Зачем смотреть сериал «Великая» с Эль Фаннинг

Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло рассказывает, почему очередной сериал о Екатерине II заслуживает вашего внимания.
Зачем смотреть сериал «Великая» с Эль Фаннинг

Начну с того, что «Великая» — это новый проект Тони МакНамары, австралийского сценариста, мировая известность к которому пришла после выхода «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса. Она же подарила МакНамаре номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». Но на самом деле «Великая» была до «Фаворитки». Чуть больше десяти лет назад Тони написал пьесу о Екатерине II. Ее поставили в Sydney Theater Company, художественным руководителем которого на тот момент была Кейт Бланшетт. А чуть позже МакНамара, долгие годы писавший сценарии для телевизионных проектов, решил переформатировать проект в сериал. В итоге переработанный сценарий попал в руки Йоргоса Лантимоса, и он предложил МакНамаре поработать еще и над сценарием «Фаворитки», текст которой был написан в 1998 году Деборой Дэвис и требовал профессиональной  редактуры. Что было дальше с «Фавориткой», мы все хорошо помним, а ее невероятный успех вдохновил Тони МакНамару продолжить работу над «Великой».

Как и «Фаворитка», «Великая» — это авторская и очень вольная (иногда даже слишком) версия исторических событий. То, что этот сериал достоверен лишь частично, указано в его названии, да и сам Тони МакНамара говорит честно: «Прочтите книгу или посмотрите документальный фильм, если вам нужна историческая точность. У нас не урок истории, у нас шоу!»

В основе сюжета — приезд юной немецкой княжны Софии Августы Фредерики в Россию, где она планирует выйти замуж за Петра III (у МакНамары он не внук, а сын Петра Первого) и любить его до гробовой доски. Но выясняется, что будущему супругу не до этого, он занят более увлекательными вещами. Разочаровавшись в любовных узах, Екатерина очень скоро (а не спустя 17 лет) приходит к мысли о покушении на жизнь монархического супруга: в сериале про государственный переворот подсказывает горничная уже в первом эпизоде. Собственно, на попытке этого переворота первый сезон «Великой» и завершается. Все десять серий проекта его создатели беспощадно бросают своего зрителя из жанра в жанр: из черной комедии в хоррор, из фарса в социальную драму с активной фемповесткой и обратно. На мой взгляд, в «Великой» Тони МакНамара затрагивает очень тонкую тему: как из наивной романтичной девочки Екатерина превратилась в амбициозную интриганку, сумевшую убедить ближайшее окружение императора, пусть и весьма им недовольное, пойти на такой отчаянный шаг, как государственный переворот. На протяжении десяти часовых эпизодов педантично исследуется, что чувствует, через что проходит совсем по современным меркам юная девушка в непростом браке, какой ее делает союз с тщеславным и жестоким мужем.

Екатерину II мастерски играет диснеевская принцесса Аврора из «Малефисенты» и лицо рекламной кампании Tiffany Эль Фаннинг. Эта роль — телевизионный дебют актрисы. Визуально она действительно отдаленно напоминает юную императрицу с портретов Луи Каравака. Ее яркий комедийный талант я открыла для себя после «Дождливого дня в Нью-Йорке» Вуди Аллена, но с просмотром «Великой» поняла, насколько пластичной и талантливой актрисой она стала к 22 годам. Екатерина Эль Фаннинг вызывает одновременно и сочувствие, и практически отвращение (особенно в сцене, когда она угощает раненых солдат пирожными — вполне в духе Марии-Антуанетты), при этом ни одну из этих эмоций ни разу не испытываешь в чистом виде, может быть, лишь в самом финале сериала. А сцену, в которой Екатерина II собирается самолично убить Петра III, я готова пересматривать не один раз. Дело происходит в день рождения Екатерины, и император в качестве подарка приглашает во дворец Вольтера, которым она давно и глубоко восхищается. И Эль здесь невероятно смешная, хотя подобный «актерский номер» она уже показывала у Вуди Аллена.

Любопытно, что, например, в «Фаворитке» Тони МакНамара и Йоргос Лантимос заставили героиню Эммы Стоун казаться всегда влюбленной, чтобы сохранить свое положение при дворе. В «Великой» Екатерина II должна постоянно изображать счастье, поскольку Петр III не переносит кислые лица.  К слову, наследник Петра Первого у МакНамары получился некой гипертрофированной версией современного trust fund baby. На эту роль шоураннер пригласил уже работавшего с ним над «Фавориткой» Николаса Холта, который блестяще сыграл до невозможности испорченного и взбалмошного дилетанта, при этом не сорвавшись в клоунаду. Отдельной находкой стало словечко Huzzah! (Ура!), которое Петр III использует практически постоянно, чтобы выразить свои эмоции. Я не исключаю, что этот проект принесет Эль Фаннинг и Николасу Холту номинации на основные награды в этом году.

Надо сказать, что ансамбль второстепенных персонажей вносит не меньший вклад в этот театр абсурда. Большая их часть вымышлена в лучших традициях жанра альтернативной истории: Фиби Фокс из «Черного зеркала» играет горничную Екатерины II, Саша Дхаван из недавнего «Дракулы» на Netflix играет графа Орлова (если это актерское решение вас удивит, то приготовьтесь к тому, что граф Ростов и вовсе чернокожий), а Себастьян де Соуса из «Медичи» — вымышленного любовника императрицы, подаренного ей Петром III. Речь героев одновременно сочетает в себе высокий литературный стиль и современный сленг, слово на букву F так и вовсе звучит практически постоянно, а Эль Фаннинг говорит с ярко выраженным британским акцентом, поэтому, конечно, смотреть «Великую» интереснее в оригинале.

Что интересно, интерьерные съемки проходили в фантастически красивом Королевском дворце в итальянской Казерте, также часть сцен снимали в Англии в замке Бельвуар. Благодаря этому картинка у «Великой» не менее роскошная по архитектурному и ландшафтному наполнению, чем у «Фаворитки», номинированной на «Оскар» за работу художника-постановщика. А костюмы, парики и украшения всех без исключения персонажей этого исторического фарса можно разглядывать часами: классические силуэты 18-го века были созданы из  современных тканей, и это особенно заметно по гардеробу Николаса Холта. В случае с Эль Фаннинг костюмы меняются по мере того, как меняется ее героиня: в начале сериала она практически все время носит платья светлых оттенков, к финалу они становятся сложнее, а наряд цвета фуксии из финального эпизода настолько ярко характеризует его хозяйку, что даже попал на все постеры «Великой».

В завершение хочу предупредить: если вы не терпите искажения исторических фактов, да и в целом не особый ценитель фарса, новый проект Hulu может оказаться для вас испытанием. Лучше посмотрите новый сезон «Медичи», который вышел недавно на Netflix. Но если вы готовы закрыть глаза на практически заново написанную историю прихода к власти одной из самых харизматичных героинь в истории, а также на фантазии на тему реалий 18-го века, «Великая» точно придется вам по душе.

Фото: Архив пресс-служб