11 модных выставок, которые нельзя пропустить

Ретроспективы Маржелы, Алайи и Сен-Лорана, личные вещи Марии-Антуанетты и Фриды Кало, Бьорк в Gucci Garden, экскурс в католические наряды и ода розовому цвету — в календарь очень модной и культурной путешественнице.
11 модных выставок которые нельзя пропустить

«Кристиан Диор: дизайнер мечты», Музей Виктории и Альберта в Лондоне, 2 февраля — 14 июня 2019

Музей Виктории и Альберта готовит масштабную выставку о творчестве Кристиана Диора. — самую большую за историю Дома. «Кристиан Диор: дизайнер мечты» (Christian Dior: Designer of Dreams) расскажет об истории и значении кутюрье в моде, начиная с 1947 года до наших дней. Выставка станет «расширенной» версией экспозиции с точно таким же названием в парижском Музее декоративных искусств и будет рассказывать не только о самом дизайнере, но и о его наследии и шести кутюрье, которые трудились в Доме уже после его смерти, а так же о нежной связи дизайнера со всем британским.

«Нет другой страны в мире, не считая моей родной Франции, которую я бы любил так сильно, как Англию. Я люблю британские традиции и архитектуру. Я даже люблю британскую кухню», — Кристиан Диор был большим поклонником страны туманного Альбиона. Он любил ее усадьбы, океанские лайнеры, мужские костюмы из мастерских на Savile Row, и этой его нежной привязанности будет посвящена отдельная секция в экспозиции. Впрочем, как и его английским клиенткам — от принцессы Маргарет до Нэнси Митфорд. Другая глава выставки расскажет о показах Dior, проходивших в самых роскошных домах Великобритании, включая дворец Бленхейм в 1954 году.

Кутюрное платье Christian Dior, 1954

Принцесса Маргарет и Кристиан Диор

Jewelry: The Body Transformed, MoMA, Нью-Йорк, 12 ноября — 24 февраля 2019

Этой осенью в нью-йоркском музее Метрополитен покажут энциклопедию ювелирного искусства — головные уборы, серьги, броши, ремни, ожерелья и кольца с 2600 года до нашей эры до сегодняшних дней. Всего около 230 экспонатов, в основном из основной коллекции самого музея, в том числе и совсем недавние приобретения музея. Посетители увидят скульптуры, живопись и фотографии, которые расскажут «историю ювелирного искусства и то, как менялось отношение к телу». К примеру, можно будет увидеть комплект украшений, созданных для высокопоставленного лица в Египте для его путешествия в загробную жизнь, или же предметы, найденные в королевской усыпальнице в древнем шумерском городе Ур, которые относились к одному из священных ритуалов древней Месопотамии.

Выставка будет начинаться с украшений, сделанных для тела, а все остальные галереи будут поделены на темы —The Divine Body, The Regal Body, The Transcendent Body, The Alluring Body и The Resplendent Body. К примеру, The Regal Body расскажет о том, какие украшения носили при дворе Бенина и Византии, кто мог позволить себе сапфиры, а кто жемчуг и как менялись традиции с течением времени.

Ожерелье французского дизайнера Рене Лалик, приблизительно 1897–99 гг.

Сандалии и наконечники на пальцы, Египет, около 1479–1425 года до нашей эры

«Экспозиция костюмов Бьорк», Gucci Garden, Флоренция

Gucci Garden расположились в прекрасном Palazzo della Mercanzia во Флоренции. Здание 1337 года итальянский бренд превратил не просто в музей, а в современное креативное пространство, которое отражает эстетику Дома. В июне Дом открыл два зала, посвященные Бьорк. А точнее, сценическим костюмам, созданным для певицы Алессандро Микеле. В центре внимания — платье из клипа The Gate, предварявшего выход ее альбома «Утопия». Платье, к слову, сделано из пяти метров плиссированного пластика, 20 метров органзы с люрексом, крепдешина и шелкового джерси. И, конечно, это чудо Микеле расшил кристаллами, как любит Бьорк. На вышивку ушло около 320 часов (на создание самого платья — 550). Кроме платьев и костюмов в новых залах можно будет увидеть и маски Бьорк из клипа, их, к слову, делал художник Джеймс Мерри, который часто отвечает за вышивку костюмов певицы. Для самых преданных поклонников есть, конечно, и дополнительные материалы — альбомы и книги.

