Маленький принц: как обучить ребенка хорошим манерам

Британцы славятся вежливостью и безупречным поведением. Главный ориентир для многих из них — члены королевской семьи. Даже маленькие Джордж, Луи и Шарлотта уже умеют держаться на публике и быть сдержанными (хотя без проказ все же не обходится). Наш автор и эксперт по британскому образованию Холли Робертс рассказывает, как заниматься с детьми, чтобы воспитать маленьких принцев и принцесс.
Маленький принц как обучить ребенка хорошим манерам

Видный знаток в области хороших манер Мика Мейер считает: «Основы этикета, которым обучают в детстве, являются инвестицией в будущее ребенка». С чего же следует начать? Первое, что вы должны понять — потребуется много времени. Воспитание — это трудоемкий процесс, требующий терпения, внимательности, уважения и нежности к ребенку. Начинайте на собственном примере демонстрировать, как важны хорошие манеры и вежливость.

Закладывайте основы. Когда малыш начнет самостоятельно формулировать слова, вводите в его лексикон «спасибо» и «пожалуйста» — они станут фундаментом его воспитания. Это правило действует и в королевской семье. Напрасно кажется, что наследники принцев и принцесс избалованы вниманием — они с раннего возраста знают о том, как важна вежливость. Например, известно, что во время визита в Кенсингтонский дворец Барак и Мишель Обама подарили маленькому Джорджу лошадку-качалку. Несмотря на позднее время, юный принц вышел к гостям в пижамном костюме и трогательно поблагодарил их, перед тем как отправиться спать.

Не торопитесь. Чего вы ожидаете от ребенка в 3-4 года? Конечно, хочется, чтобы он понимал, как нужно относиться к людям и вести себя в обществе. Но давайте признаемся — он еще недостаточно взрослый, чтобы постоянно придерживаться правил и быть сдержанным. Вспомните шалость принцессы Шарлотты на регате в 2019 году: Кейт Миддлтон попросила дочь помахать собравшимся, но вместо этого девочка решительно продемонстрировала публике язык. Если даже королевские дети допускают оплошности, не будьте слишком строги к собственным чадам. Если речь идет о небольших проказах, относитесь к ним со спокойствием, но найдите время, чтобы отвести малыша в сторону и объяснить, почему такое поведение недопустимо. А вот если дело дошло до откровенного безобразия — драк и порчи вещей, такое надо пресекать немедленно. Не кричите, но говорите твердо, объясните, почему вы расстроены. До осознанного возраста, примерно 6-7 лет, вам следует мягко и искренне поощрять ребенка за проявления доброты и уважения, давать понять, что намеренная грубость в обществе недопустима.

Учите сочувствию. Одна из задач британской программы раннего развития детей Early Years Foundation Stage — помочь найти и осознать свое место в мире, а также научить пониманию, состраданию и сочувствию. Когда ваш ребенок научится говорить «спасибо» и «пожалуйста», помогите ему понаблюдать за реакцией окружающих на его слова — какие эмоции вызывают у них его вежливые просьбы и благодарность. Поощряйте ребенка за размышления о чувствах и переживаниях других людей. А вот если вы замечаете, что малыш забывает о вежливости, дерзит или грубит, попробуйте натолкнуть на мысль, как бы он себя чувствовал на месте собеседника, какие эмоции вызвало бы такое поведение. Со временем ребенок запомнит, что грубое общение — это совсем не здорово.

Рефлексируйте вместе. Не превращайте процесс чтения книги или просмотра фильмов и мультиков в то, что называется «занять ребенка и забыть о его существовании за делами». Все, чему ребенок уделяет много времени, должно быть осознанно. Даже если это игра или какое-то развлечение, из него можно извлечь пользу — именно так построено воспитание и обучение в британских детских садах. Например, если вы вместе с ребенком читаете книгу, уделите время тому, чтобы обсудить отношение различных героев к происходящему в сюжете. Это поможет малышу узнать, что не все люди одинаковы, что есть разные типажи, и они по-разному себя проявляют, что бывают оптимисты и пессимисты. Говорите о множестве эмоций, не только о «счастье» и «грусти», но и о более сложных — «смущении», «разочаровании», «восторге», «признательности». Так вы поможете ребенку в будущем быть более успешным в коммуникации.

Никаких двойных стандартов. Научить ребенка вежливости и уважительному отношению к другим не получится, если вы сами любите скандалить, грубить и пренебрегать чувствами окружающих. В первую очередь вы должны быть тактичны, внимательны и добры к ребенку: обязательно говорите «пожалуйста», если что-то просите, благодарите и хвалите, если он молодец. Не забывайте о важности зрительного контакта — присядьте или наклонитесь, чтобы быть на одном уровне, а затем пообщайтесь. Так вы дадите понять, что хорошие манеры — это не только использование правильных слов, но и интонации и глаза собеседника.

Навыки дипломатии. Если ребенок груб с окружающими, это, естественно, вызовет у взрослых смущение и разочарование. Но помните, что он еще слишком мал, чтобы полностью контролировать порывы. Мягко поправляйте его, если он ведет себя невежливо, четко формулируйте, что вы хотите, чтобы он не делал так больше, предлагайте правильную альтернативу. Например, если дети ссорятся: «Когда ты называешь своего брата "глупым", это огорчает его. И меня это тоже расстраивает. Пожалуйста, придумай вежливый способ объяснить ему, почему ты считаешь его неправым».

