Мода

Кто одевает светских дам Москвы: увлекательные рассказы стилистов

Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч руб­лей за несколько часов работы, но это не все скелеты в шкафу.
реклама
13 Марта 2017
Яна Лукина
Кристен Стюарт в фильме «Персональный покупатель»

Кристен Стюарт в фильме «Персональный покупатель»

В фильме «Персональный покупатель» режиссера Оливье Ассаяса есть эффектная сцена. Главная героиня Морин, молодая американка, живущая в Париже, приходит домой к своей клиентке. Той нет, так что Морин решает примерить ее наряды. Наливает себе выпить, раздевается до трусов, надевает откровенный бандажный бюстгальтер. Его вообще-то полагается носить поверх платья, и Морин устраивает повторную примерку — уже всего наряда целиком. А дальше направляется в хозяйскую спальню, где мастурбирует. Нет, она не сексуальный маньяк. Обыкновенный персональный покупатель, который есть у каждой уважающей себя и свое время татлеровской героини в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Москве.

«Ненавижу свою работу, — скажет Морин во время скайп-сессии с бойфрендом. — Целыми днями занимаюсь этой мурой». Тяжкий труд бедняжки — это гонки по Городу любви на мопеде с десятком пакетов на плече. В пакетах — кутюр, ювелирка. Содержимое предназначается Кире — супермодели, подавшейся в дизайнеры. Она доверяет Морин, но характером вылитая Черная Пантера, даром что мобильными телефонами не швыряется. А у Морин ни бренды, ни тренды не вызывают влечения — примерять ношеное хозяйкой для нее скорее проявление фетишизма, чем основной модный инстинкт. В общем, союз этих двух сердец был обречен еще до того, как дело дошло до спальни.

«Персональный стилист не просто пара рук, на которые можно скинуть груз покупок. Он должен нести красоту и гармонию, — говорит главный редактор Elle Екатерина Мухина (среди ее клиенток — дочь владельца АФК «Система» Татьяна Евтушенкова, актрисы Александра Бортич и Виктория Исакова). — А клиент для стилиста не источник дохода. Он учится у вас, вы у него — рабочие отношения предполагают постоянный личностный рост обоих. Самое приятное в нашей работе — получать сообщения: «Спасибо большое, ты мне жизнь поменяла».

реклама
Екатерина Мухина, которая одевает Викторию Исакову и Александру Бортич

Екатерина Мухина, которая одевает Викторию Исакову и Александру Бортич

Хотя логично было бы счесть, будто безоговорочно главный в этом тандеме — заказчик. Он девушку-стилиста танцует, потому что платит, причем немало. Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч рублей за несколько часов работы. Предполагается, что за эти деньги стилист будет бегать как савраска по всему свету за кашемировыми свитерами The Elder Statesman с эффектом омбре, как у Рианны, или трогательным гипюром Self-Portrait, к которому так неравнодушна Даша Жукова.

На самом деле финальное решение, сотрудничать или нет, обычно принимает именно шопер. Если, конечно, можно отказаться от сделанного предложения. Стилист Вадим Галаганов, у которого за нехрупкими плечами шесть лет дрессинга (и дрессуры) клиентов, вспоминает, как пару лет назад в Петербурге, вернувшись с разудалой вечеринки в свой номер в «Гранд Отеле Европа», застал там двух мужчин убедительного вида. Те приехали из Киева по поручению особы, вхожей в резиденцию Межигорье. Украинскому денди Вадим уже однажды отказывал — так неприлично, двусмысленно высок был предложенный гонорар. В этот раз его гонцы просто сказали: «Собирай вещи, полетишь с нами».

«Я полетел, — рассказывает Вадим. — Пришли к их хозяину, тот учуял исходящий от меня запах алкоголя и заявил: «Пока ты работаешь со мной, пить не будешь». Я ответил, что в свои выходные делаю что хочу. «У тебя теперь нет выходных», — сказал новый босс. Деваться было некуда, Вадим отработал восемь месяцев. «Я приезжал в Милан с чемоданчиком, в котором было восемьсот тысяч евро, приходил в бутик Dolce&Gabbana и просил не делать мне скидок: заказчик признавал только самые дорогие вещи. Как-то раз потребовал рубашку, и чтобы непременно за полторы тысячи евро. Я таких в природе не встречал. Заказал у лучшего мастера в Милане шелковую, простроченную золотой нитью, с вышитыми золотом инициалами, с пуговицами из натурального жемчуга — так все равно получилось тысяча сто».

