Последний зрелищный проект музея – «ММОМА 99/19». Двадцать специалистов из разных областей попробовали себя в кураторском деле. Андрею Малахову, Владимиру Мухину, Илье Лагутенко, Андрею Артёмову, Диане Вишнёвой, Кириллу Серебренникову, Владимиру Сорокину и другим героям «Татлера» позволили покопаться в запасниках музея, выбрать самые выдающиеся, по их мнению, работы и показать результаты в отдельных залах.
В отличие от «Гаража» ММОМА – именно так, на ньюйоркский манер, принято сейчас называть этот московский музей – с серебряной ложкой во рту не родился и залихватски неймдропить художников и гостей вернисажей учился с возрастом. Первый в России музей современного искусства еще в конце восьмидесятых придумал Зураб Константинович Церетели. Концепцию написал в 1994-м. Просил в пользование у Лужкова троллейбусное депо на улице Образцова, задолго до того, как Роман Абрамович положил на него глаз. Но получить желаемое у академика, Героя Соцтруда, народного художника СССР и друга мэра не вышло. Ровно как и с Провиантскими складами на Зубовском, и с ГЭС на Болотной набережной. Тот самый особняк на Петровке Церетели в итоге пришлось у города выкупить. Как вспоминала в интервью журналу «Диалог искусств» первый заместитель директора музея Манана Попова, «в девяностые музей представлялся местом спокойным, тихим, там картины висят, зрители ходят, смотрят, наслаждаются. Зураб сказал: «Нет, давайте сделаем многофункциональный центр». Он с самого начала придумал, что в музее должны быть фотолаборатория, библиотека, звукозаписывающая студия, фонды, лектории, взрослая школа, детская школа». «На тот момент в мечтах профессионального сообщества музей современного искусства должен был выглядеть по-другому и его никак не мог делать Зураб, – добавляет комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Алексей Новосёлов. – Но когда в 2003-м директором стал Василий Церетели, мнение критиков начало меняться».
Начиная с середины двухтысячных, здесь стали проходить выставки бестселлеры – от ретроспективы королевы печальной андерграундной фотографии Нан Голдин до вполне себе буржуазных скульптур Жоана Миро и наивных инсталляций Йоко Оно. Примерно в это же время Василий стал часто появляться в светских фоторепортажах, светские журналисты начали заглядывать на вернисажи не реже арт-критиков, а корпуса музея открывались один за другим.
Первое время благодаря грузинскому гостеприимству Василия в музее были рады самым разным художникам и людям, себя в искусстве пробующим. Например, еще до ювелирно-гусарского периода, но уже с объемной чалмой на голове в музее выставлялся Петр Аксёнов. Вдохновившись мавзолеями миланского Монументального кладбища, он показывал как бы ироничную живопись с надгробиями Christian Dior, Yves Saint Laurent, Chloé, CocaCola, McDonald’s и других модных в 2009-м брендов. В 2017-м ровно в этих же стенах подобный трюк повторил Сергей Шнуров со своей «Ретроспективой брендреализма». Смотрелось одинаково жутковато, но в случае фронтмена группировки «Ленинград» еще и просто вторично.
Лучше Шнурова с Аксёновым музею удалось показать еще один очевидно коммерческий проект – выставку крестного отца стритарта Ричарда Хэмблтона. Живой (в отличие от своих младших приятелей Баския и Харинга) художник на вернисаж не приехал, за него отдувался куратор Владимир Рестуан-Ройтфельд под ручку с мамой Карин. Явной, пусть и негласной целью события была продажа холстов с контурами трупов расплодившимся (во времена нефти по сто долларов за баррель) коллекционерам. Однако в фото-отчетах с вернисажа вместо них блистали Николай Цискаридзе, Валентин Юдашкин, Владимир Глынин и Марианна Сардарова.
К слову, у ММОМА и моды намного больше общего, чем, например, у работ Сергея Шнурова с настоящим искусством. В 2013-м здесь прошел показ Андрея Артёмова. Скорее всего, многие подруги и клиентки дизайнера, включая Илону Столье, Елену Перминову, Наталью Гольденберг и Оксану Он, оказались в этом музее впервые. А многочисленные кураторы, смотрители и топ-менеджмент, вплоть до Зураба с Василием, также в первый раз в жизни почувствовали себя частью столичной фэшн-толпы.
Три года спустя все те же гости блистали на открытии выставки «Fendi Roma: Мастера мечты». «Свой первый арт-заход в Москве итальянцы из Fendi хотели видеть очень живым, народным, бесплатным, – вспоминает концепцию феерии Алексей Новосёлов. – Получилась тотальная инсталляция на восемь залов, посредством которой можно было ознакомиться с базовыми принципами модного Дома. В отдельных комнатах давали мастер-классы: специалисты Fendi показывали, как работают с теми или иными материалами». Главным гостем вернисажа стал Евгений Ваганович Петросян. «Сегодня я наFENDIлся. И еще наKARLушился», – написал в инстаграме народный артист задолго до развода и последовавшей за ним примерки нового плаща от Гоши Рубчинского.
