Школы

Как подготовить ребенка к образованию за рубежом

Tatler
1 Августа 2017 в 16:20

Совет да любовь

Как преуспеть в британской школе?

Инесса Хвостова, управляющий директор Lucullus Educational Consultants.Инесса Хвостова, управляющий директор Lucullus Educational Consultants.

Место английской школы в академических рейтингах — это, как правило, главный критерий для родителей. Но мало кто задается вопросом, в каком окружении ребенок проведет эти пять–семь лет. А ведь именно среда сформирует его личность и будущий круг общения.

К нам часто обращаются московские отличники. Конечно, они стремятся в сильнейшие британские школы — Eton, Harrow, Winchester, Wellington, Marlborough, Rugby. При подготовке уделяют много времени математике и языку, но совсем не занимаются развитием личностных качеств. Был случай: юноша шел в России на золотую медаль и собирался поступать в Хэрроу. А там решение о зачислении принимает директор пансиона, в котором мальчик будет жить. Когда мы готовили претендента к интервью, спросили, что ему важно знать о своих будущих соседях. Мальчик хотел продемонстрировать свою непритязательность и ответил, что ему все равно. Наши английские коллеги тут же объяснили, что директор пансиона сочтет такой ответ высокомерным: решит, что ребенок вообще не заинтересован в общении с людьми. А патрону важно, чтобы его подопечные жили дружно. Мы подобрали для этого ученика ментора, который помог разобраться в культурных тонкостях и потом еще два года вел его в школе.

Одна семья выбирала подготовительную школу, как санаторий, — отправить туда сына и забыть. Когда начался учебный год, родители не захотели поддерживать отношения со школой и абстрагировались от всех проблем. Ребенок заболел? Пусть школа решает, что делать. Выбрать, куда поступать дальше? Пусть школа организует мальчику Итон. Не получается забрать ребенка в первый день каникул? Пусть школа думает, куда его девать. Администрация prep’а была в шоке от такого отношения родителей к сыну, окружила мальчика заботой и поддержкой. Но рекомендовать этого ребенка к поступлению в Итон или Хэрроу директор не мог — туда поступают при поддержке всей семьи в режиме 24/7. Ключ к успеху в подготовке — уверенность в себе. А как ребенок может быть в себе уверен, если родителям все равно, болен он или здоров?


Вы вступаете в закрытый клуб, который требует работы и от ребенка, и от мамы с папой.


Не все знают, что в Великобритании достижения социальные так же важны, как и академические. Один наш ученик в Москве перебивался с тройки на двойку. Родители отправили его в Англию — успеваемость и там не пошла в гору, но он справлялся. При этом личностные качества и спортивные достижения вывели его в число самых популярных мальчиков в школе. Он провел в Великобритании три года, его уверенность в себе росла с каждым семестром. Школа была довольна проделанной работой. В этом и была их задача — помочь ребенку состояться вне зависимости от врожденных способностей. Мальчик был счастлив: он узнал, что может чего-то добиться, чем-то гордиться. Но родители забрали его обратно в Россию, потому что, по их мнению, в Англии ребенку не дали основного — академических знаний.

Нельзя отправить ребенка и лишить его поддержки. Мы заметили, что те наши ученики, у которых возникают проблемы вплоть до исключения, отказались от нашей помощи в подборе опекунской семьи и попросили быть опекунами друзей или знакомых. У нас был душераздирающий случай. Одиннадцатилетний мальчик отправился в престижную подготовительную школу. Он не хотел ехать, боялся. На словах родители обещали ему поддержку и участие, а на деле его сопровождал наш сотрудник. Опекуном назначили знакомого семьи — он путал даты, забывал забрать ребенка на каникулы. Мальчик школу возненавидел. Чувствовал себя забытым, ненужным, нелюбимым. Важно понимать, что вы не просто отправляете ребенка в школу — вы вступаете в закрытый клуб. Членство в нем требует работы и от ребенка, и от вас. Если времени нет, подберите ребенку опытного ментора или опекуна, который будет заниматься этим профессионально.

Важен ли рейтинг при выборе школы?

Дарья Эллиотт, директор компании Connexus Academic Advisors. www.connexusacademic.comДарья Эллиотт, директор компании Connexus Academic Advisors. www.connexusacademic.com

Принято думать, что в Великобритании есть незыблемые вещи — одни из самых дорогих и престижных частных школ. Считается, что в них сложнее всего пробиться и именно они предлагают лучшее образование и легкий путь в топовые университеты Англии и мира. Все не так просто. Не все заведения из списка лучших могут похвастаться высоким процентом поступления в Оксбридж. Такие школы, как Harrow, Eton, Westminster и Wycombe Abbey, планку держат. Но чтобы разобраться, почему некоторые из них имеют серьезную репутацию, не соответствующую опубликованным академическим рейтингам, нужно знать историю системы британских частных школ.