Телефоны Галаганова прослушивались, зато гонорара хватило, чтобы купить квартиру на проспекте Мира, а там и Майдан подоспел. Однако спустя время за стилистом снова прислали джет. В этот раз он отправил его назад в аэропорт приписки. А недавно, отправившись в Киев по другим делам, обнаружил на границе, что внесен в список невъездных.

Вадим Галаганов и Катя Мухина

Вадим Галаганов и Катя Мухина

В отсутствие дополнительных способов убеждения умение сказать «нет» сумме с не одной парой нулей — не признак заносчивости, этой профессиональной болезни многих работников рейла и отпаривателя, а показатель профпригодности стилиста. «Лично я не могу изменить человека за две встречи, как часто хотят клиенты. Это будет профанация, — комментирует главный редактор Glamour с двадцатилетним стажем работы стилистом Маша Федорова. — Зато если мне с человеком интересно, если меня привлекает его личность, я могла бы поработать (главное — выкроить время). Правда, настолько интересных клиентов я еще не встречала. Как и тех, кто готов довериться безоговорочно моему вкусу и чутью. Потому я и не работаю шопером». Директор отдела моды Vogue Ольга Дунина если и отвлекается от создания Библии моды, то лишь на секунду, ради подруг сердца, и делает это исключительно безвозмездно: ставит стилистические диагнозы и назначает лечение по WhatsApp.

«Бывало, я понимала, что мы с клиентом говорим на разных языках и что совместная работа будет очень тяжелой, испытанием для нас обоих, — рассказывает Мария Колосова, стилист с семилетним стажем и автор блога kyklamasha.com. — Конечно же, в таких случаях лучше сразу отказаться». Но если расставание происходит спустя годы, стилист, как правило, остается другом. Экс-директор отдела моды SNC Оксана Он шесть лет консультировала Наталью Чистякову-Ионову, и это был «абсолютный фан». Когда певица передала ключи от гардеробной новому таланту, Он осталась в избранных контактах. Наталья могла позвонить: «Через два дня самолет! Спасай!» — и у стилиста всегда находились время и совет.

Стилист Мария Колосова

Стилист Мария Колосова

Отношения заказчика и персонального покупателя товарно-денежные, но очень похожи на романтические. Те, кто помоложе, ищут шопинг-партнера в соцсетях (чаще в Instagram), люди солидные выбирают проверенных друзьями и коллегами. Далее случается первое свидание, на котором, как и в амурных делах, становится ясно одно: будет ли второе. За вторым часто следует третье, четвертое, пятое — все исключительно для того, чтобы «прощупать» клиента, понять его цели и ожидания, почувствовать энергетику, выяснить знак зодиака.

Стилисты — те же психотерапевты или лайф-коучи: работают не столько с вещами, сколько с людьми. И это потяжелее, чем носиться по городу на мопеде с баулами. Бывает, человек полжизни провел, как товарищ Саахов, в кабинете и вдруг пошел на повышение — надо давать интервью, не теряться на фоне конкурентов, съевших собаку в ношении Brioni, ездить в Кремль, наконец. Другой похудел и захотел скупить всю коллекцию Dior, о чем мечтал с детства. Кто-то сделал маммопластику и дорос до Balmain. Кто-то, наоборот, свято верит, что одно лишь изменение «картинки» приведет к другим, более существенным переменам.

«Мужчина, например, нанимает стилиста, только когда понимает, что больше уже невозможно выглядеть так, как он выглядит, — говорит Игорь Гаранин, до назначения главным редактором GQ в конце прошлого года семь лет совмещавший работу в журналах и карьеру персонального шопера. — Скажем, бывший научный сотрудник работает важным финансистом, но по старой привычке носит мятые безразмерные пиджаки и сумку на ремне. И тут компания выходит на международный уровень, надо ездить в Лондон, а там дресс-код. При этом у многих мужчин есть по поводу одежды пунктики с детства. Скажем, одному моему клиенту, когда он был ребенком, дядя привез из Америки ливайсы, и он всю жизнь прожил, считая, что Levi's — это лучшие джинсы. А ведь в наши дни их делают и Brioni с Kiton, бывают джинсы кашемировые, нежнейшие на ощупь. Еще не надо сбрасывать со счетов жену или подругу, особенно с провинциальными представлениями о прекрасном. Они часто считают, что, если их любимый в брюках с высокой талией станет хорошо выглядеть, его тут же уведут».

