Как пандемия изменила мир искусства

Tatler выяснил, как самоизоляция повлияла на арт-индустрию и что ее ждет в ближайшем будущем.
Как пандемия изменила мир искусства

О спросе

«В кризисное время, как правило, хорошо продаются только признанные имена и работы исключительного качества, — рассказывает художник и журналист Александр Щуренков. — Это хорошо видно по "онлайн-витринам", которые были открыты для галерей вместо реальных ярмарок Art Basel Hong Kong и Frieze. Художники, которых представляют мегагалереи, по-прежнему продаются, при этом активнее всего те, на которые и в "мирное" время существовал лист ожидания. Небольшие и средние галереи при этом заявляют о незначительных продажах». По словам Щуренкова, в обычной ситуации знакомство с новыми именами происходит на стендах международных ярмарок. Воодушевить же потенциального коллекционера путем демонстрации картинки или даже видео в интернете — почти непосильная задача.

Алексей Новоселов, комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, напоминает будущим лауреатам первый закон арт-джунглей: «Кто успел сориентироваться и быть адекватным времени, тот и выходит на первый план». Новоселов утверждает, что сейчас особенно интересно следить за коллаборациями, небольшими инициативами и самоорганизациями художников. Одну из подобных самоорганизаций — сообщество «Шар и Крест» — в фейсбуке весной инициировал Максим Боксер, галерист и устроитель аукционов. На онлайн-продажу в сообществе свои работы выставляют самые разные художники: от малоизвестных до мэтров уровня Айдан Салаховой. Особое впечатление на корреспондента «Татлера» произвело то, что художники в группе покупают работы друг у друга — нечастый, что уж говорить, пример взаимовыручки и тем более ценный, тем дальше перспективы включения арт-рынка в список наиболее пострадавших отраслей экономики России.

Агитирует покупать произведения современных авторов и Александр Бланарь, куратор и директор LH Art Consultancy: «Покупка произведений — то, о чем мы не должны забывать», — говоря о том, что это необходимая финансовая и моральная поддержка культуры. Пример подает основатель галереи Lazy Mike Михаил Овчаренко. Он покупает готовые работы или финансирует их создание. Из последних приобретений — масштабная работа Rise and Shine арт-дуэта Your Mum's Knight. Их выставка Hate/Otherside должна была открыться в марте в новом пространстве галереи, но перенеслась на конец июня.

Your Mum's Knight Rise and Shine, 2018 Дерево, акрил общий размер: 7 x 18 x 5 метров

О творческом процессе в условиях карантина

«Образ жизни многих художников таков, что текущие реалии, в которых требуется большее уединение, для многих привычны», – считает руководитель проекта «ГУМ-Red-Line» Игорь Казаков. Художники согласны с галеристом. Карантинное бытие Александра Щуренкова-художника, к примеру, не предполагает творческой паузы: «Я преимущественно работаю с большими формами — делаю инсталляции. Чтобы не плодить идеи в стол, я в первый раз за последние лет пятнадцать занялся живописью маслом. За ней легко проходит по несколько часов». Некоторые из этих новых работ Александра станут частью проекта, который должен был открыться в Нью-Йорке сначала весной, потом летом и теперь ждет новой даты вернисажа.

К слову, из-за переноса выставок, отмечает Александр Бланарь, над многими авторами перестал висеть дамоклов меч дедлайнов. С одной стороны, художники вздохнули свободнее. С другой, стали чувствовать себя более уязвимыми из-за финансовой неопределенности.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

О диджитализации искусства

Эксперты единогласны: полностью заменить опыт живого контакта с произведением искусства невозможно. «Однако время изоляции — это прекрасная возможность для коллекционеров изучить именно цифровое искусство, которое изначально создавалось для того, чтобы его воспринимать через экран компьютера, телефона или через VR-очки, — объясняет Александр Щуренков. — Возможно, некоторые из собирателей искусства после нескольких месяцев, проведенных дома, заинтересуются цифровым артом серьезно и начнут что-нибудь покупать для коллекции. Для тех, кто хочет понять, что подобное искусство из себя представляет, советую изучить проекты Snark.art, Daata и Acute Art».

Михаил Овчаренко уверен, что с каждым годом переход всего, что связано с искусством, в онлайн будет лишь усиливаться. «На последних онлайн-торгах Sotheby’s были выручены рекордные для такого типа аукционов $13,7 млн, — соглашается Александр Щуренков. — Впрочем, самые дорогие работы, цена которых измеряется в десятках миллионов, уверенно продаются пока только в офлайне». Александр Бланарь также обращает внимание на то, что на онлайн-аукционах продаются менее серьезные вещи, а топ-лоты аукционные дома приберегли для июньско-июльских торгов, которые они надеются провести по старинке, в присутствии коллекционеров, молотка и бокалов с шампанским.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

О модных коллаборациях

Взаимодействие миров моды и искусства с каждым годом становится все интенсивнее. Михаил Овчаренко полагает, что коллаборации художников с фэшн-дизайнерами, помимо прочего, помогают привлекать новую аудиторию на поле современного искусства. Однако, утверждает Алексей Новоселов, мощных, осмысленных проектов, созданных не ради самого факта сотрудничества, пока не много. Александр Щуренков в качестве удачных примеров приводит последние мужские коллекции Dior, созданные совместно с KAWS, Раймондом Петтибоном, Хайме Сораямой, Дэниелом Аршамом.

«У русских современных художников есть потенциал для того, чтобы внести большой эстетический вклад во все привычные товары, — говорит Игорь Казаков. — А посредником между людьми искусства и производителями может стать галерея в ГУМе». Успешно реализованному сотрудничеству международного бренда с отечественным художником радуется Александр Бланарь: «Мы (агентство LH Art Consultancy. - Прим. “Татлера”) организовали арт-проект Swarovski и молодого художника Влада Зорина. Он снял специальную рекламную кампанию марки для России, в рамках одного из проектов в честь стодвадцатипятилетия Swarovski. У них схожее видение и общий источник вдохновения — природа».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

О коллекционерах новой эпохи

«Высоки шансы, что по итогам карантина появятся новые коллекционеры, — надеется Александр Бланарь. — Люди, которые раньше не проводили дома такое продолжительное время, и не думали о том, что стены этих домов может и должно украшать искусство». Эксперты утверждают: живопись по-прежнему остается самым востребованным видом искусства — начинающие собиратели предпочитают понятную форму. «Картины легко перемещать, хранить, перепродавать, и, в отличие от перформативного искусства, не нужно никаких дополнительных приспособлений или людей, чтобы их “активировать», — объясняет Александр Щуренков.

Главный же принцип коллекционирования, по мнению наших комментаторов, останется неизменным: при любых внешних условиях, будь то карантин или мода на тот или иной жанр, приобретать стоит лишь то, что близко лично вам.

Фото: Getty Images/Instagram