Кто одевает светских дам Москвы: увлекательные рассказы стилистов

Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч руб­лей за несколько часов работы, но это не все скелеты в шкафу.
Стилисты знаменитостей кто и как выбирает образы для выходов в свет | Tatler

Кристен Стюарт в фильме «Персональный покупатель»

В фильме «Персональный покупатель» режиссера Оливье Ассаяса есть эффектная сцена. Главная героиня Морин, молодая американка, живущая в Париже, приходит домой к своей клиентке. Той нет, так что Морин решает примерить ее наряды. Наливает себе выпить, раздевается до трусов, надевает откровенный бандажный бюстгальтер. Его вообще-то полагается носить поверх платья, и Морин устраивает повторную примерку — уже всего наряда целиком. А дальше направляется в хозяйскую спальню, где мастурбирует. Нет, она не сексуальный маньяк. Обыкновенный персональный покупатель, который есть у каждой уважающей себя и свое время татлеровской героини в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Москве.

«Ненавижу свою работу, — скажет Морин во время скайп-сессии с бойфрендом. — Целыми днями занимаюсь этой мурой». Тяжкий труд бедняжки — это гонки по Городу любви на мопеде с десятком пакетов на плече. В пакетах — кутюр, ювелирка. Содержимое предназначается Кире — супермодели, подавшейся в дизайнеры. Она доверяет Морин, но характером вылитая Черная Пантера, даром что мобильными телефонами не швыряется. А у Морин ни бренды, ни тренды не вызывают влечения — примерять ношеное хозяйкой для нее скорее проявление фетишизма, чем основной модный инстинкт. В общем, союз этих двух сердец был обречен еще до того, как дело дошло до спальни.

«Персональный стилист не просто пара рук, на которые можно скинуть груз покупок. Он должен нести красоту и гармонию, — говорит главный редактор Elle Екатерина Мухина (среди ее клиенток — дочь владельца АФК «Система» Татьяна Евтушенкова, актрисы Александра Бортич и Виктория Исакова). — А клиент для стилиста не источник дохода. Он учится у вас, вы у него — рабочие отношения предполагают постоянный личностный рост обоих. Самое приятное в нашей работе — получать сообщения: «Спасибо большое, ты мне жизнь поменяла».

Екатерина Мухина, которая одевает Викторию Исакову и Александру Бортич

Хотя логично было бы счесть, будто безоговорочно главный в этом тандеме — заказчик. Он девушку-стилиста танцует, потому что платит, причем немало. Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч рублей за несколько часов работы. Предполагается, что за эти деньги стилист будет бегать как савраска по всему свету за кашемировыми свитерами The Elder Statesman с эффектом омбре, как у Рианны, или трогательным гипюром Self-Portrait, к которому так неравнодушна Даша Жукова.

На самом деле финальное решение, сотрудничать или нет, обычно принимает именно шопер. Если, конечно, можно отказаться от сделанного предложения. Стилист Вадим Галаганов, у которого за нехрупкими плечами шесть лет дрессинга (и дрессуры) клиентов, вспоминает, как пару лет назад в Петербурге, вернувшись с разудалой вечеринки в свой номер в «Гранд Отеле Европа», застал там двух мужчин убедительного вида. Те приехали из Киева по поручению особы, вхожей в резиденцию Межигорье. Украинскому денди Вадим уже однажды отказывал — так неприлично, двусмысленно высок был предложенный гонорар. В этот раз его гонцы просто сказали: «Собирай вещи, полетишь с нами».

«Я полетел, — рассказывает Вадим. — Пришли к их хозяину, тот учуял исходящий от меня запах алкоголя и заявил: «Пока ты работаешь со мной, пить не будешь». Я ответил, что в свои выходные делаю что хочу. «У тебя теперь нет выходных», — сказал новый босс. Деваться было некуда, Вадим отработал восемь месяцев. «Я приезжал в Милан с чемоданчиком, в котором было восемьсот тысяч евро, приходил в бутик Dolce&Gabbana и просил не делать мне скидок: заказчик признавал только самые дорогие вещи. Как-то раз потребовал рубашку, и чтобы непременно за полторы тысячи евро. Я таких в природе не встречал. Заказал у лучшего мастера в Милане шелковую, простроченную золотой нитью, с вышитыми золотом инициалами, с пуговицами из натурального жемчуга — так все равно получилось тысяча сто».