Даже если вы выберете школу с безупречной репутацией, уходящей в века, и твердым процентом выпускников, осевших в Оксбридже, не факт, что она подойдет именно вашему ребенку. Большинство школ имеют тот или иной уклон — спортивный, музыкальный, театральный. Есть даже церковные, например St. Bede’s School, и военные — The Royal Air Force College. Многие британские учебные заведения ставят успехи детей в спорте, музыке и на сцене так же высоко, как их достижения в математическом классе. Вот и получается, что не все их выпускники сдают экзамены на А*, но школы от этого вовсе не становятся плохими. А есть, например, всем известная школа Stowe — она не участвует в рейтингах, при этом ее ученики каждый год показывают высокие академические результаты.


Если академические показатели важнее музыки и спорта, обратите внимание на дневные или государственные школы.


Выбирая школу, нужно смотреть не только на рейтинг, но и на таланты и способности вашего ребенка. При этом у каждой школы есть исторически сложившиеся отношения с определенными колледжами и факультетами или высокий процент поступления в американские и европейские университеты. Поэтому при выборе школы для ребенка нужно действовать как шахматный гроссмейстер — просчитывать на несколько ходов вперед и иметь представление о будущей профессии ребенка.

Если не ставить рейтинг на первое место, то у вас будет более широкий выбор подходящих школ, включая бординговые школы нового типа, дневные школы Лондона и даже государственные. Например, школа North London Collegiate School — дневная школа для девочек, Whitgift — школа для мальчиков в пригороде Лондона или Hills Road Six Form College — государственная школа в Кембридже. У этих учебных заведений отличные академические результаты, но, возможно, они не так известны за пределами Великобритании.

Изучите весь спектр школ заранее. Процесс поступления в престижные учебные заведения достаточно сложный, многоступенчатый и к тому же дорогостоящий. Было бы неприятно потерять деньги, время и силы на то, что не подойдет вашему ребенку. Лучшая школа — та, что ставит таланты и успеваемость вашего сына или дочери превыше всего. У которой есть вся необходимая инфраструктура для любых их занятий. Та, что откроет двери к поступлению в самые лучше университеты не только Англии, но и Соединенных Штатов и Европы. Если вы чувствуете, что школа больше озабочена своими рейтингами, чем развитием талантов вашего ребенка, — подумайте дважды.

Как поступить в лучшие университеты США?

Даниэль Лабриола, консультант по университетам США Carfax Consultants. www.carfax-consultants.comДаниэль Лабриола, консультант по университетам США Carfax Consultants. www.carfax-consultants.com

Чтобы подготовиться в Принстон, Гарвард, Беркли и другие заведения такого уровня, представьте себя на месте члена приемной комиссии. В заявлении вузы США хотят видеть в первую очередь индивидуальность будущего студента. Впишется ли этот человек со всеми его аттестатами, оценками, достижениями и увлечениями в закрытый мир именно этого университета? Конечно, они обратят внимание на высокие отметки. Но хотят, чтобы отличник был еще и самым спортивным, общительным и амбициозным, причем как за партой, так и вне стен университета. Если проще, то комиссия ищет старосту математического кружка, капитана футбольной команды (по американскому футболу, конечно) и председателя школьной модели Организации Объединенных Наций в одном лице.

Первое, что я советую ученикам и их родителям, нацелившимся на США, — начать работать над заявлением в первый же год старшей школы. Записывайтесь в кружки, завоевывайте награды, наметьте несколько целей и идите к ним. Чтобы в заявлении было сполна отражено, какая интересная, активная и мотивированная личность подает заявку в приемную комиссию. Эту работу не сделать за одну ночь. А любое письмо, за которым приемная комиссия не увидит блестящего студента и увлеченного человека, будет отложено.

Американцы полагают, что к четырнадцати-пятнадцати годам ученик уже добился каких-либо успехов в спорте и поработал волонтером. От себя добавлю, что лучше дольше и интенсивнее, например три-пять лет, заниматься пятью вещами, чем накопить в резюме двадцать кружков, но не задержаться ни в одном дольше чем на два-три месяца. Качество важнее, чем количество.