Лучше же всего у сотрудников выставочного отдела ММОМА и кураторов получилось канонизировать местный совриск. Самые громкие ретроспективы были у AES+F, Айдан Салаховой, Владислава Мамышева-Монро и Андрея Бартенева. У последнего она оказалась еще и самой светской. Масштабную выставку «Скажи: я тебя люблю!» музей совместно с фондом Марианны Сардаровой RuArts готовил полтора года. Такой временной промежуток понадобился, чтобы к пятидесятилетию художника освободить нужную дату, отреставрировать старые и произвести новые инсталляции. Работы лично выбирали Василий Церетели и Ольга Свиблова. Желающих поздравить Бартенева было столь много, что вернисаж растянулся на два дня. Первым распоряжался Михаил Друян. В баре образовалось шампанское, в зале – привычный Мише гостевой пул. Ольга Карпуть, Нина Гомиашвили, Вадим Дымов, Вика Газинская, Саша Фролова, Федор Павлов-Андреевич не просто пришли искусство посмотреть и себя показать. Все они в разное время неизменно встречались у Андрея Бартенева на кухне.
Посоревноваться с дуэтом Бартенев – Друян по количеству селебрити на квадратный музейный метр получилось у Леонида Михельсона. По иронии судьбы, именно в ММОМА он делал превью того, что будет происходить в его собственном фонде V-A-C в той самой ГЭС, которую Зурабу Константиновичу в свое время не дал Юрий Михайлович. Генеральный директор фонда Тереза Иароччи Мавика объясняет выбор площадки так: «В условиях отсутствия собственного пространства фонд V-A-C всегда обращался к партнерству с другими культурными институциями, среди которых ММОМА неизменно был дружелюбен и особенно расположен к совместному эксперименту». Работами Луиз Буржуа, Амедео Модильяни, Синди Шерман из коллекции тогда третьего, а теперь первого русского форбса восхищались Ян Яновский, Миранда Мирианашвили, Софико Шеварднадзе, Александр Кибовский, Маргарита Пушкина. Но это те имена, что обычно фигурируют в светской хронике. Самые важные гости опять остались за кадром. «Среди гостей «Генеральной репетиции» были Барт де Баре, директор Музея современного искусства в Антверпене, – рассказывает Тереза Мавика. – Даниэль Бирнбаум, бывший директор стокгольмского Музея современного искусства, Хенрике Креболдер, директор амстердамского Рейксмюсеума. И многие другие».
Вечеринки у музея случались намного реже хороших выставок. Самая запоминающаяся прошла полгода назад в модном и очень красивом ресторане Blanc на Хохловке – гуляли в честь ярмарки Cosmoscow, которая присудила тогда ММОМА звание музея года.
Вообще же разухабистая и хлебосольная часть больших вернисажей начинается обычно за закрытыми дверями особняка Горбуновых на Большой Грузинской. В этом эффектном зеленом доме, бывшем семейном гнезде директора костромской бумаготкацкой мануфактуры, а потом посольстве ФРГ, сейчас живет Зураб Константинович Церетели. О его ужинах слагают легенды. «Это всегда очень закрытая семейная история, очень тонкое пересечение частного и общественного, – объясняет Алексей Новосёлов. – Ужинов, связанных с деятельностью музея, проходит не больше пяти в год. Есть определенные законы дома, традиции, которые никто не может нарушить». «Особняк похож на грузинское палаццо, сверху донизу обвешан картинами, – рассказывает руководитель отдела коммуникаций Gucci в России Мария Лимонова, знаток арт-мира столицы и бывший светский хроникер «Татлера». – Главный инстапойнт – фотографии Зураба со всеми живущими и умершими селебами последних лет, с американскими президентами, с Элизабет Тейлор. Формат ужинов каждый раз одинаковый: в большой столовой накрывают стол на сорок–пятьдесят человек, он заставлен всеми достижениями грузинской кухни. В районе горячего появляются цыгане и поют «Поговори хоть ты со мной». В 00:30 несут хинкали, в конце вечера – «Наполеон». В три ночи все расходятся по домам. Эти ужины не светское мероприятие, их устраивают не для того, чтобы подбить KPI. В числе гостей – всегда профильные спонсоры, музейные люди, дружественные журналисты, послы тех стран, откуда приехали художники. Обязательно встретишь в курилке Ольгу Львовну Свиблову. Все иностранцы, как правило, впадают в дикий восторг».
Среди приглашенных к скульптору московскому и всея Руси однажды оказался его британско-индийский коллега Аниш Капур, открывавший свою первую выставку в России. Вот как тот визит вспоминает бывший главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова: «В Москве Анишу предстояло провести меньше суток. По приветственному ужину было две опции: стол, забронированный для его команды в «Докторе Живаго», и действо, которое в его жизни больше никогда не повторится. Галеристы Аниша спросили, где вероятность встретить местное арт-комьюнити выше. Так вопрос был решен. Аниш смотрел на происходящее с исключительным любопытством. Я вышла покурить ровно под вступление цыган, а когда вернулась, они уже играли лезгинку, а Капур от души танцевал».
В истории Московского музея современного искусства мало драм, зато очень хорошо видно его собственное развитие. Из маленького особняка он вырос в приличную институцию из множества выставочных залов. По светским отчетам с его вернисажей врядли отследишь, как поменялась светская Москва за двадцать лет. Но точно поймешь, что музей обзавелся хорошими влиятельными или попросту симпатичными друзьями. MMOMA – несмотря на свою американизированную аббревиатуру – не модный, но очень человечный, сделавший сам себя музей. Есть ощущение, что у его команды все лучшие выставки и сногсшибательные вечеринки еще впереди.
Фото: Фото: архивы ММОМА; Архив: Tatler