Игорь Гаранин, много лет дававший модные советы Иде Кехман

Игорь Гаранин, много лет дававший модные советы Иде Кехман

Куда реже встречаются экземпляры, у которых все идеально и с головой, и с гардеробом. Но это не значит, что стилист останется без гонорара и возьмет деньги только за такси. В таких случаях он просто придает человеку дополнительную веру в себя и свой вкус: похвалу любят все.

Шоперов-частников (тех, кто работает на себя, а не под вывеской важного универмага) можно поделить на две категории: редакторы моды в глянцевых журналах и стилисты-звезды. Редакторов берут в оборот прямо на съемках. Так, например, в далеком 2005 году случилось с Мухиной. Она поехала на Украину снимать тогдашнего премьер-министра Юлию Тимошенко для обложки Elle. Женщина с косой забрала с собой, хоть и не бесплатно, все, что было привезено из закромов Третьяковского и Столешникова. После чего барыня Крещатика захотела стать владычицей и самой Мухиной. Та отказалась — не потому, что не была готова переходить на вареничную диету или симпатизировала Виктору Януковичу (боже упаси, какие у стилистов политические убеждения?!). «Пришлось бы по поводу и без мотаться в Киев, а у меня была постоянная работа», — объясняет Екатерина.

С пустым чемоданом вернулся несколько лет назад со съемки в главном городе Северного Кавказа и Филипп Власов. Герою так понравилась одежда, что он попросил Власова собрать еще, и чтобы все по последней моде. Единственное но: свои лекала миланские фэшн-марки делали явно не в расчете на крепкие горские бицепсы. На примерке в Москве обнаружилось, что даже одежда максимального размера сидит как вторая кожа, что не обрадовало заказчика. Модник и стилист вежливо расстались. «Однако хочется верить, что именно с моей подачи он стал появляться на публике в пиджаках-френчах, — говорит Власов. — Хотя поначалу такой крой вызывал у него ассоциации со Сталиным, но, видимо, потом он вошел во вкус. Ему и правда идет».

Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч руб­лей за несколько часов работы

Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч руб­лей за несколько часов работы

«Нанимая стилиста из журнала персональным покупателем, помните: глянцевая съемка — всегда коллективный труд, — предупреждает Маша Федорова. — Но главное — фотосессия в студии далека от жизни. Критерии подбора одежды другие: скажем, модель может и потерпеть полчаса перед камерой в неудобной, зато красивой обуви. Ходить в ней на приемы и вечеринки — совсем иное дело. Вдобавок, если судить только по фотографиям, никогда не поймешь: чья заслуга в том, что они хороши, — одного лишь стилиста или, может быть, фотограф сумел талантливо поработать со светом и моделью. Или ассистент стилиста настолько гениален, что собрал превосходные вещи. Так что нанимать редактора только за его имя точно не стоит. С другой стороны, под это имя откроют запасники магазинов или даже закажут эксклюзив. Шансы, что вам посоветуют такое же платье, как у вашей соседки по парковке в «Барвихе Luxury Village», тоже минимальны: именитые стилисты берегут свою репутацию, а значит, и вам помогут сберечь вашу».

«Профессионала легко распознать по желанию работать самому, без лишних помощников, раздувающих бюджет, — дополняет Вадим Галаганов. — А еще по записной книжке, в которой должны быть прямые номера лиц, принимающих решения в магазинах и офисах марок, в том числе зарубежных, а также самих дизайнеров, байеров, продюсеров. И обязательно двух-трех ведущих мастеров по волосам и макияжу, без работы которых преображение не получится».

Шоперы-звезды лишены административного ресурса, который обеспечивает работа в журнале, и бесплатной рекламы собственных услуг в виде подписей на его страницах. А потому многие из них вынуждены регулярно фигурировать в светской хронике и умолять обозначить в ней род деятельности. Нанимают таких стилистов обычно соседи по этой самой хронике — представители эстрады. Зато с ними шоперы творят сущие чудеса. «Одна красавица певица захотела для съемок своего клипа платье известного дизайнера, которое было забронировано для другой съемки, в Париже, — вспоминает Александра Белоус, двенадцать лет работающая со знаменитостями вроде Веры Брежневой и Надежды Михалковой, а также звездами света Мариной и Ариной Кузьмиными. — Но мы не растерялись — сшили с моей любимой швеей копию платья со всеми деталями».

