Как устроена выставка About Time: Fashion and Duration в Метрополитен-музее

Черные экспонаты, культурная апроприация, осторожно помещенная в исторический контекст, и Мэрил Стрип с Николь Кидман в качестве аудиогидов.
Как устроена выставка About Time Fashion and Duration в Метрополитенмузее

В этом году модная индустрия осталась без своего любимого праздника в офлайн-формате — бала Met Gala. Впрочем, некоторые приближенные к Институту костюма при Метрополитен-музее, возможно, даже вздохнули с облегчением — не надо ломать голову над нарядом для красной дорожки, который подойдет к абстрактному дресс-коду About Time: Fashion and Duration. Что будет на самой выставке, стало понятно буквально только что — после того, как 25 октября было устроено превью. Официально открытие для широкой публики состоится 29 октября, спустя почти полгода после изначально запланированной даты. Рассказываем, что нас ждет.

«Сейчас из-за всего, что происходит, объективное течение времени разительно отличается от вашего внутреннего. Я никогда об этом не задумывался до того, как испытал на себе. Время внутри вас абсолютно не синхронизировано с тем, что вы наблюдаете на часах», — говорит главный куратор Института костюма Эндрю Болтон. Собственно исследованию субъективного течения времени выставка About Time: Fashion and Duration и посвящена. Сложно представить более актуальную тему для юбилейной экспозиции, приуроченной к 150-летию Метрополитен-музея.

При разработке плана выставки были задействованы две идейно противоположные концепции понимания течения времени — философа Анри Бергсона и поэта Шарля Бодлера. Первый предполагал, что прошлое и настоящее сосуществуют в едином потоке, второй говорил о том, что одно следует за другим. Оба подхода визуально отображены в главном зале, оформленном как гигантский циферблат. 60 минут, 60 пар нарядов. Концепции Бодлера следует хронологическое расположение вещей — от 1870-х до настоящего дня. Шкала, обыгрывающая понимание течения времени Бергсона, представляет собой своего рода «разрывы» во времени (здесь ни о какой хронологии речь не идет, это платья и костюмы разных эпох, но они будто запараллелены с историческими вещами из шкалы Бодлера). Каждой минуте соответствуют два наряда, соотносящихся с разными концепциями. Посетитель сам вправе решить, «какой сейчас час».

В качестве примеров таких пар можно привести траурное платье, которое является ровесником самого музея, и вечерний туалет 1939 года авторства Эльзы Скиапарелли, маленькое черное платье Chanel и платье Off-White с надписью Little Black Dress, платье с каркасом Жанны Ланвен и рядом оммаж Джонатана Андерсона для Loewe.

Чтобы не отвлекать внимание зрителей от силуэтов, было решено остановиться на вещах преимущественно черного цвета. Болтон посчитал его подходящим еще и потому, что у него мощный символический потенциал. Кроме того, именно черный всегда ассоциировался с высокой модой и элегантностью. Ну и, наконец, сейчас этот цвет кажется наиболее подходящим настоящему положению дел: «Представляете, если бы на этот год у нас был запланирован кэмп? Это была бы катастрофа. К счастью, эту выставку отличает спокойствие и рефлексивность», — и черный цвет очень помогает это подчеркнуть.

Работая с фэшн-наследием за последние полтора века, Болтон столкнулся с этическими и политическими вопросами, которые раньше оставались вне поля зрения широкой общественности, а сейчас обсуждаются лучшими умами фэшн-индустрии. Так, например, в последний момент в экспозицию было решено включить больше нарядов авторства дизайнеров с африканскими корнями — под впечатлением от летних митингов #BlackLivesMattes. А с культурной апроприацией, к которой был склонен Джон Гальяно в 90-е, когда она еще не была одной из главных проблем мира моды, ничего решили особо не делать. Только контекстуализировать. Болтон посчитал, что с технической точки зрения эти вещи выполнены безупречно и достойны того, чтобы остаться в истории моды, пусть и со специальной ремаркой.

В качестве финального аккорда Болтон выбрал кутюрное белое — практически ангельское — платье Viktor & Rolf. По мнению куратора, этот наряд символизирует надежду на решение глобальных проблем индустрии с помощью перехода на ответственное производство, а также духа комьюнити и желания объединиться перед лицом общих трудностей.

Коллекции Метрополитен-музея может позавидовать любая другая культурная институция, однако даже в его архивах было найдено лишь 85% экспонатов. Еще 10% дизайнеры преподнесли музею в дар. Все-таки 150 лет — солидная цифра. Остальные 5% искали по частным коллекциям и у онлайн-реселлеров.

Сопровождать посетителей выставки будут комментарии Вирджинии Вульф. Отрывки из ее романа «Орландо» для Метрополитена согласились зачитать Николь Кидман, Мэрил Стрип и Джулианна Мур.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Instagram; The Metropolitan Museum of Art