Эни, как сейчас дела у сериальной индустрии? Вы уже вернулись к обычному рабочему темпу?
Все пытаются делать вид, что да, хотя на самом деле нет (смеется). Над одним проектом начнем работать оффлайн на следующей неделе — вот и посмотрим. Все будут в защитных средствах с ног до головы — как в научно-фантастических фильмах. Очень странно. Может, сам этот антураж вдохновит кого-то на очередную антиутопию.
А как вы думаете, почему сейчас снимают так много антиутопий и почему их может быть полезно смотреть? Эта, конечно, большая тема, ей был посвящен весь первый день конференции института «Стрелка» «Другие миры: сломанный мир», на которой вы выступали.
Да, ответ пытался найти мой друг Лиам Янг, курировавший беседу. Я думаю, в антиутопиях нет решений реальных проблем, но мы вглядываемся в них как в кривое зеркало, и они помогают лучше понять реальность. Конечно, иногда даже самые простые и наивные явления в кинематографе показывают, кто мы есть на самом деле — для этого не нужны спецэффекты. Но бывает и так, что реальность отражается в безумных антиутопиях о будущем — и картинка удивляет новыми гранями.
Content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Антиутопии будто бы всегда не совсем то, чем кажутся на первый взгляд, и вы блестяще отражаете эту инверсивность в костюмах. Можете подробнее рассказать, как вам удалось это сделать в «Рассказе служанки»?
Я никогда не изучала сценический дизайн. Я изучала моду и историю искусства — и это объясняет мой метод работы. Я создаю костюм как произведение искусства, как скульптуру.
«Рассказ служанки» — история про патриархат, про мужчин, которые контролируют все вокруг. Я должна была придерживаться сценария, но психологически это было непросто — нужно было залезть в голову мужчинам, создавшим новый мир, где все подчинено их власти. Я должна была понять, как они видят реальность, где у женщин не осталось прав, и создать ее через призму их взгляда. Когда я приходила домой после съемок, мне было очень плохо. Я ведь целый день буквально впрягала женщин в их костюмы. Мне казалось, я совершаю над ними эмоциональное насилие, — как того требовал сценарий. При этом меня всегда беспокоит комфорт артистов. Поэтому я решила спрятать хотя бы несколько деталей, которые бы подбадривали женщин на площадке. Одной из них стал воротник тетки Лидии. В целом он выглядит абсолютно нормально, но из-за складок напоминает вагину. Это было мое феминистское заявление. Я очень люблю расставлять в кадре такие «секретики». Некоторые из них можно расшифровать только спустя пару лет после первого просмотра. Но это не страшно — мои работы не устаревают, я создаю их с мыслями о вечности, а не о текущем сезоне.