«Фрида Кало: Создавая себя», Лондон, Музей Виктории и Альберта, 16 июня 2018 — 4 ноября 2018

Фриду Кало мир искусства не забывает — ее работы регулярно выставляются по всему миру, а Голубой дом художницы в районе Койоакан вот уже пятьдесят лет с ее смерти служит музеем, в котором хранятся личные вещи. Впервые после смерти Фриды все, что она любила, чем дорожила и что ее окружало, можно будет увидеть за пределами Мексики. 16 июня в Музее Виктории и Альберта в Лондоне откроется выставка Frida Kahlo: Making Her Self Up, которую курирует Клэр Уилкокс — именно она познакомила мир с выставкой, сорвавшей овации модного мира, Alexander McQueen: Savage Beauty.

В Лондоне Клэр готовит расширенную версию экспозиции из Голубого дома Фриды. Большое внимание будет уделено гардеробу взбалмошной художницы. Молодая Фрида занималась боксом, поэтому на манер модных гангстеров зализывала волосы назад и носила брючные костюмы. После того, как она вышла за Диего Ривера, брюки художница носила, только чтобы досадить мужу, которому категорически не нравились ее буржуазные привычки. Именно ради него она решила носить национальные платья. Так в ее гардеробе «поселились» юбки в пол (они же скрывали ссохшуюся после полиомиелита ногу) и яркие блузы, а в ее шкатулках — бусы доколумбовой эпохи, найденные археологическими экспедициями в захоронениях представительниц одной древней профессии.

Образ Фриды произвел неизгладимое впечатление на мир моды — Жан-Поль Готье в 1998 году посвятил ей целую коллекцию, а вундеркинд Александр Маккуин «списал» свои корсеты из коллекции весна-лето 2007 года с ее картины «Марксизм подарит здоровье больным» (1954). Два года назад в издательстве Assouline вышла книга о влиянии Фриды на моду — Frida Kahlo: Fashion As The Art Of Being.

На выставке можно будет увидеть не только личные вещи Фриды, но и ее фотографии. В 1920-1930-е года Мексика была одной из самых модных точек на карте мира искусства. Фотографы со всего мира слетались, чтобы познакомиться с Диего и Фридой и, конечно, сфотографировать пару. Ценные кадры кураторы выставки разыскивали около полугода. Многие фото будут показаны впервые.

Azzedine Alaïa: The Couturier, Лондон, Музей дизайна, 10 мая — 7 октября 2018

18 ноября 2017 года тунисского дизайнера, чьи творения обожали и Грейс Джонс, и Наоми Кэмпбелл, не стало. Коллекция весна-лето 2018 стала его последней. И это еще одна причина незамедлительно отправиться смотреть на шедевры Аззедина Алайи. За ними в его маленькую парижскую квартиру когда-то приходили Мари-Элен Ротшильд и Грета Гарбо. Кроме моделей одежды на выставке-ретроспективе в Музее дизайна вы увидите предметы интерьера и вещи, связанные с работой мэтра.

«Маржела/Гальера», Париж, музей Гальера, 3 марта - 15 июля 2018/«Маржела — время Hermès», Париж, Музей прикладного искусства, 22 марта - 2 сентября 2018

В свои планы на летние выходные вносите Париж. Там проходят сразу две знаковые выставки, посвященные бельгийскому дизайнеру Мартину Маржеле. Первая стартовала 3 марта в музее Гальера. Там собрали и покажут не только знаковые для дизайнера наряды, но и выдержки из его интервью, переписки и другие личные вещи. Все это, по задумке организаторов ретроспективы, поможет лучше понять творчество одного из главных модных инноваторов восьмидесятых годов.