Телефоны Галаганова прослушивались, зато гонорара хватило, чтобы купить квартиру на проспекте Мира, а там и Майдан подоспел. Однако спустя время за стилистом снова прислали джет. В этот раз он отправил его назад в аэропорт приписки. А недавно, отправившись в Киев по другим делам, обнаружил на границе, что внесен в список невъездных.

Вадим Галаганов и Катя Мухина

В отсутствие дополнительных способов убеждения умение сказать «нет» сумме с не одной парой нулей — не признак заносчивости, этой профессиональной болезни многих работников рейла и отпаривателя, а показатель профпригодности стилиста. «Лично я не могу изменить человека за две встречи, как часто хотят клиенты. Это будет профанация, — комментирует главный редактор Glamour с двадцатилетним стажем работы стилистом Маша Федорова. — Зато если мне с человеком интересно, если меня привлекает его личность, я могла бы поработать (главное — выкроить время). Правда, настолько интересных клиентов я еще не встречала. Как и тех, кто готов довериться безоговорочно моему вкусу и чутью. Потому я и не работаю шопером». Директор отдела моды Vogue Ольга Дунина если и отвлекается от создания Библии моды, то лишь на секунду, ради подруг сердца, и делает это исключительно безвозмездно: ставит стилистические диагнозы и назначает лечение по WhatsApp.

«Бывало, я понимала, что мы с клиентом говорим на разных языках и что совместная работа будет очень тяжелой, испытанием для нас обоих, — рассказывает Мария Колосова, стилист с семилетним стажем и автор блога kyklamasha.com. — Конечно же, в таких случаях лучше сразу отказаться». Но если расставание происходит спустя годы, стилист, как правило, остается другом. Экс-директор отдела моды SNC Оксана Он шесть лет консультировала Наталью Чистякову-Ионову, и это был «абсолютный фан». Когда певица передала ключи от гардеробной новому таланту, Он осталась в избранных контактах. Наталья могла позвонить: «Через два дня самолет! Спасай!» — и у стилиста всегда находились время и совет.

Стилист Мария Колосова

Отношения заказчика и персонального покупателя товарно-денежные, но очень похожи на романтические. Те, кто помоложе, ищут шопинг-партнера в соцсетях (чаще в Instagram), люди солидные выбирают проверенных друзьями и коллегами. Далее случается первое свидание, на котором, как и в амурных делах, становится ясно одно: будет ли второе. За вторым часто следует третье, четвертое, пятое — все исключительно для того, чтобы «прощупать» клиента, понять его цели и ожидания, почувствовать энергетику, выяснить знак зодиака.

Стилисты — те же психотерапевты или лайф-коучи: работают не столько с вещами, сколько с людьми. И это потяжелее, чем носиться по городу на мопеде с баулами. Бывает, человек полжизни провел, как товарищ Саахов, в кабинете и вдруг пошел на повышение — надо давать интервью, не теряться на фоне конкурентов, съевших собаку в ношении Brioni, ездить в Кремль, наконец. Другой похудел и захотел скупить всю коллекцию Dior, о чем мечтал с детства. Кто-то сделал маммопластику и дорос до Balmain. Кто-то, наоборот, свято верит, что одно лишь изменение «картинки» приведет к другим, более существенным переменам.

«Мужчина, например, нанимает стилиста, только когда понимает, что больше уже невозможно выглядеть так, как он выглядит, — говорит Игорь Гаранин, до назначения главным редактором GQ в конце прошлого года семь лет совмещавший работу в журналах и карьеру персонального шопера. — Скажем, бывший научный сотрудник работает важным финансистом, но по старой привычке носит мятые безразмерные пиджаки и сумку на ремне. И тут компания выходит на международный уровень, надо ездить в Лондон, а там дресс-код. При этом у многих мужчин есть по поводу одежды пунктики с детства. Скажем, одному моему клиенту, когда он был ребенком, дядя привез из Америки ливайсы, и он всю жизнь прожил, считая, что Levi's — это лучшие джинсы. А ведь в наши дни их делают и Brioni с Kiton, бывают джинсы кашемировые, нежнейшие на ощупь. Еще не надо сбрасывать со счетов жену или подругу, особенно с провинциальными представлениями о прекрасном. Они часто считают, что, если их любимый в брюках с высокой талией станет хорошо выглядеть, его тут же уведут».

