Как в Великобритании устроено дошкольное образование, которое получают даже королевские дети

Наш новый автор — педагог Холли Робертс — подробно рассказывает, что из себя представляет дошкольное образование в Соединенном Королевстве. И объясняет, почему за свое счастливое детство маленькие принцы Джордж и Луи и принцесса Шарлотта должны быть благодарны в том числе своей бабушке, принцессе Диане.
Как в Великобритании устроено дошкольное образование которое получают даже королевские дети

В Великобритании дети начинают получать образование довольно рано, и члены королевской семьи тут не исключение. Раньше маленькие принцы и принцессы (например, Чарльз, Анна, Эндрю и Эдвард) учились дома, в Букингемском дворце. Детский сад и педагогов им заменяла гувернантка — так, с наследниками Елизаветы II занималась женщина по имени Кэтрин Пиблс. А после начались серьезные изменения.

Инициатором перемен стала принцесса Диана. В 18 лет будущая принцесса Уэльская начала работать помощницей воспитателя в детском саду Young England в районе Пимлико в Лондоне. В этот период она познакомилась с моделью раннего развития детей – Early Years Foundation Stage, которая ныне признана золотым стандартом образования во всем мире. Диана Спенсер оценила все преимущества этой программы и добилась того, чтобы ее дети — принцы Уильям и Гарри — отправились в дошкольные образовательные учреждения (детские сады Nottingham Hill Nursery и Mynors Nursery School), где обучаются обычные британские дети. Таким образом Диана изменила традицию воспитания наследников. Будущий король Великобритании принц Уильям стал первым членом королевской семьи, получившим дошкольное образование по программе EYFS. Дети самих Кембриджей тоже ходят в детский сад — Кейт и Уильям выбрали Westacre Montessori School Nursery в Норфолке и Willcocks Nursery School в Кенсингтоне.

Британская программа EYFS эффективна и дает замечательные результаты, поэтому в детских садах, применяющих ее, обучаются и будущие космонавты, и учителя, и врачи и наследники престола. Эта модель была закреплена Законом об уходе за детьми в 2006 году, но следовать ей начали гораздо раньше.

Чем же хороша программа? Нужно отметить, что это целый образовательный протокол, в котором прописаны принципы работы с детьми, а также то, какими навыками и компетенциями они должны обладать в определенном возрасте. В Соединенном королевстве этому протоколу следуют все учебные заведения. За тем, насколько качественно и эффективно применяется программа, следит государственный регулятор OFSTEAD. Это ведомство составляет рейтинги, на которые ориентируются родители при выборе детского сада или школы для своего ребенка.

Согласно EYFS, каждый ребенок уникален и имеет способности к обучению. При этом в программа не отрицает, что дети могут развиваться с разной скоростью. В EYFS прописано, что позитивные взаимоотношения с окружающими развивают независимость и самодостаточность. В учебных заведениях создаются благоприятные условия, в которых опыт каждого конкретного ребенка соотносится с его потребностями. Учителя и родители (или опекуны) при этом общаются и устанавливают партнерские отношения.

Принцессе Диане нравилось, что EYFS — это не домашнее обучение в изоляции. Она стремилась показать сыновьям реальный мир, иногда нарушала ради этого правила и отходила от королевского протокола, чтобы продемонстрировать мальчикам возможности вокруг них. Программа раннего развития как раз к этому и стремится — благодаря ей развиваются коммуникационные навыки, грамотность, закладываются основы понимания мира, физического, личного и эмоционального развития. Такой образовательный комплекс помогает детям найти свое место, осознать собственную значимость относительно общества, природы и основных человеческих ценностей. Кроме того, программа учит состраданию и сочувствию.

Нужно понимать, что с первых дней жизни маленькие члены британской королевской семьи находятся под пристальным вниманием – за каждым их шагом и жестом следит общество, на них влияют протокол и традиции. Так что EYFS для детей Виндзоров, в частности для принца Джорджа, Луи и принцессы Шарлотты, это возможность отвлечься от строгих правил. Основа программы — обучение через игру, которая делает процесс максимально органичным и интересным. Педагоги составляют планы на день, семестр и целый год, весь процесс четко структурирован с точки зрения взрослых, но ребенок воспринимает все происходящее как интересную активность, нет давления и принуждения. Если спросить воспитанника британского детского сада, что он там делал, скорее всего, малыш скажет, что играл. Он пока не понимает, что весь его день структурирован так, чтобы помочь ему выйти на требуемый программой уровень знаний и навыков.

Так, к двум годам дошкольник будет знать счет и распознавать основные геометрические фигуры и цвета, в три года начнет изучать фонетику, в четыре — научится писать и читать, а в пять сможет досчитать до ста, познакомится с умножением, делением, сложением и вычитанием, самостоятельно напишет сочинение на заданную тему.

В этом смысле британское дошкольное образование сильно отличается от российского. Здесь, в отличие от Соединенного Королевства, принято считать, что основная функция детского сада — это присмотр и уход. А потом перед школой детей перегружают дополнительными занятиями. EYFS сразу дает полноценное разностороннее образование и развитие, после которого не нужно спешно искать тьюторов.

Чтобы процесс воспитания в саду и дома был одинаковым, Кейт Миддлтон ввела для своих детей ряд правил. Например, они не играют с электронными девайсами (вместо них — обучающие игрушки), имеют возможность открыто рассказывать маме о своих эмоциях, выражать чувства, задавать вопросы. В принцах и принцессе поощряют любознательность, самостоятельность, тягу к творчеству и работе своими руками.

Кроме того, Кейт и Уильям стараются наладить с детьми партнерские и позитивные взаимоотношения. Как ипринцесса Диана, они наклоняются к сыновьям и дочери или присаживаются на корточки (чтобы не смотреть сверху вниз), когда ребенок капризничает или что-то спрашивает. Леди Ди говорила: «Если вы разговариваете с маленьким ребенком или больным человеком, вы должны быть на одном с ним уровне». Теперь эту технику активного слушания используют и Кембриджи.

Холли Робертс, основательница британского детского сада Britannia School. Имеет британский диплом по дошкольному образованию и уходу за детьми. Окончила университет Дерби (Великобритания) со степенью бакалавра наук в области психологии с отличием первой степени. Работает с детьми дошкольного возраста более 16 лет. Открыла дошкольные отделения в двух международных учебных заведениях – International School of Moscow и Atlantic International School (теперь Cambridge International School). Основала собственный британский детский сад в Москве, которым руководит в настоящий момент.

Фото: getty images