и Институт костюма пришелся как нельзя кстати. Здесь и выходит на арену Элеанор Ламберт.

Элеанор изучала моду в Чикагском институте искусств, мечтала стать скульптором, но попала в рекламный бизнес и одной из первых открыла на Манхэттене свое агентство. Ее клиентами были художники и галеристы, она представляла интересы Джексона Поллока, Якова Эпштейна и Исаму Ногути. Элеанор возглавляла отдел связей с общественностью Музея американского искусства Уитни и участвовала в открытии MOMA. В 1948 году она запустила Неделю моды в Нью-Йорке, а в 1962-м основала великий и могучий Совет американских дизайнеров CFDA. Именно она встала у руля Института костюма. В ее обязанности входило не только подготовить выставку о моде, но и найти финансирование. Светская дама, публицист, дружившая со всем благородным Нью-Йорком, пошла по традиционному пути. Давать деньги на искусство уже было модно, и раз в год она собирала на гала-ужин светских дам и их заботливых мужей.

Как правило, ужин проходил в начале декабря в отеле Waldorf Astoria или ресторане Rainbow Room. Входной билет обходился в 50 долларов, и в его стоимость входила аренда костюма из архивов Института. На самом ужине гостей развлекали скетчами, лотереями и маскарадами. Ужин и тема выставки между собой никак не были связаны, и гости являлись в традиционном black tie.

Элеанор Ламберт

Элеанор Ламберт

реклама

Диана Вриланд

Когда в 1972 году к команде Института костюма в качестве консультанта присоединилась Диана Вриланд, она принесла с собой немного гламура. Ее только уволили из Vogue, и всю свою творческую энергию она направила в культурное русло. Темы для выставок выбирала экзотические, а масштабы ее замыслов поначалу кураторов даже пугали. При Элеанор все было достаточно просто — ее первой выставкой был вернисаж работ Нормана Норрелла, который шил элегантные вечерние платья для светских дам. Диана Вриланд же первым делом взялась за Кристобаля Баленсиагу. Когда она готовила гала, то бесконечно листала свой календарь с визитками — Rolodex — и выбирала подходящих гостей. Ими стали Марелла Аньелли (жена Джанни Аньелли, владельца FIAT, часто появлялась на страницах Vogue), французская аристократка и легендарная светская львица прошлого столетия графиня Жаклин де Рибе (ее дом на Ибице был самым громким, среди ее подруг значились Олимпия и Мари-Хелен де Ротшильды, Шер и Джоан Коллинз) и Мариса Скиапарелли Беренсон (ее фамилия говорит сама за себя). Met Gala стал другим. Когда Марта Грэм появлялась в пальто Halston на ужине у Элеанор, это никого не интересовало, а когда Элизабет Тейлор приходила к Диане в пареро этого же американского дизайнера — об этом говорили все.

Однако несмотря на светские успехи Дианы, в Институте костюма ее деятельность одобряли не все. У Вриланд не было степени по истории искусств, и музейные кураторы любили указать ей на это. И, конечно, ее размашистый подход также нравился не всем. Когда она готовила выставку «Во славу русского костюма», раздобыла оригинальный парфюм Chanel 1924 года под названием Cuir de Russie. Именно ей и пришла в голову идея, что дресс-код гостей должен соответствовать теме выставки.

Самой Диане приходилось несладко. На открытие ее первой выставки, «Баленсиаги», никто не хотел покупать билет — не было самого ужина, и светский Нью-Йорк не торопился открывать кошелек без устриц, шампанского и лотерей. Ее зарплаты в Институте костюма едва хватало на достойный уровень жизни, когда Билл Бласс и Оскар де ла Рента, чтобы помочь подруге, решили обратиться в CFDA за средствами. Через полтора года доверие оправдалось — на ужин к Диане хотели все, и ради нее теперь дамы блистали в бриллиантах, а не бижутерии, как это бывало раньше. Не устояла даже Джеки Кеннеди. Вместе с Дианой на Met Gala пришли и деньги с Уолл-стрит.

Диана Вриланд на открытии выставки «Во славу русского костюма» в Институте костюма

Диана Вриланд на открытии выставки «Во славу русского костюма» в Институте костюма

Норман Норрелл с моделью

Норман Норрелл с моделью

Нэн Кемпнер и Пэт Бакли

На смену Диане Вриланд в 1979 году пришли сразу две светские дамы — Нэн Кемпнер и Пэт Бакли. При них гала-ужин стал проходить во всех уголках музея, даже на территории кафетерия. Билет можно было купить уже за 1000 долларов. Участвовали не только светские львы и львицы, но и коммерческие компании, которые готовы были принять активное участие в финансовом благополучии Института костюма. Например, Burberry, Chanel и Versace.

