За что мы любим Михаила Барышникова

Вспоминаем самые яркие моменты из жизни легенды балета, которому 27 января исполняется 74 года.

Побег из СССР

Весной 1974 года Михаил Барышников вместе с другими советскими артистами отправился на гастроли в Канаду. И больше не вернулся. Непосредственное участие в подготовке его побега приняли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза за несколько лет до этого, и канадский балетный критик Джон Фразер. На официальном приеме после одного из спектаклей он спрятал в обручальное кольцо бумажку с записанными на ней телефонами и передал ее Барышникову, когда сопровождавший его агент КГБ отвлекся.

Как пишет в своей книге «Михаил Барышников: я выбрал свою судьбу сам» Нина Аловерт, Барышников принял финальное решение не возвращаться в СССР за два дня до окончания гастролей. Перед последним спектаклем он встретился с адвокатом Джеймсом Петерсоном и подписал все необходимые бумаги. Ему предложили уже не возвращаться в театр, но танцовщик сказал, что не может подвести труппу.

После спектакля Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, ожидавшую его неподалеку. План чуть было не потерпел крушение: танцовщика много раз вызывали на поклон, а у выхода его ждала толпа фанатов, жаждущих автографа, и в итоге Михаил задержался почти на полчаса. И все же ему удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в нем от своего прошлого.

Михаил Барышников, 1985 год

Любовь женщин

О романах Михаила Барышникова ходят легенды. После того как танцовщик эмигрировал в США, внимание прессы к нему было пристальным — особенно, когда дело касалось личной жизни. То и дело в СМИ появлялись заголовки о новых романах советского гения. Ему в том числе приписывали отношения с актрисами Изабеллой Росселлини, Шэрон Стоун и Кэнди Кларк. Барышников эти новости предпочитал не комментировать и всегда вел себя как джентльмен — ничего не рассказывал о своих женщинах. Впрочем, сам он считал, что его слава ловеласа сильно преувеличена.

«Это глупо. Я просто приглашаю девушку на ужин, а из этого сразу делают большую историю. Моя репутация идет впереди меня. Я должен быть счастливчиком», — говорил он в интервью People, но все же нескромно добавлял, что к девушкам действительно неравнодушен.

Но в 1976 году в жизни Михаила все же появилась женщина, скрывать отношения с которой он не стал, — актриса Джессика Лэнг. Позже артист признавался, что она была одной из немногих, кого он действительно любил.

«Мы познакомились на вечеринке комика Бака Генри, а представил нас друг другу Милош Форман. Помню, я спросил у Милоша: "А это кто еще такая?" Он ответил: "Девушка Кинг-Конга". В общем, у нас случилась любовь с первого взгляда», — рассказывал Барышников.

Михаил и Джессика съехались почти сразу после знакомства и прожили вместе шесть лет. В 1981 году у них родилась дочь Александра, но официально свои отношения они так и не оформили.

Михаил Барышников и Джессика Лэнг

Нельзя сказать, что роман танцовщика и актрисы был тихим и безоблачным. Говорят, они не всегда были верны друг другу. Романы на стороне то и дело приписывали обоим. В 1980 году, например, ходили слухи, что у Барышникова интрижка с Лайзой Миннелли — в то время они вместе участвовали в шоу на Бродвее. Лайза своими комментариями о том, что Михаил талантлив, красив и невероятно сексуален, эти слухи только подогревала. Барышников молчал. Было ли между ними что-то большее, чем просто дружба, так и осталось тайной.

Джессика тоже не сидела без дела. Спустя полгода после рождения их с Михаилом дочери она познакомилась с актером и драматургом Сэмом Шепардом. Говорят, он стал одной из причин ее расставания с Барышниковым в 1982 году — в том же году Лэнг вышла за Шепарда замуж.

Барышников же нашел личное счастье в браке с балериной Лизой Райнхарт. Вместе они воспитывают троих детей — сына Питера, который родился в 1989 году, и дочерей Анну (1992 год) и Софию (1994 год).

Лайза Миннелли и Михаил Барышников

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

Дружба с Иосифом Бродским

Знакомство Михаила Барышникова и Иосифа Бродского состоялось в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей. «Он предложил перейти на ты, но с одним условием: вместо Миша, он, по созвучию, предложил называть меня Мышь… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — "кот Джозеф" — и тут же добавил: “Мяу!” Так мы друг друга и называли до последнего дня нашей дружбы», — вспоминал много лет спустя Михаил.

Несмотря на то что Бродский уже жил в США, а Барышников еще в СССР, они поддерживали дружбу на расстоянии. Именно Барышников забирал из роддома балерину Марианну Кузнецову, которая родила поэту его старшую дочь Анастасию (сам Бродский к тому моменту уже был вынужден покинуть страну).