Игорь Гаранин, много лет дававший модные советы Иде Кехман

Куда реже встречаются экземпляры, у которых все идеально и с головой, и с гардеробом. Но это не значит, что стилист останется без гонорара и возьмет деньги только за такси. В таких случаях он просто придает человеку дополнительную веру в себя и свой вкус: похвалу любят все.

Шоперов-частников (тех, кто работает на себя, а не под вывеской важного универмага) можно поделить на две категории: редакторы моды в глянцевых журналах и стилисты-звезды. Редакторов берут в оборот прямо на съемках. Так, например, в далеком 2005 году случилось с Мухиной. Она поехала на Украину снимать тогдашнего премьер-министра Юлию Тимошенко для обложки Elle. Женщина с косой забрала с собой, хоть и не бесплатно, все, что было привезено из закромов Третьяковского и Столешникова. После чего барыня Крещатика захотела стать владычицей и самой Мухиной. Та отказалась — не потому, что не была готова переходить на вареничную диету или симпатизировала Виктору Януковичу (боже упаси, какие у стилистов политические убеждения?!). «Пришлось бы по поводу и без мотаться в Киев, а у меня была постоянная работа», — объясняет Екатерина.

С пустым чемоданом вернулся несколько лет назад со съемки в главном городе Северного Кавказа и Филипп Власов. Герою так понравилась одежда, что он попросил Власова собрать еще, и чтобы все по последней моде. Единственное но: свои лекала миланские фэшн-марки делали явно не в расчете на крепкие горские бицепсы. На примерке в Москве обнаружилось, что даже одежда максимального размера сидит как вторая кожа, что не обрадовало заказчика. Модник и стилист вежливо расстались. «Однако хочется верить, что именно с моей подачи он стал появляться на публике в пиджаках-френчах, — говорит Власов. — Хотя поначалу такой крой вызывал у него ассоциации со Сталиным, но, видимо, потом он вошел во вкус. Ему и правда идет».

Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч руб­лей за несколько часов работы

«Нанимая стилиста из журнала персональным покупателем, помните: глянцевая съемка — всегда коллективный труд, — предупреждает Маша Федорова. — Но главное — фотосессия в студии далека от жизни. Критерии подбора одежды другие: скажем, модель может и потерпеть полчаса перед камерой в неудобной, зато красивой обуви. Ходить в ней на приемы и вечеринки — совсем иное дело. Вдобавок, если судить только по фотографиям, никогда не поймешь: чья заслуга в том, что они хороши, — одного лишь стилиста или, может быть, фотограф сумел талантливо поработать со светом и моделью. Или ассистент стилиста настолько гениален, что собрал превосходные вещи. Так что нанимать редактора только за его имя точно не стоит. С другой стороны, под это имя откроют запасники магазинов или даже закажут эксклюзив. Шансы, что вам посоветуют такое же платье, как у вашей соседки по парковке в «Барвихе Luxury Village», тоже минимальны: именитые стилисты берегут свою репутацию, а значит, и вам помогут сберечь вашу».

«Профессионала легко распознать по желанию работать самому, без лишних помощников, раздувающих бюджет, — дополняет Вадим Галаганов. — А еще по записной книжке, в которой должны быть прямые номера лиц, принимающих решения в магазинах и офисах марок, в том числе зарубежных, а также самих дизайнеров, байеров, продюсеров. И обязательно двух-трех ведущих мастеров по волосам и макияжу, без работы которых преображение не получится».