Пэт Бакли, жена американского писателя Кристофера Бакли, дружила с Нэнси Рейган и Бетси Блумингдейл. На светской арене она появилась в 1970-е годы, а в 1979 году уже помогала Диане по «хозяйству». Вместе они готовили, к примеру, выставку о Джанни Версаче. Когда Диана ушла, Пэт пригласила Нэн, ту самую Нэн, которая, когда ее не пустили в ресторан в смокинге и брюках, сняла их и прошла за столик.

Итак, Нэн Кемпнер считалась в Нью-Йорке чемпионкой по благотворительности. Скучающая жена банкира свои деньги, время и силы тратила на филантропию и кутюр. Она не пропускала сезоны показов моды и коллекционировала вечерние ансамбли — в ее гардеробе находилось место и Mainbocher, и Yves Saint Laurent, и Bill Blass.

Девушкам нравился задор Met Gala в том виде, в котором он был при Диане, и с каждым годом список гостей они только увеличивали — от некогда камерного светского ужина не осталось и следа. Однако впереди Met Gala ждала эпоха Анны Винтур, и балы Нэн и Пат стали казаться весьма скромными мероприятиями.

Пэт Бакли

Пэт Бакли

Нэн Кемпнер

Нэн Кемпнер

Анна Винтур

Его величество торжество в том виде, в каком мы привыкли его видеть, началось в 1995 году, когда за Met Gala взялась Анна Винтур. В 1988 году Анна становится главным редактором Vogue и начинает свою маленькую глянцевую революцию. Тогда же на арену выходит и давняя соперница Анны Элизабет Тилбери из Harper's Bazaar, и в 1996 году дамы хозяйничают на пару. К примеру, именно Лиз пригласила принцессу Диану: в качестве спонсора выступает Christian Dior, Франсуа Арно только назначил молодого Джона Гальяно и он одевает жену принца Чарльза. В 1999 году Элизабет умирает от рака, и Анна уже единолично правит бал.

Анна Винтур, 1994

Анна Винтур, 1994

Винтур сразу же начала вербовать знаменитостей и устанавливать свои порядки. Среди гостей — Бейонсе, Тейлор Свифт, Сара Джессика-Паркер, Кейт Мосс, Николь Кидман: голливудскому списку не видно ни конца, ни края. Конечно, такому составу просто необходима красная дорожка. Уже нельзя купить билет за 1000 долларов. Каждое имя в списке Анна утверждала лично, и цены на гала начинались от 30 тысяч долларов. Vogue и Анна Винтур лично приглашают крупные корпорации на Met Gala. Стоимость столиков растет в геометрической прогрессии, в зависимости от их местоположения и виш-листа по знаменитостям. Да, теперь компании могут попросить Анну пригласить кого-то очень красивого и знаменитого за их столик. За каждым платьем на красной дорожке тоже стоит команда Vogue. Именно редакторы решают, кому надеть платье покороче, а кому согласиться на авангардный костюм в духе супергероев из вселенной Marvel. Как-то раз один ювелирный бренд решил покинуть Met Gala и в последний момент отказался от участия, тогда Анна лично следила, чтобы ни одна знаменитость не пронесла украшения провинившегося бренда по красной дорожке.

На планирование бала уходит около восьми месяцев — организаторы продумывают все до мельчайших деталей. В 1990 году Пэт Бакли и Нэн Кемпнер пригласили выступить Дайану Росс. В день «икс» исполнительница явилась без оркестра, что стало сюрпризом для организаторов (обычно о таких вещах думала Диана Вриланд). Дайане пришлось выступать под фонограмму. При Анне Винтур подобную ситуацию нельзя было себе и представить. Когда в ее команде была Стефани Уинстон Уолкофф (бывший директор по спецпроектам Vogue US, распорядительница нью-йоркской Mercedes-Benz Fashion Week и недавно уволенный советник Мелании Трамп (в том числе и по вопросам гардероба)), она держала при себе штатного каллиграфа, чтобы рассадку можно было изменить в любой момент.

С 2003 года Анна стала приглашать на гала-ужин ведущих, естественно из числа красивых и знаменитых. Винтур завела и чудесную привычку ставить в пару дизайнера и звезду, которую он одевает, — на красной дорожке они блистают вместе, а потом вместе идут к столику, который заботливо купил соответствующий бренд. Иногда главный редактор Vogue приглашает на Met Gala молодых дизайнеров, на которых она возлагает особые надежды, — так было с дуэтом Proenza Schouler и Джозефом Альтузаррой.

В этом году Met Gala пройдет традиционно в первый понедельник мая — 7-го числа.

Шер, 1974
firstTile.title
Ли Радзивилл и Энди Уорхол, 1975
Нэнси и Рональд Рейган, 1977
Джеки Онассис, 1979
реклама
читайте также
TATLER рекомендует