Мода

Все, что нужно знать о председателях бала Met Gala-2019

И о том, какое отношение они имеют к кэмпу.
реклама
30 Апреля 2019
Tatler
Tatler

6 мая состоится одно из главных ежегодных событий модной индустрии — бал Met Gala, приуроченный к открытию выставки в Институте костюма при Метрополитен-музее. За последние полгода индекс цитируемости эссе Сьюзен Сонтаг «Записки о кэмпе» вырос в несколько раз. Куратор экспозиции Эндрю Болтон использовал его название в качестве темы бала и выставки, а медиа о моде начали жонглировать словами «преувеличенный», «театральный», «ироничный» и «искусственный», которыми мастерски оперировала Сонтаг, в попытке объяснить, что же такое «кэмп» и чем он отличается или не отличается, например, от «китча».

Стараясь дать новое (упрощенное) определение сложному явлению, журналисты перешли на выстраивание ассоциативных рядов. Кэмп — это фильмы «Приключения Присциллы, королевы пустыни» и «Лак для волос», концертные записи The Pet Shop Boys и Дэвида Боуи, телешоу «Семейство Кардашьян» и «Королевские гонки Ру Пола», а еще кроксы Balenciaga и платья-цветы Moschino. Эндрю Болтон в конце концов тоже попытался объяснить кэмп в моде на примерах: «Образ Коко Шанель — это кэмп, в то время как ее коллекции Chanel кэмпом не были. Вот Schiaparelli — другое дело, она сама была представительницей кэмпа, и ее одежда тоже».

Концептуально выставку поделят на две главы: первую посвятят прошлому (самый ранний объект датируется XVII веком), вторую — настоящему и будущему. Но что же такое кэмп сегодня, проще всего понять, изучив, из чего строится публичный образ председателей бала этого года: Алессандро Микеле, Гарри Стайлса, Леди Гаги и Серены Уильямс. Анну Винтур в расчет не берем — она выступает в этой роли c 1995 года и уже находится в том статусе, когда ей необязательно подстраиваться под дресс-код. В этом году он, кстати, звучит как Studied Triviality, то есть «продуманная тривиальность».

Алессандро Микеле

реклама

Креативный директор Gucci — один из главных популяризаторов эстетики кэмпа в моде и поп-культуре. В его парчовых костюмах и розовых очках со стразами ходит Элтон Джон, Флоренс Уэлч покупает одинаковые платья Gucci из тюля разных цветов, а сам Алессандро Микеле вместе со своей Gucci Gang — Джаредом Лето и Ланой Дель Рей — вполне мог бы прийти в 2019 году на Met Gala в том же образе, что и в прошлом году. Потому что какая бы тема ни была заявлена и озвучена, Микеле все равно всегда работает в плоскости кэмпа, ведь главный азарт для него — балансировать между «высоким искусством и поп-культурой».

В контексте кэмпа как неотъемлемой составляющей ДНК Gucci времен Микеле, помимо собственно эстетики, нужно сказать еще об одном важном для позиционирования модного дома и для понимания термина Сонтаг явлении — гендерной флюидности. Эндрю Болтон в интервью говорит, что первое употребление слова «кэмп» было обнаружено в переписке XIX века между лордом Артуром Клинтоном и Фредериком Парком, известным как кросс-дрессер Фанни за любовь к переодеваниям в женскую одежду. Свои выходы в платьях, которые вполне уместно было тогда описывать словом campish, Фанни совершал вместе с единомышленником Эрнестом Болтоном, выбравшим для себя псевдоним «Стелла». Эта викторианская история легла в основу коллекции Erdem весна-лето 2019 и вполне могла бы стать канвой для каждого первого шоу Gucci, по подиуму которого из сезона в сезон мужчины ходят в платьях и юбках, а женщины — в брючных костюмах.

Gucci не только активно создают новую гендерно-флюидную моду, но и ратуют за ее абсолютную нормативность. Например, на последнем фестивале Sundance они показали короткометражку The Future is Fluid об отношении к гендерной флюидности представителей поколения Z, а чуть ранее еще и провели опрос среди молодых людей на эту тему.

Помимо очевидных концептуальных и эстетических точек пересечения между творчеством Микеле и философией кэмпа есть еще одна — финансовая. Gucci вызвались стать главным спонсором бала Met Gala этого года, так что в платьях их бренда стоит ждать на красной дорожке сразу пару десятков гостей.

Гарри Стайлс

Появление Гарри Стайлса, лица Gucci и «самого хорошо одетого мужчины 2019 года», по версии британского GQ, среди ведущих «модного “Оскара”» Met Gala, с одной стороны, кажется абсолютно закономерным, а с другой — довольно неожиданным. Дело в том, что Стайлс не появлялся на красной дорожке Института костюма до этого года вообще ни разу. Но как главный амбассадор мужских костюмов в цветы и блуз с бантами, конечно, вполне достоин сразу статуса председателя.

Помимо экстравагантного сценического стиля и контракта с главным спонсором вечера, присутствие Стайлса на бале, посвященном кэмпу, объясняет еще и его тщательно артикулируемая позиция относительно ЛГБТ-сообщества. Британский певец часто выходит на сцену с радужным флагом и всегда говорит в интервью, что во время концертов стремится транслировать своей аудитории, что все они — вне зависимости от ориентации — в данный момент находятся в абсолютной безопасности. А при чем здесь собственно кэмп? При том, что в ранних словарях — еще до эссе Сонтаг — через запятую с «чрезмерным» и «театральным» шло слово «гомосексуальный». Сейчас с эстетикой кэмпа у многих по-прежнему ассоциируются, например, дрэг-шоу.

Леди Гага

Образ Леди Гаги всегда был квинтэссенцией кэмпа в поп-культуре. Любопытно, что на это не повлияли смена стилистов и последовавшая за ней кардинальная смена имиджа — из провокатора в платье из мяса в диву времен «Золотого Голливуда».

Сонтаг в «Записках о кэмпе» много пишет о «любви к неестественному» и, что самое поразительное, в пример приводит практически саму Гагу уже после очередной трансформации: «Отличительный знак кэмпа — дух экстравагантности. Кэмп — это женщина, закутанная в платье, сделанное из трех миллионов перьев». В этот момент нужно вспомнить розовое платье Valentino Гаги с красной дорожки Венецианского кинофестиваля. С нетерпением ждем ее выхода 6 мая.

Серена Уильямс

На первый взгляд великая теннисистка Серена Уильямс в этом списке кажется неким инородным элементом — Карди Би, Рианна, Кэти Перри или хотя бы Дженнифер Лопес выглядели бы в одном ряду с Леди Гагой, Гарри Стайлсом и Алессандро Микеле гораздо органичнее. Однако Анне Винтур и Эндрю Болтону, судя по всему, было важным показать, что кэмп добрался до всех сфер нашей жизни, в том числе и до профессионального спорта, а не только до моды и поп-культуры. В этом случае найти образ ярче, чем Серена Уильямс на корте в балетной пачке Off-White X Nike или обтягивающем черном костюме, придающем ей сходство с Вакандой из «Черной пантеры», найти просто не получится.

На красные дорожки Серена одевается обычно с меньшим вызовом, чем на корт, но, как говорит Nike, «вы можете снять костюм с супергероини, но не можете забрать ее суперсилы», — и именно поэтому Серену на Met Gala мы будем ждать с не меньшим интересом, чем всех остальных председателей.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует