Сесил Битон — фотолетописец светской жизни ревущих двадцатых

В честь открытия выставки «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже вспоминаем одну из самых ярких глав в творческой биографии знаменитого фотографа. Сесил показывал золотую молодежь такой, какой она уже никогда не будет.
Сесил Битон — фотолетописец светской жизни ревущих двадцатых

«Костюмированные вечеринки, дикарские вечера, викто­рианские вечера, вечера эллинские, ковбойские, рус­ские, цирковые...» Так Ивлин Во описывал двадцатые го­ды прошлого века, эпоху, когда моло­дое поколение, решительно настроен­ное стряхнуть с себя морок Первой мировой, отдавалось безудержным развлечениям. Веселая, сумасброд­ная и легкомысленная золотая моло­дежь, какой Во изобразил ее в рома­не «Мерзкая плоть», порхала с вече­ринки на вечеринку. В числе порхаю­щих был и фотограф Сесил Битон. Он учился с Во в одной школе, тот его без­жалостно травил. Позже Битон назы­вал писателя «очень мрачной лично­стью», а Во вывел его в «Упадке и раз­рушении» под именем светского фото­графа Дэвида Леннокса, который, «по­хохатывая, вылезает из электромоби­ля новейшей марки и устремляется к зеркалу».

Вечеринка The Bright Young Things в Уилсфорде, 1927.

После школы Битон поступил в Кембридж, где почти не занимался учебой, а посвятил себя фотографии и дизайну костюмов для драмкруж­ка. На портрете того периода ярко накрашенный Битон позирует в розовом шелковом платье, жемчужном колье и шляпке с лентами. В 1925­-м он по­кинул университет без ученой степе­ни, зато быстро стал нарасхват в Лон­доне в качестве светского фотографа. Еще студентом Битону повезло опуб­ликовать две фотографии своей сест­ры Нэнси в «Татлере», а вскоре после этого его познакомили с редактором «Вога» Дороти Тодд. Он моментально влился в аристократическую и теат­ральную среду, а главное – в круг Bright Young Things, которые трати­ли всю свою энергию и воображение на поиск удовольствий. На «детскую вечеринку» гости приезжали в коляс­ках, им раздавали кукол, бутылочки и пустышки, напитки сервировались в манеже. На «литературную вечерин­ку» приглашенные являлись одетыми в соответствии с названием какой­-нибудь книги. В ходу были игры вро­де «Заяц и собаки», «Охота на мусор» и «Делай как я» (в нее играли на при­лавках универмага Selfridges).

Битон не только фиксировал про­исходящее, но и был самым актив­ным участником. Он появлялся на вечеринках в розовом атласе и жен­ском макияже. Или одетым как денди XVII века. Или в образе хозяйки бор­деля. Или в пальто, покрытом яичной скорлупой и розами.

Портрет художника Оливера Месселя на вечеринке Paris in Helen!, 1932.

Портрет поэтессы Эдит Ситуэлл, 1926.

Среди множества друзей Бито­на, которых он фотографировал в то время, был очень богатый и очень манерный Стивен Теннант, сын ба­рона Гленконнера и одной из сестер Уиндхэм, а также будущий дядюш­ка модели Стеллы Теннант. На ве­черинку двойников Стивен пришел в платье румынской королевы Марии Эдинбургской, на театрализованное представление в Гайд-­парке – в обра­зе сильно нарумяненного поэта Шел­ли. На бал-­маскарад Great Pageant of Lovers Through the Ages чудак наря­дился сказочным принцем, а на голове у него был розовый парик. Битон был Люсьеном Бонапартом – в богато украшенном атласном сюртуке.

Любимой моделью Битона, соеди­нявшей два близких ему мира – свет­ское общество и театр, – была леди Диана Купер, дочь герцогини Ратленд, одна из знаменитых красавиц своего времени. Битон писал: «Ее лицо – идеальный овал, а кожа – белый мра­мор. Ее губы как красная сакура, во­лосы – как лен, голубые глаза – как дамасская нигелла». Фотограф запе­чатлел леди Диану в роли Мадонны в спектакле Макса Рейнхардта «Ми­ракль»: в нем светская красавица изображала святую и большую часть действия неподвижно стояла в нише над алтарем.

Еще одна актриса и исключитель­ная красавица, леди Кэролайн Пагет, была племянницей леди Дианы и до­черью маркиза Англси. В ее жизни случился короткий роман с Даффом Купером, мужем леди Дианы. Позже леди Кэролайн вышла замуж за близ­кого друга Битона, сэра Майкла Даф­фа. Сэр Майкл, сноб не большого ума, был в высшей степени приличным че­ловеком, но при этом очень любил оде­ваться в женское.

Увидев Битона в макияже, виконт удивился: «Не знал, что Дорис лесбиянка».

Самого Битона однажды затащила в постель виконтесса Каслросс, она же двоюродная бабушка Кары и Поппи Делевинь (Уинстон Черчилль, говорят, сделал ей однажды комплимент сло­вами «Дорис и мертвого доведет до ор­газма»). Битона ей удалось соблазнить в спальне, убранной туберозами. За­тем последовал короткий роман, на протяжении которого их нередко ви­дели вместе. Как­-то раз в фешенебель­ном ресторане за соседним столиком оказался муж леди Каслросс. Увидев женственно одетого Битона в макия­же, виконт удивился: «Не знал, что До­рис лесбиянка».

В конце десятилетия пузырьки на­чали выдыхаться. Битон, уже востре­бованный и высокооплачиваемый фотограф, впервые приехал в Америку, где ему предстояло сделать блестящую карьеру в Голливуде и Нью-­Йорке. К счастью, тяга к экстравагантности так никогда и не оставила его. Апофео­зом стал праздник шампанского, ко­торый Сесил устроил в своем особня­ке в Уилтшире. Многие представите­ли золотой молодежи первой волны собрались в саду. Шатер был украшен цветами и лентами, официанты в мас­ках зверей подавали ужин на тридца­ти столах с ножками в виде фигурок танцовщиц. Сам хозяин переодевался трижды. Разошлась честная компания только в семь утра.

Портрет актрисы Таллулы Бэнкхед, 1932.

Фото: Фото: Ceсil Beaton © the Ceсil Beaton Studio arсhive; Paul Tanqueray. National Portrait Gallery, London. © Estate of Paul Tanqueray; The Museum of the City of New York. © National Portrait Gallery, London.