В чем разница между шантильи и блондами, как отличить ручную работу от машинной и почему следует запастись терпением перед тем, как приступать к стирке кружев? Ответы на эти вопросы могут взбудоражить разве что историков моды и постоянных посетителей антикварных салонов. Однако новая книга Бэллы Шапиро «История кружева как культурный текст», недавно вышедшая в издательстве «Новое литературное обозрение», будет интересна куда более широкой аудитории. Справочный материал здесь наложен на затейливую историческую канву. Это позволяет избавиться от стереотипов, взглянуть на кружева в новом свете и вообще хоть что-то про них понять. Например, почему Меган Маркл могла отказаться от пышного декора на свадебном платье и что такого остроумного в клеенках Кристофера Кейна. Мы выбрали из исследования Шапиро несколько любопытных исторических фактов.
Из-за гонений на роскошь в XVI-XVII веках почти во всех странах Западной Европы правительство приказывало сжигать золотое и серебряное кружево. Во Франции сжигали еще и импортное — этим вопросом занимался лично министр финансов Жан-Батист Кольбер. «В 1667 году ввоз и ношение импортного кружева во Франции запрещается законодательно. Имеющиеся в стране итальянские и фландрские кружева с этого момента подвергались публичному сожжению», — пишет Шапиро. Их заменили кружева местного производства из Алансона и близлежащих городов. Ирония была в том, что ранние французские образцы были созданы по образу и подобию венецианских, со временем превзошли их по качеству и даже одно время продавались под именем points de Venise.