Финансист Ян Яновский о своих любимых местах в Сан-Себастьяне

Ян Яновский
1 Сентября 2017 в 18:30

Сан-Себастьян

Четыре года назад я был абсолютно заворожен басками и их побережьем. И приехал снова. Это не похоже ни на Испанию, ни на Францию. После ужина в ресторане мне пришла отбивка от ApplePay: «Деньги сняты в Pays Basque», в Стране басков. Баски действительно сами по себе. Потрясающее место, которое не отпускает. За последние годы здесь стало еще интереснее. В Сан-Себастьяне самый большой процент мишленовских ресторанов на душу населения. И это вопрос не люкса, а креативности.

В тот раз мы путешествовали большой компанией, а теперь я с женой и в формате молодого отца. Местные друзья, конечно, доложили, что недалеко от города есть ресторан с баром – Blue Cargo. Где лучшие коктейли и веселые вечеринки. Но мы с Джозефом без няни – за год и два месяца няня у нас продержалась всего двое суток. Так что «кина с вечеринками» не было.

Мы ходили на городской пляж La Сoncha — он как пудра. Не тот, что для серферов, а в бухте. Ребенок там легко заходил в воду, а я осуществлял свои заплывы. Еще друзья показали нам пляж между Сан-Себастьяном и Биаррицем — D’Ilbarritz. Но он не такой идеальный, волн побольше.

В Монако, в музее океана Джозеф полюбил рыбок. Это у нас с женой новое в программе — мы теперь всюду ищем аквариумы. В Сан-Себастьяне аквариум прекраснейший. А рядом с ним в порту — ресторан La Rampa. Мы там ужинали: рыба sole (это вроде камбалы), анчоусы на гриле с чесноком и травами, сардины на гриле… Ребенок у нас некапризный — ест оливки и хамон с дыней. И осьминога, но только если он мягкий.

Ян Яновский с супругой Еленой Фейгин и сыном Йозефом ЯномЯн Яновский с супругой Еленой Фейгин и сыном Йозефом Яном

Сан-Себастьян

Гостиницу в Сан-Себастьяне я выбрал, думаю, самую правильную — Maria Cristina. Она в самом центре: до пляжа — пешком, концертный зал виден из окна. Такое, знаете, understated luxury, стиль Belle Epoque. Ее строил тот же архитектор, что и «Ритц» в Париже, — Чарльз Мевес. Они с таким трепетом относились к Джозефу! Поставили ему белоснежную кроватку в тон интерьеру комнаты. Подарили лягушку в белой отельной ливрее, лягушку зовут Мистер Фрог. К завтраку принесли не слюнявчик, а натуральную манишку. Я, когда выбирал, читал про это место в Lonely Planet. Там пропорции, высокие потолки, легкая такая имитация гранд-отеля.

Мы, естественно, съездили в Биарриц, в любимейший мой отель Du Palais. Но в этот раз энергетика, вкус, coolness, люди — все было на стороне Сан-Себастьяна. Так что Биарриц случился скорее для галочки, чтобы зайти в Goyard. Думали побыть там пару дней, но не стали. Зато на обратном пути поужинали в La Plancha d’Ilbarritz. Повезло, потому что столики они не резервируют. Это бар, который на пару часов днем и вечером превращается в ресторан с sea food, и туда съезжаются все местные. Там фантастическая рыба merlu — ерлуза. Готовят по-разному, есть опция «по-испански» — со сливочным маслом и травами. И к ней вареная картошка со сметаной.

Отель Du Palais, БиаррицОтель Du Palais, Биарриц

Отель Du Palais, Биарриц

БиаррицБиарриц

Биарриц

Самая интересная баскская еда — pintxos, локальная версия тапасов. В Сан-Себастьяне их ставят вдоль барной стойки, а потом считают по палочкам, сколько штук ты съел. Испанские тапасы всем уже известны, а у басков бурлит творчество. Есть места, где pintxos дошли до поистине мишленовского уровня — все, от малюсенького омлета с картошкой до сложных со спаржей и рыбой. В Atari Gastroteka, например, пинткос с осьминогом умопомрачителен. А еще есть заведения Zeruko и A Fuego Negro. В старом квартале, где все эти бары находятся, люди пьют на улице, весело, везде играет музыка, народу полно.

Я заметил — в мире сейчас ренессанс джин-тоника. В Сан-Себастьяне тоже. Кроме него там пьют много сангрии, она бывает белая и красная. Но я любитель белого вина, а у басков хорошие сансеры.

A Fuego NegroA Fuego Negro

Базилика Сан-СебастьянБазилика Сан-Себастьян

Если нужна совсем серьезная еда, то советую Arzak. Три звезды «Мишлен». Мой помощник позвонил туда и спросил, можно ли познакомиться с шефом Еленой Арзак. Можно. Без всякого блата она согласилась лично накормить нас ланчем, в 12.30.

В Сан-Себастьяне есть место с потрясающим мороженым — Loco Polo. Cто видов, лучшее, на мой взгляд, — манговое. Все в форме нашего эскимо на палочке — мне этот маркетинговый ход очень понравился.

Есть и серьезные развлечения — фантастически красивый музыкальный театр Виктории-Евгении, который, скорее, концертный зал. Ну и, конечно, музей Гуггенхайма в Бильбао.

Театр Виктории-ЕвгенииТеатр Виктории-Евгении

Музей Гуггенхайма. БильбаоМузей Гуггенхайма. Бильбао

Музей Гуггенхайма. Бильбао

В Сан-Себастьяне (при том, что тут нет совсем никаких русских, я нашу речь слышал только в Биаррице) нас не покидало ощущение безграничной любви и тепла. Во всем, везде. Моя жена Лена не ест глютен. В ресторане она только начала читать меню и спросила про глютен, а я уже расслышал, как официанты между собой по-испански переговаривались: «Ставьте в печь хлеб без глютена». Когда мы приехали и пошли на набережную гулять, мой ребенок помахал ручкой трем местным бабушкам — Джозеф со всеми общается. Они ему: «Bebe Hermoso! Angel!» Одна подбежала, он дал ей ручку. Так она сказала своим подружкам: «Извините, я должна с ним пойти — он хочет». Так и шла с нами. И не пять метров. Я уж и не знал, как сказать, что дальше мы сами. Другого отношения к себе мы тут не видели.