Оксана Он со своей бывшей клиенткой Натальей Ионовой

Оксана Он со своей бывшей клиенткой Натальей Ионовой

Стилист Александ­­ра Белоус и Александра Сваельева

Стилист Александ­­ра Белоус и Александра Сваельева

Однако ни стилисты-звезды, ни рабы глянцевых ламп не любят брать на поруки канонических рублевских белоручек. «Как правило, они сами отказываются уже на первой или второй встрече, — говорит Оксана Он. — Человек должен знать, зачем он приходит к стилисту — у любой деятельности должна быть конечная цель. «Я хочу быть модной» — это не цель». Нет, конечно, в конце концов стилист находится, но обязательно — с функцией аниматора, готового с утра до вечера развлекать свою госпожу, живущую по принципу «мне скучно, бес».

А вот с общепризнанными it girls, для которых их стиль разом и средство производства, и результат труда, шоперы работают охотно. Те обычно одеваются сами, но тоже люди и нуждаются в ценном совете. Правда, даже под страхом лишиться сумки Gucci не признаются, что кто-то им помогает. Сами стилисты как врачи: пациенток не сдают, так что участницы списков best dressed cпят сном младенцев.

Однако беда может прийти, откуда ее не ждешь. «Если девушка хочет быть модной, она должна быть готова к тому, что ее мужчина рано или поздно забьется в истерике: слишком неженственной и даже некрасивой, по мнению многих мужчин, выглядит сегодняшняя мода», — рассказывает Екатерина Мухина. Не одну любовную лодку спас следующий ее прием: гардероб надо разделить на две половины. Одну (назовем ее «cветская девчонка») смело набивайте толстовками Vetements, майками Гоши Рубчинского и всем прочим, что нравится вам. Вторую половину гардероба формируйте по принципу «лучшее, любимое и только для тебя» — именно сюда отлично впишутся обожаемые сильным полом платья-бюстье Elie Saab. Чем не семейная психотерапия?

Еще один сектор аудитории персональных шоперов — бизнесмены. «Их доверие завоевать сложно, зато потом такой клиент не хочет знать, что и как ты ему подберешь, все остается полностью на твое усмотрение, несмотря на его номер в списке Forbes», — говорит Игорь Гаранин. Стилист — царь и бог, если может составлять луки на рабочую неделю и не забывать про парадно-выходное. «А вот в зону casual мужчины, как правило, не пускают, — продолжает Гаранин. — Считают, что в свободное время способны и сами одеться».

Наконец, люди публичные — часто с хорошим вкусом, но дефицитом свободного времени и непредсказуемым рабочим графиком. Как правило, стилисты им нужны, чтобы было в чем выйти на красную дорожку. Причем желательно не абы в чем. На ММКФ-2015 Светлана Ходченкова единственная из гостий выглядела так, будто одевалась не для лестницы театра «Россия», а минимум для Дворца фестивалей — спасибо заграничному кутюру Jean Paul Gaultier, добытому стараниями Екатерины Мухиной. Такие кульбиты дорогого стоят: чтобы работать с иностранными брендами, стилисту нужно регулярно напоминать о себе, предлагать марке участие в съемках (тут-то и пригождается глянцевая запись в трудовой книжке) и далее по списку.

Стилист Екатерина Мухина с клиенткой Александрой Бортич и актрисой Светланой Ходченковой, которой она достала кутюр  Jean Paul Gaultier для ММКФ-2015

Стилист Екатерина Мухина с клиенткой Александрой Бортич и актрисой Светланой Ходченковой, которой она достала кутюр Jean Paul Gaultier для ММКФ-2015

Когда заказчик и стилист после первых свиданий готовы перейти на новый уровень отношений, начинается разбор гардероба (около ста — ста двадцати тысяч рублей за шесть часов работы). Вещи сортируются натурально по кучкам: это на выброс, это достанется младшей сестре, это можно оставить. Из одобренного составляют луки, а также список того, что нужно докупить. Как правило, три четверти гардероба надо смело отдавать даже не друзьям — врагам. Однако, чтобы самолюбие подопечного не слишком пострадало и он не соскочил сразу, репрессиям сначала подвергают максимум одну пятую. Некоторые стилисты на этой стадии дают домашнее задание: «Я прошу сделать несколько подборок: на кого хочется быть похожим, какие образы клиент считает удачными, а какие — нет», — рассказывает Оксана Он.