Не теряйте самообладания. Если вы накричите на ребенка, это не поможет — так вы спровоцируете обиду на себя и еще больше расшатаете рамки дозволенного поведения: раз маме или папе можно кричать на меня, значит и я так могу. Не посылайте такое противоречивое послание. Успокойтесь, сделайте глубокий вдох и поговорите с ребенком жестко, но спокойно. Если вы понимаете, что не можете продолжать разговор без повышения голоса, предложите обсудить все позднее, когда вы оба будете меньше сердиться. Но не забывайте об обещании — спустя время, когда вы сможете слушать и слышать друг друга, нужно обязательно объяснить ребенку, что произошло, что было грубым и неприемлемым. Если каприз или истерика случились дома без посторонних глаз, можно попробовать использовать метод герцогини Кембриджской. Он экспериментальный и ужасает королеву, но, судя по всему, работает. Очевидцы рассказывают, что когда Джордж, Шарлотта и Луи «заигрываются» и начинают безобразничать, Кейт превращается в «трехлетнюю девочку». Она отзеркаливает поведение малышей, может даже упасть на пол и начать сучить руками. Наблюдая эту картину, дети понимают, как глупо выглядят со стороны, смеются и прекращают капризничать.

Устраивайте семейные трапезы. Поведение ребенка за столом – это то, с чем у многих родителей возникают проблемы. Будет здорово, если к моменту, когда ребенок пойдет в детский сад, он научится самостоятельно пользоваться приборами и аккуратно есть, не пачкая себя и окружающее пространство. Тем более, что помимо дошкольного учреждения, малышу нужно будет появляться на семейных праздниках, ходить с вами в гости или кафе и рестораны. Умение вести себя за столом — это один из значимых маркеров хорошего воспитания. В первую очередь вам нужно объяснить ребенку, что нужно подходить к столу с чистыми руками и лицом. В моем детском саду мы разучиваем с детьми специально написанную мной песенку Wash your hands, которая длится ровно столько, сколько требуется, чтобы тщательно помыть руки. Кроме того, она делает занятие веселым, чтобы детям было интереснее его выполнять.

Затем необходимо научить ребенка класть салфетку себе на колени перед едой. Помогите понять, что нужно начинать есть, когда это делают все или когда взрослые разрешат начать. Установите правила, что недопустимо держать локти и другие части тела на столе, нельзя издавать неприличные звуки вроде чавканья или хлюпанья, нужно не тянуться через весь стол за едой, а попросить передать. Следует донести до ребенка, что прием пищи в обществе — это не то же самое, что дома. Объясните, как уважать труд хозяина или повара: нельзя говорить плохого о еде, обязательно нужно поблагодарить того, кто ее готовил или принес.

Умножайте успехи. Когда вы заметите, что ребенок научился говорить «спасибо» и «пожалуйста» дома, попросите его попробовать делать так же с друзьями, членами семьи, окружающими взрослыми, например, в детском саду. Так вы продемонстрируете, чего ожидаете от него, если вас нет рядом. Постепенно малыш усвоит, что нужно быть вежливым и внимательным не только под вашим наблюдением.

Далее следует перечисление важнейших поведенческих моментов (коллеги и родители моих учеников называют его «Список миссис Робертс»), которые нужно прививать детям с самого раннего возраста, чтобы развить у них славящиеся на весь мир классические британские манеры:

  • Если ты что-то просишь, говори «пожалуйста».
  • За получение чего-либо, всегда говори «спасибо».
  • Не разговаривай с набитым ртом.
  • Если ты открываешь дверь, оглянись и подумай, не нужно ли придержать ее для кого-то еще.
  • Прикрывай рот во время чихания или кашля.
  • Не забывай о важности «здравствуйте» и «до свидания».
  • Не перебивай, когда разговаривают другие люди.
  • Начинай есть, когда убедишься, что все присутствующие за столом получили еду.
  • Если тебе нужно что-то стоящее на столе далеко от тебя, не тянись, а попроси другого передать необходимое.
  • Когда заканчиваешь обед, не забудь задвинуть стул под стол.
  • Если ты хочешь привлечь чье-то внимание или просишь уступить дорогу, воспользуйся словом «извините».
  • Не показывай на людей пальцем.
  • Если дверь в комнату, куда ты хочешь войти, закрыта, не забудь постучаться и дождаться разрешения от находящегося внутри.

Холли Робертс, основательница британского детского сада Britannia School. Имеет британский диплом по дошкольному образованию и уходу за детьми. Окончила университет Дерби (Великобритания) со степенью бакалавра наук в области психологии с отличием первой степени. Работает с детьми дошкольного возраста более 16 лет. Открыла дошкольные отделения в двух международных учебных заведениях – International School of Moscow и Atlantic International School (теперь Cambridge International School). Основала собственный британский детский сад в Москве, которым руководит в настоящий момент.

Фото: Архив Tatler