Начну с того, что «Великая» — это новый проект Тони МакНамары, австралийского сценариста, мировая известность к которому пришла после выхода «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса. Она же подарила МакНамаре номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». Но на самом деле «Великая» была до «Фаворитки». Чуть больше десяти лет назад Тони написал пьесу о Екатерине II. Ее поставили в Sydney Theater Company, художественным руководителем которого на тот момент была Кейт Бланшетт. А чуть позже МакНамара, долгие годы писавший сценарии для телевизионных проектов, решил переформатировать проект в сериал. В итоге переработанный сценарий попал в руки Йоргоса Лантимоса, и он предложил МакНамаре поработать еще и над сценарием «Фаворитки», текст которой был написан в 1998 году Деборой Дэвис и требовал профессиональной редактуры. Что было дальше с «Фавориткой», мы все хорошо помним, а ее невероятный успех вдохновил Тони МакНамару продолжить работу над «Великой».
Как и «Фаворитка», «Великая» — это авторская и очень вольная (иногда даже слишком) версия исторических событий. То, что этот сериал достоверен лишь частично, указано в его названии, да и сам Тони МакНамара говорит честно: «Прочтите книгу или посмотрите документальный фильм, если вам нужна историческая точность. У нас не урок истории, у нас шоу!»
В основе сюжета — приезд юной немецкой княжны Софии Августы Фредерики в Россию, где она планирует выйти замуж за Петра III (у МакНамары он не внук, а сын Петра Первого) и любить его до гробовой доски. Но выясняется, что будущему супругу не до этого, он занят более увлекательными вещами. Разочаровавшись в любовных узах, Екатерина очень скоро (а не спустя 17 лет) приходит к мысли о покушении на жизнь монархического супруга: в сериале про государственный переворот подсказывает горничная уже в первом эпизоде. Собственно, на попытке этого переворота первый сезон «Великой» и завершается. Все десять серий проекта его создатели беспощадно бросают своего зрителя из жанра в жанр: из черной комедии в хоррор, из фарса в социальную драму с активной фемповесткой и обратно. На мой взгляд, в «Великой» Тони МакНамара затрагивает очень тонкую тему: как из наивной романтичной девочки Екатерина превратилась в амбициозную интриганку, сумевшую убедить ближайшее окружение императора, пусть и весьма им недовольное, пойти на такой отчаянный шаг, как государственный переворот. На протяжении десяти часовых эпизодов педантично исследуется, что чувствует, через что проходит совсем по современным меркам юная девушка в непростом браке, какой ее делает союз с тщеславным и жестоким мужем.