Шоперы-звезды лишены административного ресурса, который обеспечивает работа в журнале, и бесплатной рекламы собственных услуг в виде подписей на его страницах. А потому многие из них вынуждены регулярно фигурировать в светской хронике и умолять обозначить в ней род деятельности. Нанимают таких стилистов обычно соседи по этой самой хронике — представители эстрады. Зато с ними шоперы творят сущие чудеса. «Одна красавица певица захотела для съемок своего клипа платье известного дизайнера, которое было забронировано для другой съемки, в Париже, — вспоминает Александра Белоус, двенадцать лет работающая со знаменитостями вроде Веры Брежневой и Надежды Михалковой, а также звездами света Мариной и Ариной Кузьмиными. — Но мы не растерялись — сшили с моей любимой швеей копию платья со всеми деталями».

Оксана Он со своей бывшей клиенткой Натальей Ионовой

Стилист Александ­­ра Белоус и Александра Сваельева

Однако ни стилисты-звезды, ни рабы глянцевых ламп не любят брать на поруки канонических рублевских белоручек. «Как правило, они сами отказываются уже на первой или второй встрече, — говорит Оксана Он. — Человек должен знать, зачем он приходит к стилисту — у любой деятельности должна быть конечная цель. «Я хочу быть модной» — это не цель». Нет, конечно, в конце концов стилист находится, но обязательно — с функцией аниматора, готового с утра до вечера развлекать свою госпожу, живущую по принципу «мне скучно, бес».

А вот с общепризнанными it girls, для которых их стиль разом и средство производства, и результат труда, шоперы работают охотно. Те обычно одеваются сами, но тоже люди и нуждаются в ценном совете. Правда, даже под страхом лишиться сумки Gucci не признаются, что кто-то им помогает. Сами стилисты как врачи: пациенток не сдают, так что участницы списков best dressed cпят сном младенцев.

Однако беда может прийти, откуда ее не ждешь. «Если девушка хочет быть модной, она должна быть готова к тому, что ее мужчина рано или поздно забьется в истерике: слишком неженственной и даже некрасивой, по мнению многих мужчин, выглядит сегодняшняя мода», — рассказывает Екатерина Мухина. Не одну любовную лодку спас следующий ее прием: гардероб надо разделить на две половины. Одну (назовем ее «cветская девчонка») смело набивайте толстовками Vetements, майками Гоши Рубчинского и всем прочим, что нравится вам. Вторую половину гардероба формируйте по принципу «лучшее, любимое и только для тебя» — именно сюда отлично впишутся обожаемые сильным полом платья-бюстье Elie Saab. Чем не семейная психотерапия?

Еще один сектор аудитории персональных шоперов — бизнесмены. «Их доверие завоевать сложно, зато потом такой клиент не хочет знать, что и как ты ему подберешь, все остается полностью на твое усмотрение, несмотря на его номер в списке Forbes», — говорит Игорь Гаранин. Стилист — царь и бог, если может составлять луки на рабочую неделю и не забывать про парадно-выходное. «А вот в зону casual мужчины, как правило, не пускают, — продолжает Гаранин. — Считают, что в свободное время способны и сами одеться».

Наконец, люди публичные — часто с хорошим вкусом, но дефицитом свободного времени и непредсказуемым рабочим графиком. Как правило, стилисты им нужны, чтобы было в чем выйти на красную дорожку. Причем желательно не абы в чем. На ММКФ-2015 Светлана Ходченкова единственная из гостий выглядела так, будто одевалась не для лестницы театра «Россия», а минимум для Дворца фестивалей — спасибо заграничному кутюру Jean Paul Gaultier, добытому стараниями Екатерины Мухиной. Такие кульбиты дорогого стоят: чтобы работать с иностранными брендами, стилисту нужно регулярно напоминать о себе, предлагать марке участие в съемках (тут-то и пригождается глянцевая запись в трудовой книжке) и далее по списку.

Стилист Екатерина Мухина с клиенткой Александрой Бортич и актрисой Светланой Ходченковой, которой она достала кутюр Jean Paul Gaultier для ММКФ-2015

Когда заказчик и стилист после первых свиданий готовы перейти на новый уровень отношений, начинается разбор гардероба (около ста — ста двадцати тысяч рублей за шесть часов работы). Вещи сортируются натурально по кучкам: это на выброс, это достанется младшей сестре, это можно оставить. Из одобренного составляют луки, а также список того, что нужно докупить. Как правило, три четверти гардероба надо смело отдавать даже не друзьям — врагам. Однако, чтобы самолюбие подопечного не слишком пострадало и он не соскочил сразу, репрессиям сначала подвергают максимум одну пятую. Некоторые стилисты на этой стадии дают домашнее задание: «Я прошу сделать несколько подборок: на кого хочется быть похожим, какие образы клиент считает удачными, а какие — нет», — рассказывает Оксана Он.

