Костюмы как секрет притягательности «Американской истории ужасов»

На этой неделе стартовал девятый сезон самого страшного проекта Райана Мерфи и Брэда Фэлчака. Рассказываем о гипнотической силе его визуального языка, выверенность которого удачно контрастирует с творящимся на экране мракобесием.
Костюмы как секрет притягательности «Американской истории ужасов»

Редкий сериал может похвастаться тем, что девятый сезон поклонники ждут с тем же предвкушением, что и второй. «Американская история ужасов» неизменно гарантирует присутствие в кадре любимых и почти всегда одних и тех же актеров, вольный пересказ одной из городских легенд, мурашки по коже и идеально подобранные костюмы.

Если верить профильному сайту IMDb, в новом сезоне в их создании впервые не участвовала художница по костюмам Лу Эйрих — в «Американской истории ужасов: 1984» она числится только продюсером. Ее преемникам достался лакомый кусок, а точнее лосины, пайетки и огромные плечи. С 1980-ми сложностей не должно возникнуть — артефакты, датируемые этим столетием или цитирующие его, сейчас висят и в бутиках, и в винтажных магазинах. В прошлых сезонах костюмеры решали и куда более сложные задачи, сделав продуманный стиль главных героев визитной карточкой проекта. Как результат — костюмам посвятили целую выставку в Paley Center в Лос-Анджелесе, Эйрих вручили за них три «Эмми», а поклонники моментально раскупили коллекцию одежды, созданную по мотивам первых четырех сезонов.

«Первые две недели я занимаюсь только рисерчем, а потом нанимаю кого-нибудь себе в помощники, потому что проект очень масштабный. Я собираю 20 огромных мудбордов для Райана (Мерфи. — Прим.ред.), он выбирает несколько фотографий, сидит с ними и потом показывает те, которые сильнее всего с ним резонируют. Это помогает мне понять тон всего сезона. После этого я покрываю все стены настроенческими фотографиями и картинками, чтобы куда бы я ни посмотрела, всюду видела вещи, которые вдохновляют меня на создание образов для персонажей», — рассказала Эйрих о первом этапе работы. Дальше — обсуждение героев с актерами, процесс согласования с отделами, занимающимися гримом, масками и спецэффектами, и бесконечные поиски костюмов и тканей по архивам модных домов, секонд-хендам, бутикам и магазинам масс-маркета. Forever 21 на экране можно увидеть чаще, чем условный Givenchy, во-первых, потому что многие вещи уничтожаются прямо на съемочной площадке — нужно много дублей и разумнее использовать демократичные костюмы. Во-вторых, потому что Эйрих всегда стремилась избежать ассоциаций «герой-бренд». Совсем без них, конечно, не обошлось. Чего стоит только предсмертный крик «Balenciaga!» Миртл Сноу в третьем сезоне «Шабаш».

Вообще «Шабаш» можно назвать бесспорным рекордсменом по количеству точек пересечения мира ужасов с миром высокой моды. Та же Миртл, почетный член Совета ведьм, напоминает одновременно и экс-главного редактора Vogue US Диану Вриланд, и стилиста и бывшего креативного директора Vogue US Грейс Коддингтон. Как и глянцевым легендам, Миртл не откажешь в фэшн-интуиции: в кадре она лихо миксует жакеты с яркими цветочными принтами и черные кожаные перчатки — задолго до дебюта Ричарда Куинна, сделавшего это стилистическое сочетание отличительной чертой своих коллекций. При этом ее стиль стал лишь одной из граней witch chic, который попросил воплотить в третьем сезоне Эйрих Ричард Мерфи. Ради этой цели были задействованы винтажные шляпы Yves Saint Laurent, вещи из текущих коллекций Prada, Givenchy, Alexander McQueen и Vivienne Westwood. Зои в сериале — неофициальный амбассадор бельгийского андеграунда, Мария Лаво — икона этнического стиля, Мэдисон — голливудская дива, Стиви Никс — просто Стиви Никс. С ней костюмерам было работать легче всего — она просто привезла на съемочную площадку несколько чемоданов со своими собственными вещами.

Эйрих вместе с коллегами из костюмерного цеха придумали интересный ход, который в полной мере смогли оценить только самые лояльные поклонники сериала. Они решили бережно хранить знаковые вещи из прошлых сезонов, чтобы при случае использовать их снова. Так, гардероб многих героинь из «Шабаша» спустя четыре сезона перекочевал в «Апокалипсис». В пятом сезоне «Отель» на героине Хлое Севиньи — кардиган, который носила Корделия в «Шабаше». На графине Элизабет в исполнении Леди Гаги — пояс, который во втором сезоне «Психбольница» был подвеской Ланы.

Про образ графини-вампирши стоит сказать отдельно, хотя бы потому, что Эйрих называет его самым сложным в работе за всю историю сериала. Нужно было придумать персонажа, который бы визуально отличался от яркого сценического образа самой Леди Гаги. В ход пошли цитаты из эпохи Золотого Голливуда — переосмысленные платья Дафны Гиннесс и работы культового художника по костюмам Адриана. Вышло иронично: спустя два года после «Отеля» Леди Гага окончательно апроприировала этот стиль для обычной жизни. Разве что перчатка с кристаллами Swarovski, которой графиня убивала своих жертв, так и осталась лишь реквизитом.

По сравнению с «Шабашем», «Отелем» и «Апокалипсисом» остальные сезоны могут показаться менее стилистически насыщенными. Однако интересные находки костюмеров можно найти и в них. Например, питоний плащ вместе с жабо героини Сары Полсон в «Культе» вполне мог бы оказаться на подиумах сезона весна-лето 2020, образы из «Роанока» — использованы в качестве референсов при подготовке наряда для следующего фестиваля Coachella, а наряды уродцев из «Фрик-шоу» — стать идеальными костюмами для Хеллоуина. Кстати, в этом сезоне Эйрих расставила подсказки — только настоящие фрики носят яркие цвета. Ждем новых стилистистических головоломок и ключей к ним в девятом сезоне.

Фото: YouTube