Когда Михаил бежал в Канаду, а оттуда в США, они с Бродским стали особенно близки. То и дело поэт дарил другу томики собственных стихов — обязательно с посвящением. В 1976 году он даже посвятил танцовщику стихотворение «Классический балет есть замок красоты», в котором были следующие строки:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

С вращением вкруг собственной оси

Рождают тот полет, которого душа

Как в девках заждалась, готовая озлиться!

А что насчет того, где выйдет приземлиться, —

Земля везде тверда; рекомендую США.

В 1988 году Бродский и Барышников стали совладельцами ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке. Танцор вложил туда деньги, накопленные с выступлений, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе.

В январе 1996 года Иосиф Бродский умер. Но Барышников своего друга не забыл. 15 октября 2015 года в Новом Рижском театре состоялась премьера спектакля «Бродский/Барышников», который поставил худрук театра Алвис Херманис. На протяжении полутора часов Барышников сам читает стихи на сцене — лишь иногда живое прочтение заменяет аудиозапись с голосом самого Бродского. Танца в его классическом понимании зритель не видит. Если, конечно, не считать того, что у Барышникова любое движение в принципе — танец.

Билеты на «Бродского/Барышникова» в тот театральный сезон были самым популярным запросом у консьерж-служб. Перекупщики ликовали. Места, начальная цена которых была 40 евро, продавали за 500 — и это если повезет. Накануне премьеры цены взлетели до 1800 евро. Смотреть на выступление маэстро отправилась вся светская Москва. Среди первых зрителей оказались Александр Раппопорт, Ксения Собчак и Максим Виторган, Анастасия и Сергей Рябцовы, Дарья и Станислав Лисиченко.

Михаил Барышников в спектакле «Бродский/Барышников»

Иосиф Бродский

Съемки в сериале «Секс в большом городе»

Даже те, кто далек от балета, знают, кто такой Михаил Барышников. Благодаря сериалу «Секс в большом городе», где он начал сниматься в 2003 году. Михаил исполнил роль Александра Петровского — с ним встречалась главная героиня Кэрри Брэдшоу в последнем сезоне проекта. В интервью в 2013 году Барышников рассказал, что работать на площадке было трудно (съемки длились по 10–12 часов), но интересно, а также признался, что некоторые люди не чувствуют разницы между ним и его персонажем в сериале.

«Кстати, вы знали, что это было не реалити-шоу? Это был телевизионный ситком. Поэтому не нужно спрашивать меня, сколько детей было у мистера Бига и Кэрри. Я не знаю», — рассказывал Барышников.

Сара Джессика Паркер и Михаил Барышников на съемках сериала «Секс в большом городе», 2003 год

Карьера в Голливуде

Популярность Михаила Барышникова в США была сумасшедшей. Иосиф Бродский рассказывал, что однажды увидел портрет друга на стене одного из небольших хозяйственных магазинов и тогда понял, что Барышников — фигура национального масштаба, раз он знаком далеко не только посетителям театров, но и покупателям и владельцам маленьких магазинчиков. Так что неудивительно, что танцора пригласили сниматься в кино.

Его дебютом на большом экране стал фильм «Поворотный пункт», который вышел в 1977 году. Барышников исполнил роль второго плана (сыграл танцора Юрия Копейкина) и получил за нее номинации на две важнейшие кинематографические премии — «Оскар» и «Золотой глобус».

В 1985 году Михаил сыграл в фильме «Белые ночи», где его партнершами по съемочной площадке были Хелен Миррен и Изабелла Росселлини. На экране он примерил отчасти автобиографический образ — танцора, который сбежал от советской власти. Одна из наиболее известных сцен в картине — танец Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

Современное искусство

После переезда в США Михаил Барышников получил то, чего ему так не хватало в СССР — возможность экспериментировать и пробовать новое в танце. Спустя четыре года после эмиграции он перешел из «Американского театра балета» в труппу Джорджа Баланчина из New York City Ballet, который славился своим новаторским подходом. «Время идет, и мне бы хотелось посмотреть на людей, которые двигают искусство вперед», — говорил Барышников.

В 1990 году вместе с хореографом Марком Моррисом он организовал проект «Белый дуб», где занимался изучением и постановкой современного танца. А восемь лет спустя, в 1998 году, Барышников, наклеив на себя датчики, исполнил танец под стук собственного сердца, которое то учащалось, то замедлялось в зависимости от того, какие именно движения выполнял Михаил.

Фото: Getty Images