Следующий этап — поход по магазинам, в идеале совместный. Уже зная, чего не хватает, стилист и заказчик могут разделиться и, как в программе «Модный приговор», собрать каждый по рейлу, чтобы определиться в процессе примерки. «Важно не пытаться одеть клиента как себя, — говорит Екатерина Мухина. — Наоборот, нужно развивать его собственный вкус». Где-то приходится поднажать, где-то — дать слабину. При этом ни один уважающий себя стилист не станет заставлять вас носить то, что вам совсем не по душе. Максимум – отговорит от приобретения лишнего и ненужного.

Как правило, закупки проводятся в начале каждого сезона плюс встречи приблизительно раз в месяц. «Мне передают бюджет на зимний или летний гардероб, предоставляют личный самолет и право vip-прохода в аэропорту, в том числе к зоне tax free, — рассказывает Вадим Галаганов. — Сумма возвращенных налогов бывает такой, что можно еще пошопиться». В среднем на сезон стилисту выдается от десяти до трехсот тысяч евро, если нужен кутюр. Вкладывать лучше именно в произведения Высокой моды и базовые вещи, а вот остромодные наряды — не повод спускать состояние: под сезонные тренды Вадим Галаганов советует отводить не более двадцати процентов гардероба. Мужчинам на первоначальное обновление гардероба, по словам Игоря Гаранина, требуется около двухсот тысяч евро — для того, чтобы обзавестись десятью-пятнадцатью костюмами (пять тысяч евро каждый), рубашками, галстуками, ботинками, парой пальто. Затем, чтобы оставаться франтом, мужчине стоит инвестировать в себя сто тысяч евро в сезон.

Несколько лет назад запросы были еще выше. Но грянул кризис, вынудивший затянуть пояса даже тех, у кого эти аксессуары — от Saint Laurent. Сорить деньгами стало не комильфо, а вот носить вещи из прошлых коллекций перестало быть моветоном, и потребность в сторонней помощи уменьшилась. Вдобавок стали популярными инстаграм и прочие цифровые медиа — в стилистов превратились даже те, кто никогда не держал в руках ничего тяжелее айфона, какой уж там отпариватель. Блогеры ведут трансляции с показов в реальном времени, фотографируют то, что носят гости Недель моды, и выглядят носителями сакрального знания, как когда-то редакторы журналов.

Еще один конкурент персональных шоперов — vip-сервисы, которые сегодня есть не только в универмагах и онлайн-магазинах, но и в аэропортах (например, Хитроу). Зачастую это бесплатная услуга. Нужно подобрать наряд, скажем, для свадьбы сестры? Вы просто назначаете встречу с консультантом магазина по телефону. В ГУМе этот сервис доступен всем без исключения держателям карт Bosco. В ЦУМ вдобавок приезжают и мировые звезды стайлинга. Только в прошлом году сокровенными знаниями с десятками москвичек делились Анна Делло Руссо и Джованна Батталья.

Но отечественным персональным шоперам бояться нечего: свою горстку клиентов они всегда найдут. Да и уделять каждому клиенту достаточно времени и внимания можно, только если их не больше десятка. У Вадима Галаганова их, например, девять — пока отправишь всем из магазина фотографию с вопросом: «Тебе это нравится?», уже пора обедать.

Бывает ли, что клиенты чудят? А как же! Подопечная Оксаны Он возжелала в отпуске, который обещал затянуться на месяц, переодеваться по два-три раза в день. Однако везти с собой тонну багажа в ее планы не входило. «Мы клали юбку, только если ее можно было использовать в трех разных нарядах», — вспоминает Оксана. В итоге в двух чемоданах она ухитрилась разместить... семьдесят пять луков. Это вам не на мопеде по Парижу гонять.

Стилист Гала Борзова со своей клиенткой Натальей Давыдовой (Гала также одевает Анастасию Рагозину)

Фото: Архив Tatler, Instagram