О Маржеле расскажет и Музей прикладного искусства. С 22 марта там можно детально изучить историю сотрудничества дизайнера с модным Домом Hermès. Обещают раскрыть все секреты — например, зачем дизайнер использовал переработанные материалы, как изменил палитру цветов и создавал на платьях эффект оптических иллюзий. Посмотреть тоже будет на что: на выставке покажут важнейшие работы из 12 коллекций Маржелы для Hermès, которые он создал за шесть лет.

«Королевские сокровища Версаля — коллекция японских лаковых шкатулок Марии-Антуанетты», Лос-Анджелес, музей Гетти, 23 января 2018 — 6 января 2019

В разгар непредсказуемой московской зимы удрать в Лос-Анджелес — насущная необходимость. Тому, кто усомнится, отвечайте, что никак не можете пропустить в музее Гетти выставку коллекции личных вещей эксцентричной французской королевы, законодательницы мод Марии-Антуанетты. Среди экспонатов собрание лаковых шкатулок — они же познакомят вас с уровнем мастерства японских художников периода Эдо.

«Священные фигуры: мода и католическая фантазия», Нью-Йорк, музей Метрополитен, 10 мая — 8 октября 2018

В Нью-Йорке гости и ценители искусства Metropolitan Museum зададутся вопросом: что общего у алого наряда католического сановника и платья Анны Винтур? И тот, и другая на вершине власти — про необычную связь творчества и религиозного трепета расскажет выставка Института костюма. Среди экспонатов — одежда с начала двадцатого века до сегодняшнего дня. Инициатива проекта исходила от американского миллиардера Стивена Шварцмана и его жены Кристины, которая исповедует католичество и часто жертвует немаленькие суммы из дохода мужа на нужды церкви. Выставка пройдет при поддержке издательского дома "Конде Наст".

Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color, Нью-Йорк, FIT, 7 сентября 2018 — 5 января 2019

Осень 2018 года в Нью-Йорке будет окрашена в розовый. Благодаря музею моды FIT (Fashion Institute of Technology), где 7 сентября стартует выставка Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color. Посмотреть будет на что, организаторы изучили все оттенки этого многогранного цвета (конечно, через наряды разных времен), который с подачи дизайнера Эльзы Скиапарелли стал одним из главных символов женственности. В 1936 году именно она ввела в мир моды Shocking pink — фуксию, — который так всем полюбился.

«Ив Сен-Лоран», Музей Ива Сен-Лорана в Париже, 13 марта — 9 сентября

Парижский музей Ива Сен-Лорана обновил постоянную экспозицию — до 9 сентября здесь теперь показывают новые экспонаты. Помимо кутюра и знаковых творений дизайнера, таких как смокинг и платье Мондриана, выставку сопровождают эскизы и фотографии. Вот годовалый Сен-Лоран со своими родителями, вот он подросток, а вот и Марракеш… Каждому периоду его жизни подобраны книги, которые дизайнер любил.

Отдельную часть экспозиции занимают эскизы к театральным постановкам, которыми дизайнер очень дорожил. К сожалению, многие из них ему так и не удалось сшить. Но Ив и театр были связаны крепко. На парижские помосты дизайнера привел Ролан Пети — хореограф, танцовщик, сын Роз Репетто, создававшей идеальные балетки. Пети был женат на балерине Зизи Жанмер, которую Сен-Лоран считал своей музой. Большинство костюмов он создавал для нее.

И, конечно, кутюр. Его на выставке, пожалуй, больше всего. И к каждому платью подобраны аксессуары. Впрочем, Сен-Лоран так и работал — он не представлял наряд без украшений, поэтому у каждой модели всегда были дополнения. Кураторы постарались воссоздать эти тандемы. К слову, среди представленных 40 экспонатов есть и экземпляры из коллекции 1998 года — когда показ марки закрывал мундиаль во Франции.

Модели на показе Yves Saint Laurent на закрытии Чемпионата мира по футболу во Франции, 1998 год

Модели на показе Yves Saint Laurent на закрытии Чемпионата мира по футболу во Франции, 1998 год

Модели на показе Yves Saint Laurent на закрытии Чемпионата мира по футболу во Франции, 1998 год

Фото: Архивы пресс-служб, Getty Images