Следующий этап — поход по магазинам, в идеале совместный. Уже зная, чего не хватает, стилист и заказчик могут разделиться и, как в программе «Модный приговор», собрать каждый по рейлу, чтобы определиться в процессе примерки. «Важно не пытаться одеть клиента как себя, — говорит Екатерина Мухина. — Наоборот, нужно развивать его собственный вкус». Где-то приходится поднажать, где-то — дать слабину. При этом ни один уважающий себя стилист не станет заставлять вас носить то, что вам совсем не по душе. Максимум – отговорит от приобретения лишнего и ненужного.

Как правило, закупки проводятся в начале каждого сезона плюс встречи приблизительно раз в месяц. «Мне передают бюджет на зимний или летний гардероб, предоставляют личный самолет и право vip-прохода в аэропорту, в том числе к зоне tax free, — рассказывает Вадим Галаганов. — Сумма возвращенных налогов бывает такой, что можно еще пошопиться». В среднем на сезон стилисту выдается от десяти до трехсот тысяч евро, если нужен кутюр. Вкладывать лучше именно в произведения Высокой моды и базовые вещи, а вот остромодные наряды — не повод спускать состояние: под сезонные тренды Вадим Галаганов советует отводить не более двадцати процентов гардероба. Мужчинам на первоначальное обновление гардероба, по словам Игоря Гаранина, требуется около двухсот тысяч евро — для того, чтобы обзавестись десятью-пятнадцатью костюмами (пять тысяч евро каждый), рубашками, галстуками, ботинками, парой пальто. Затем, чтобы оставаться франтом, мужчине стоит инвестировать в себя сто тысяч евро в сезон.

Несколько лет назад запросы были еще выше. Но грянул кризис, вынудивший затянуть пояса даже тех, у кого эти аксессуары — от Saint Laurent. Сорить деньгами стало не комильфо, а вот носить вещи из прошлых коллекций перестало быть моветоном, и потребность в сторонней помощи уменьшилась. Вдобавок стали популярными инстаграм и прочие цифровые медиа — в стилистов превратились даже те, кто никогда не держал в руках ничего тяжелее айфона, какой уж там отпариватель. Блогеры ведут трансляции с показов в реальном времени, фотографируют то, что носят гости Недель моды, и выглядят носителями сакрального знания, как когда-то редакторы журналов.

Еще один конкурент персональных шоперов — vip-сервисы, которые сегодня есть не только в универмагах и онлайн-магазинах, но и в аэропортах (например, Хитроу). Зачастую это бесплатная услуга. Нужно подобрать наряд, скажем, для свадьбы сестры? Вы просто назначаете встречу с консультантом магазина по телефону. В ГУМе этот сервис доступен всем без исключения держателям карт Bosco. В ЦУМ вдобавок приезжают и мировые звезды стайлинга. Только в прошлом году сокровенными знаниями с десятками москвичек делились Анна Делло Руссо и Джованна Батталья.

Но отечественным персональным шоперам бояться нечего: свою горстку клиентов они всегда найдут. Да и уделять каждому клиенту достаточно времени и внимания можно, только если их не больше десятка. У Вадима Галаганова их, например, девять — пока отправишь всем из магазина фотографию с вопросом: «Тебе это нравится?», уже пора обедать.

Бывает ли, что клиенты чудят? А как же! Подопечная Оксаны Он возжелала в отпуске, который обещал затянуться на месяц, переодеваться по два-три раза в день. Однако везти с собой тонну багажа в ее планы не входило. «Мы клали юбку, только если ее можно было использовать в трех разных нарядах», — вспоминает Оксана. В итоге в двух чемоданах она ухитрилась разместить... семьдесят пять луков. Это вам не на мопеде по Парижу гонять.

Стилист Гала Борзова со своей клиенткой Натальей Давыдовой (Гала также одевает Анастасию Рагозину)

Стилист Гала Борзова со своей клиенткой Натальей Давыдовой (Гала также одевает Анастасию Рагозину)

Теги

Фото:Архив Tatler, Instagram

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует