1. Главная
  2. Мода
Мода

Драматичная жизнь Ли Миллер: как девушка с обложки Vogue стала военным корреспондентом

В конце июня стало известно, что Эллен Керас снимает фильм по книге «Жизни Ли Миллер», которую Энтони Пенроуз написал о своей матери. Роль Ли досталась Кейт Уинслет. Рассказываем историю удивительной американки, которая не уставала постоянно переизобретать себя.
реклама
2 Июля 2020

Элизабет Миллер родилась 23 апреля 1907 года в Покипси, штат Нью-Йорк. Травматический опыт, пережитый девочкой в детстве, наложил отпечаток на всю ее жизнь: когда Ли было семь лет, друг семьи изнасиловал ее и заразил гонореей. После болезненного лечения родители отвели дочь к психиатру. Доктор сказал, что девочке стоит научиться разделять любовь и секс. Повзрослев, Ли воспользовалась этим советом: как правило, ее любовники либо сгорали от ревности, потому что Миллер не считала физическую измену изменой, либо изначально соглашались на открытые отношения.

С 8 и до 19 лет, когда Ли уехала из родительского дома ради учебы в арт-колледже, она позировала обнаженной своему отцу, фотографу-любителю. Однако по счастливой случайности первые успехи она сделала не в мире искусства, а в индустрии моды. Основатель Condé Nast буквально спас девушку от столкновения с автомобилем на Манхэттене и, пленившись ее красотой, пригласил сниматься для Vogue. Правда, первая обложка с Ли была еще рисованной, авторства легендарного иллюстратора Жоржа Лепапа. После этого девушка в течение двух лет позировала лучшим фотографам того времени — Эдварду Стайхену, Николасу Мюрею и Георгию Гойнинген-Гюне. Конец ее карьере модели положила рекламная кампания прокладок Kotex 1929 года, после которой ее перестали воспринимать всерьез как девушку Vogue.

В 22 года Ли решила попробовать себя по другую сторону камеры. Она улетела в Париж и пришла к Ману Рэю со словами: «Я ваша новая ученица». Фотограф принципиально не брал учеников, но не смог устоять перед напором молодой американки. Вскоре она стала его музой, любовницей и напарницей. Сама Ли однажды сказала, что ей «необходимо быть полностью поглощенной — работой или мужчиной». В их романе с известным фотографом одно с другим тесно переплелось: они вместе придумали эффект соляризации, многие ее фотоработы того времени приписывались авторству Мана Рэя, в богемных кругах ее соответственно называли «мадам Ман Рэй», а сам ее любовник и наставник сходил с ума от ревности к единомышленникам-сюрреалистам. После того, как Ли снялась в «Крови Поэта» Жана Кокто, Ман Рэй в знак протеста стал уродовать ее изображения в своих работах. Через три года Ли устала от этих страстей и светской жизни и улетела обратно в Нью-Йорк — чтобы открыть собственную студию.

реклама

В Нью-Йорке Ли вновь ждал успех. Ей заказывали рекламные кампании такие гиганты, как Elizabeth Arden, Helena Rubinstein и Saks Fifth Avenue, голливудские звезды уровня Лилиан Харви и Гертруды Лоуренс приходили к ней за портретными съемками. Итогом этого короткого периода стала прижизненная персональная фотовыставка — первая и последняя. В 1934 году Миллер встретила египетского бизнесмена Азиза Элу Бея, вышла за него замуж и улетела в Каир в надежде на спокойную семейную жизнь. Однако сидеть на месте оказалось не в ее натуре — она начала активно фотографировать пирамиды и пустыни. Эти снимки Ли, сделанные в сюрреалистической манере, вдохновляли Рене Магритта. Но Ли хватило ненадолго. Как и в прошлый раз, она заскучала спустя три года в отношениях и вновь уехала от возлюбленного — на этот раз в Париж, где встретила главного мужчину своей жизни, британского художника Роланда Пенроуза. Она согласилась переехать к нему в Англию, но по дороге туда ее застала Вторая мировая война.

Когда в Лондоне начались бомардировки, семья и друзья умоляли Ли вернуться в США. Но вместо этого она решила отправиться снимать «Блиц» — в форме, отшитой на Сэвил-роу, и с пресс-картой British Vogue. В декабре 1942 года Ли стала военным корреспондентом Condé Nast Publications: снимала первое использование напалма и освобождение Парижа, концентрационные лагеря Дахау и Бухенвальд, умирающих детей в венских госпиталях и семьи убитых нацистов. «У нее в сердце была льдинка. Это позволяло ей подходить очень близко к очень страшным вещам», — комментирует Марк Хэворт-Бут, куратор ретроспективной выставки The Art of Lee Miller в Музее Виктории и Альберта.

Во время войны Ли часто работала в паре с корреспондентом Life Дэвидом Шерманом. Их самой известной совместной работой стал снимок обнаженной Миллер в ванне в секретной мюнхенской квартире Гитлера. Американка признавалась, что «долго носила с собой бумажку с его адресом» и последовала туда буквально на следующий день после новости о самоубийстве главы нацистской Германии.

В 1946 году Миллер в одном из интервью выразила надежду, что ее военные снимки будут помнить — потому что сама она не сможет забыть их никогда. Но сначала она пыталась — после войны поселилась в парижском отеле и топила страшные воспоминания в алкоголе. Вино не помогало, и она решила найти спасение в любви. После Парижа она уехала в Англию к Пенроузу и вскоре забеременела. В спешке развелась с Беем, вышла замуж за художника и в 40 лет родила первенца, малыша Энтони.

Когда ребенок был еще маленький, пара купила ферму Фарли в Чиддингли, Восточный Сассекс. Там у мадам Пенроуз началась новая жизнь: она убрала все свои камеры, переоборудовала комнату для проявки в кухню и увлеклась исторической кулинарией. На ужины в Фарли приезжали Пабло Пикассо, Генри Мур, Жан Дюбюффе и Макс Эрнст.

В детстве маленькому Энтони казалось, что все семьи ведут такой же богемный образ жизни. Мальчик не был от него в восторге, поэтому стал фермером — чтобы не повторить судьбу творческих родителей. Удивительно, но о том, чем его мать, закрытый и резкий человек, страдающий депрессией и алкоголизмом, занималась до того, как переехать в английскую глушь, он узнал только после ее смерти в 1977 году. Супруга Энтони Сюзанна случайно нашла коробку с военными блокнотами Ли. Затем они обнаружили ее фотографии. «Если Ли закрывала какую-то тему, значит, ее больше никто не смел поднимать. Я знал, что мать меня фотографировала в детстве, но этим все и ограничивалось. Она никогда не говорила о войне», — вспоминает Энтони.

Результатом исследования семейного архива и впечатлений от него и стала книга «Жизни Ли Миллер». Да, во множественном числе, потому что эта женщина пережила столько, сколько не всегда выпадает на долю и нескольким людям. Сама она говорила: «Я никогда не теряла и минуты. Но если бы мне пришлось все это пережить вновь, то сейчас, уже лучше зная себя, я бы стала обращаться со своими идеями, телом и любовями еще свободнее».

Фото:Getty Images

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует