Граймс: как певица и продюсер экспериментирует со стилем

Си Буше, известная как Граймс, — одна из главных ньюсмейкеров 2020 года. Она родила малыша X Æ A-XII, появилась на обложке майского номера Vogue Italia и выставила на продажу кусочек своей души за $10 миллионов, а недавно еще и завела важную дискуссию о позиционировании себя как артистки в комментариях под своим постом с откровенной фотографией. Рассказываем о том, как продуманная саморепрезентация помогла ей прийти к славе и признанию — в мире музыки, искусства и моды.
Граймс эволюция образов певицы

Граймс, 2014

«Я хочу показать, что есть альтернатива. Что можно не подчиняться большому лейблу. Не подстраиваться под чужие вкусы и при этом быть видимой. Быть видимой для меня очень важно, потому что я хочу репрезентовать несколько вещей: женщина способна делать техническую работу, быть одновременно продюсером и поп-звездой, а еще не бояться экспериментов», — рассказала в 2015 году о своей миссии в программном интервью The Fader тогда еще Клэр Элис Буше, известная под псевдонимом Граймс.

Граймс, 2012

С тех пор многое изменилось: Буше начала встречаться с Илоном Маском и тяготиться статусом девушки миллиардера, поменяла имя на Си, где c — это скорость света в вакууме, выпустила один своих лучших альбомов и родила малыша X Æ A-Xii. Что не изменилось, так это озвученные пять лет назад приоритеты и привычка жонглировать амплуа. Кем бы Граймс ни была — Мисс Антропоцен или Марией-Антуанеттой на рейве, — во всех ее образах считывается нежелание быть описанной одним уже существующим жанром или стилем.

Граймс, 2013

Контрастов в жизни Граймс было много с ранних лет. Она росла в Ванкувере в англоязычной семье с украинскими корнями и любила русский язык, профессионально занималась балетом, училась в католической школе и приходила на занятия, накурившись марихуаны, мечтала о карьере астрофизика, не поступила и в итоге пошла изучать философию и нейробиологию. Но в местных канадских газетах прославилась не как молодое светило, а как та самая девушка, которая путешествовала с другом во время каникул по реке Миссисипи в плавучем доме, груженном несколькими десятками мешков картошки и живыми курицами. Первые музыкальные опыты — под именем Граймс Клэр Буше начала творить в 2007 году — вызывали куда меньше интереса, чем эта история.

Граймс, 2013

Дебютные два альбома — Geidi Primes и Halfaxa — она записала в 2010 году у себя дома. К тому моменту ее образ и стиль еще окончательно не сложились, но после первых же проб появилось понимание, что она хочет заниматься музыкой, а не наукой. В 2011 году она вылетела из университета и выпустила первый виральный клип Vanessa. Скупой на выдумки и костюмы по сравнению со всеми последующими — Граймс только примеряла на себя роль поп-звезды. «Я не хотела быть селебрити. Я хотела быть как Фил Спектор. Непубличным человеком, безумцем и гением, у которого есть артист, воплощающий его задумки. Но это оказалось невозможно, пришлось стать и тем, и другим одновременно», — вспоминает Буше.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Весь свой третий альбом — Visions — она сделала сама. На месяц заперлась у себя дома, занавесила окна, почти не спала, не ела, употребляла наркотики, работала в сумасшедшем темпе. Успех альбома, вышедшего на лейбле 4AD, был феноменальный: ни разу еще DIY-артистка не забиралась так высоко в музыкальных рейтингах. Под DIY следует понимать следующее: Буше сама все записывала и сводила у себя на ноутбуке, сама нарисовала обложку для альбома и даже сама себя стригла и красила для клипов. Для этого творческого периода знаковыми можно назвать Oblivion, в котором Граймс выглядит типичной инди-звездой в оверсайз-рубашке, с розовыми волосами и огромными наушниками, и Genesis, для которого певица примерила образ в духе Сейлор Мун. Это видео раскрыло склонность Граймс к театральности и ее любовь к японской культуре. Даже на показ Chanel Haute Couture в 2013 году она нарядилась будто на съемку в стиле харадзюку.

