В чем разница между шантильи и блондами, как отличить ручную работу от машинной и почему следует запастись терпением перед тем, как приступать к стирке кружев? Ответы на эти вопросы могут взбудоражить разве что историков моды и постоянных посетителей антикварных салонов. Однако новая книга Бэллы Шапиро «История кружева как культурный текст», недавно вышедшая в издательстве «Новое литературное обозрение», будет интересна куда более широкой аудитории. Справочный материал здесь наложен на затейливую историческую канву. Это позволяет избавиться от стереотипов, взглянуть на кружева в новом свете и вообще хоть что-то про них понять. Например, почему Меган Маркл могла отказаться от пышного декора на свадебном платье и что такого остроумного в клеенках Кристофера Кейна. Мы выбрали из исследования Шапиро несколько любопытных исторических фактов.
Из-за гонений на роскошь в XVI-XVII веках почти во всех странах Западной Европы правительство приказывало сжигать золотое и серебряное кружево. Во Франции сжигали еще и импортное — этим вопросом занимался лично министр финансов Жан-Батист Кольбер. «В 1667 году ввоз и ношение импортного кружева во Франции запрещается законодательно. Имеющиеся в стране итальянские и фландрские кружева с этого момента подвергались публичному сожжению», — пишет Шапиро. Их заменили кружева местного производства из Алансона и близлежащих городов. Ирония была в том, что ранние французские образцы были созданы по образу и подобию венецианских, со временем превзошли их по качеству и даже одно время продавались под именем points de Venise.
Сейчас, когда все говорят про «новую женственность», стоит вспомнить про «новую маскулинность» галантного века. Например, о великом князе Сергее Долгоруком Шапиро пишет, что он «буквально утопал в пене кружев». И добавляет: «Современники описывали это время как “странную пору, когда мужчины внешне стремились походить на женщин”». Кружевом декорировались буквально все предметы мужского гардероба.
Еще немного об удивительной моде галантного века: «Поскольку хороший тон предписывал появляться на поле сражения в лучшей одежде, не только кружевные галстуки, но и рубашки, отделанные кружевами, особенно наиболее великолепных, изысканных сортов, считались правильным выбором для военных и дуэльных костюмов». О каких сражениях идет речь? Мода на кружева совпала с концом периода «великих войн», в частности, с Семилетней. Шапиро пишет, что тогда «даже случались “кружевные перемирия” — с тем чтобы воюющие стороны могли привести в порядок свой гардероб: “постирать свои кружевные воротники и манжеты, а потом просушить их, развесив на прикладах мушкетов”».
Об одном из самых дорогих видов кружева, которое использовалось для отделки белья аристократов, Шапиро пишет: «Истинные валансьен производились в темных сырых подвалах, поскольку только влажная атмосфера предохраняла от разрыва сверхтонкие фламандские нити. Для изготовления пары манжет в технике истинного валансьен требовался год». В свою очередь блонды, другой вид тонкого французского кружева, «выплетали преимущественно летом, только на открытом воздухе, а в холодное время года — в специальных мастерских, построенных над помещениями для зимнего содержания скота. Дыхание животных несколько нагревало воздух мастерских, в которых не разрешалось топить печи, чтобы не испачкать дымом и сажей дорогое нежное кружево». Роскошь роскошью, но как же хорошо, что сейчас у нас есть Международная организация труда.
Вологодское кружево ручной работы и искусность местных кружевных шалей были признаны на международном уровне, однако экономические условия не позволили им просуществовать долго. «Мастерицы, работавшие с дорогостоящим шелком, были вынуждены жертвовать красотой плетения и уступать в его качестве, чтобы на количестве добрать необходимый заработок. Как следствие, приметой кружевных косынок конца XIX — начала XX века становится жидкий рисунок, который требовал все меньше материала и трудозатрат. Поскольку качество кружевных шалей ухудшалось год от года, цены на них не росли вместе с ценами на остальные товары. Недостаточность заработка вынуждала рабочих искать приработка или еще более увеличивать продолжительность трудового дня. Так, в тех семьях, где имелось три-четыре и более женщин трудоспособного возраста, была выработана схема посменной работы, дающая им возможность 24-часового рабочего дня», — пишет Шапиро.
«История кружева как культурный текст» («Новое литературное обозрение») издана в серии «Библиотека журнала “Теория моды"» и уже поступила в продажу.
Фото: Архив пресс-служб, Getty