Сесил Битон — фотолетописец светской жизни ревущих двадцатых

В честь открытия выставки «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже вспоминаем одну из самых ярких глав в творческой биографии знаменитого фотографа. Сесил показывал золотую молодежь такой, какой она уже никогда не будет.
Сесил Битон — фотолетописец светской жизни ревущих двадцатых

«Костюмированные вечеринки, дикарские вечера, викто­рианские вечера, вечера эллинские, ковбойские, рус­ские, цирковые...» Так Ивлин Во описывал двадцатые го­ды прошлого века, эпоху, когда моло­дое поколение, решительно настроен­ное стряхнуть с себя морок Первой мировой, отдавалось безудержным развлечениям. Веселая, сумасброд­ная и легкомысленная золотая моло­дежь, какой Во изобразил ее в рома­не «Мерзкая плоть», порхала с вече­ринки на вечеринку. В числе порхаю­щих был и фотограф Сесил Битон. Он учился с Во в одной школе, тот его без­жалостно травил. Позже Битон назы­вал писателя «очень мрачной лично­стью», а Во вывел его в «Упадке и раз­рушении» под именем светского фото­графа Дэвида Леннокса, который, «по­хохатывая, вылезает из электромоби­ля новейшей марки и устремляется к зеркалу».

Вечеринка The Bright Young Things в Уилсфорде 1927.

Вечеринка The Bright Young Things в Уилсфорде, 1927.

После школы Битон поступил в Кембридж, где почти не занимался учебой, а посвятил себя фотографии и дизайну костюмов для драмкруж­ка. На портрете того периода ярко накрашенный Битон позирует в розовом шелковом платье, жемчужном колье и шляпке с лентами. В 1925­-м он по­кинул университет без ученой степе­ни, зато быстро стал нарасхват в Лон­доне в качестве светского фотографа. Еще студентом Битону повезло опуб­ликовать две фотографии своей сест­ры Нэнси в «Татлере», а вскоре после этого его познакомили с редактором «Вога» Дороти Тодд. Он моментально влился в аристократическую и теат­ральную среду, а главное – в круг Bright Young Things, которые трати­ли всю свою энергию и воображение на поиск удовольствий. На «детскую вечеринку» гости приезжали в коляс­ках, им раздавали кукол, бутылочки и пустышки, напитки сервировались в манеже. На «литературную вечерин­ку» приглашенные являлись одетыми в соответствии с названием какой­-нибудь книги. В ходу были игры вро­де «Заяц и собаки», «Охота на мусор» и «Делай как я» (в нее играли на при­лавках универмага Selfridges).

Битон не только фиксировал про­исходящее, но и был самым актив­ным участником. Он появлялся на вечеринках в розовом атласе и жен­ском макияже. Или одетым как денди XVII века. Или в образе хозяйки бор­деля. Или в пальто, покрытом яичной скорлупой и розами.

Портрет художника Оливера Месселя на вечеринке Paris in Helen 1932.

Портрет художника Оливера Месселя на вечеринке Paris in Helen!, 1932.

Портрет поэтессы Эдит Ситуэлл 1926.

Портрет поэтессы Эдит Ситуэлл, 1926.

Среди множества друзей Бито­на, которых он фотографировал в то время, был очень богатый и очень манерный Стивен Теннант, сын ба­рона Гленконнера и одной из сестер Уиндхэм, а также будущий дядюш­ка модели Стеллы Теннант. На ве­черинку двойников Стивен пришел в платье румынской королевы Марии Эдинбургской, на театрализованное представление в Гайд-­парке – в обра­зе сильно нарумяненного поэта Шел­ли. На бал-­маскарад Great Pageant of Lovers Through the Ages чудак наря­дился сказочным принцем, а на голове у него был розовый парик. Битон был Люсьеном Бонапартом – в богато украшенном атласном сюртуке.

Любимой моделью Битона, соеди­нявшей два близких ему мира – свет­ское общество и театр, – была леди Диана Купер, дочь герцогини Ратленд, одна из знаменитых красавиц своего времени. Битон писал: «Ее лицо – идеальный овал, а кожа – белый мра­мор. Ее губы как красная сакура, во­лосы – как лен, голубые глаза – как дамасская нигелла». Фотограф запе­чатлел леди Диану в роли Мадонны в спектакле Макса Рейнхардта «Ми­ракль»: в нем светская красавица изображала святую и большую часть действия неподвижно стояла в нише над алтарем.

Еще одна актриса и исключитель­ная красавица, леди Кэролайн Пагет, была племянницей леди Дианы и до­черью маркиза Англси. В ее жизни случился короткий роман с Даффом Купером, мужем леди Дианы. Позже леди Кэролайн вышла замуж за близ­кого друга Битона, сэра Майкла Даф­фа. Сэр Майкл, сноб не большого ума, был в высшей степени приличным че­ловеком, но при этом очень любил оде­ваться в женское.

Увидев Битона в макияже, виконт удивился: «Не знал, что Дорис лесбиянка».

Самого Битона однажды затащила в постель виконтесса Каслросс, она же двоюродная бабушка Кары и Поппи Делевинь (Уинстон Черчилль, говорят, сделал ей однажды комплимент сло­вами «Дорис и мертвого доведет до ор­газма»). Битона ей удалось соблазнить в спальне, убранной туберозами. За­тем последовал короткий роман, на протяжении которого их нередко ви­дели вместе. Как­-то раз в фешенебель­ном ресторане за соседним столиком оказался муж леди Каслросс. Увидев женственно одетого Битона в макия­же, виконт удивился: «Не знал, что До­рис лесбиянка».

В конце десятилетия пузырьки на­чали выдыхаться. Битон, уже востре­бованный и высокооплачиваемый фотограф, впервые приехал в Америку, где ему предстояло сделать блестящую карьеру в Голливуде и Нью-­Йорке. К счастью, тяга к экстравагантности так никогда и не оставила его. Апофео­зом стал праздник шампанского, ко­торый Сесил устроил в своем особня­ке в Уилтшире. Многие представите­ли золотой молодежи первой волны собрались в саду. Шатер был украшен цветами и лентами, официанты в мас­ках зверей подавали ужин на тридца­ти столах с ножками в виде фигурок танцовщиц. Сам хозяин переодевался трижды. Разошлась честная компания только в семь утра.

Портрет актрисы Таллулы Бэнкхед 1932.

Портрет актрисы Таллулы Бэнкхед, 1932.

Фото: Фото: Ceсil Beaton © the Ceсil Beaton Studio arсhive; Paul Tanqueray. National Portrait Gallery, London. © Estate of Paul Tanqueray; The Museum of the City of New York. © National Portrait Gallery, London.