Граймс, 2013

Интровертная артистка тяжело переживала первую славу и напряженный фестивальный график — было настолько непросто, что в какой-то момент Буше была на грани того, чтобы уничтожить проект под названием Grimes. Но в итоге нашла выход в творческом перерождении, результатом которого стал альбом Art Angels, вышедший в 2015 году. Как и в случае с Visions, она сама все записала и свела, но в этот раз, плюсом ко всему, еще и овладела игрой на фортепиано, гитаре и скрипке. Ее образы в клипах стали разнообразнее и мрачнее — чего стоят только окровавленная барышня эпохи рококо, готическая фея и обезумевший ангел в клипе Flesh Without Blood, — а сама Граймс — радикальнее в высказываниях. После Art Angels она стала наотрез отказываться от статуса поп-звезды, утверждая, что работает на границе разных жанров. Это же отражал и ее стиль той поры.

Граймс, 2015

В 2016 году свобода самовыражения довела Граймс до списка самых плохо одетых знаменитостей на балу Met Gala — поклонники не смогли простить фото на красной дорожке в синем атласном платье Louis Vuitton при полном отсутствии укладки. Примерно в это же время Буше начала сотрудничать со стилистом Тернер Тернер. Их первой удачной коллаборацией стал клип California, в котором Буше то прыгала среди гипсовых скульптур в типичном наряде студентки колледжа искусств, то играла на гитаре в ковбойской шляпе и жакете с американским флагом. Но самым большим успехом с точки зрения медийного охвата можно назвать выход Граймс на бал Met Gala в 2018 году. Впрочем, она обязана им скорее не стилисту, а своему партнеру Илону Маску. Он спроектировал ей платье и впервые сопроводил в свет в качестве бойфренда.

Илон Маск и Граймс, 2018

Роман с одним из самых успешных инженеров современности на Граймс повлиял в том плане, что она вспомнила о своем интересе к науке и, в частности, искусственному интеллекту (с шуток о нем и завязались их отношения с Маском). В ноябре 2018 вышел клип We Appreciate Power. В пресс-релизе говорилось: «Просто слушайте эту песню, и будущие ИИ-правители увидят, что вы поддержали их идею, и с меньшей вероятностью удалят ваших потомков». Граймс в видео предстала, собственно, в качестве одной из сторонниц искусственного интеллекта.

Граймс, 2018

Дальше — мрачнее. Каждая песня в новом альбоме Miss Anthropocene, вышедшем в начале 2020-го, стала «воплощением человеческого вымирания», а сама Граймс — «антропоморфной богиней, которая изменяет климат». Буше, которая в начале карьеры заявляла, что у нее в гардеробе нет ни одной дизайнерской вещи, в клипе на песню Violence уже снималась в футуристическом кутюрном луке Iris Van Herpen. Сама она, как недавно выяснилось, тоже не прочь попробовать себя в дизайне технологичной одежды — но только цифровой. Впрочем, вряд ли это будет очень скоро — много сил и времени сейчас уходит на заботу о первенце.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Однако прилежной домохозяйной Граймс стать, очевидно, было не суждено. 1 декабря она выложила пост-анонс о своем сотрудничестве с создателями видеоигры Cyberpunk: 2077 — в ней будет играть саундтрек Граймс и одна из героинь будет говорить ее голосом. Объявление сопровождалось обнаженной фотографией певицы. В комментариях пришлось объясниться — один из фанатов спросил, что подтолкнуло Граймс выложить откровенный снимок, притом что раньше она даже ноги старалась лишний раз не показывать. «Я всегда хотела показать, что если я могу быть успешной артисткой, то это все только благодаря моему искусству. Поэтому я всегда старалась делать акцент только на нем», — пояснила Граймс. Сейчас она уже чувствует себя гораздо увереннее, меньше боится критики и хочет что-то кому-то доказать, а потому решается на большие риски: «Я люблю свое тело и все такое. И, как и говорила в 2014 году или около того, становясь старше, буду делать все, что мне хочется». За такой честной артисткой как минимум интересно наблюдать — ждем новых метаморфоз.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Giphy.com/Instagram/Getty Images/YouTube