За год до поступления полезно провести лето в американской летней школе (лучшие собраны на сайте www.summer-guide.com). В университетах такой опыт оценят. Во-первых, приемная комиссия поймет, что вы там познакомились с системой высшего американского образования и представляете себе жизнь в университетском кампусе. Во-вторых, это хороший пункт в резюме, о нем следует упоминать на всех вступительных интервью.

Длинный и содержательный список внеклассных достижений — обязательное условие для поступления в лучшие вузы Америки. Все увлечения, достижения, стажировки, волонтерские проекты должны показать ребенка с лучшей стороны. Потому что университету нужен не только набор отметок, но человек целиком. Чем ярче и разностороннее личность, чем больше выделяется из толпы, тем заметнее она будет для приемной комиссии.

Каковы тенденции в сфере среднего образования?

Нина Колташова, директор компании ITEC. www.itecgroup.ruНина Колташова, директор компании ITEC. www.itecgroup.ru

Хотя британское образование — одно из самых традиционных в мире, там тоже случаются перемены. Если у вас и вашего ребенка цель самая высокая, нужно их учитывать.

На авансцену вышли так называемые Sixth Form Colleges — в отличие от традиционных британских школ сюда принимают только взрослых детей (шестнадцать-семнадцать лет) и два года готовят их к поступлению в университеты. Один из лучших, завоевавший первые места в самых уважаемых образовательных рейтингах, — Cardiff College. Из последнего его выпуска (это около ста пятидесяти студентов) на медицинские факультеты поступила сразу треть. Притом что медицина в Англии — самое престижное и труднодостижимое образование. Двадцать один выпускник отправился в Оксбридж, девятнадцать — в LSE. Такие результаты бывают у Итона — и только.

Система обучения в таких колледжах сильно отличается от бордингов и государственных школ. Время здесь расписано по минутам и уходит только на достижение высочайших академических результатов. Каждым ребенком занимается отдельный тьютор, который внимательно, бережно и требовательно ведет его к заветной цели — поступлению в лучший университет. В Sixth Form Colleges постоянно тестируют студентов, организуют встречи с экспертами и профессорами, организуют поездки в выбранные молодыми людьми альма-матер.

Университету нужен не набор отметок, а интересный и мотивированный человек.


Еще одна тенденция, на которую стоит обратить внимание, — успех менторских программ. Задача менторов — максимально раскрыть потенциал ученика. После того как ребенок и его родители определятся с целями обучения, наставник поможет извлечь все возможное из школьной программы и использовать свободное время и дополнительные занятия так, чтобы они тоже шли на пользу главному делу.

Ментор подбирается индивидуально в зависимости от особенностей ребенка и цели его обучения. Как правило, это молодые выпускники Оксфорда и Кембриджа с ученой степенью и педагогическим опытом. Для детей такие учителя — источник вдохновения и пример для подражания.

Ментор общается с учеником еженедельно, у него есть время выстроить доверительные отношения. Выявляет слабые стороны и помогает сделать все, что возможно, для поступления в выбранный вуз. Деликатно оценивает личные качества ребенка, помогает ему стать более открытым и общительным, учит быть лидером и не бояться публичных выступлений, быть спортивным и креативным — это ценят в британских школах и университетах.

Одна из важнейших задач ментора — отполировать до блеска английский язык будущего абитуриента. Даже после нескольких лет в Британии многие дети не до конца понимают тему урока. Им трудно писать рефераты и выступать перед комиссией. Ментор поможет отточить стиль и окончательно переступить языковой барьер. Он держит связь со школьным тьютором — получает отчеты об успеваемости и исходя из них может сфокусировать внимание ребенка на том, что хуже получается.

Что нужно знать о британских вузах?

Екатерина Аметистова, партнер образовательных компаний BL Study и Bruton Lloyd. www.brutonlloyd.comЕкатерина Аметистова, партнер образовательных компаний BL Study и Bruton Lloyd. www.brutonlloyd.com

Будьте готовы, что потребуется очень много усилий. Английские дети последние два года старшей школы готовятся по двадцать четыре часа в сутки, без выходных и каникул. Считается, что эти два года — самые напряженные в жизни любого амбициозного человека.

Начнем с языка. В университетах жесткие требования к уровню английского — чем престижнее вуз, тем выше. Кембридж и Университетский колледж Лондона требуют 7,5 балла за экзамен IELTS (что равно верхнему уровню C1), университеты рангом пониже сдвигают планку, но ни один не берет студентов с баллом ниже 6,0 (B2), а это предполагает достаточно свободное владение языком, причем как устным, так и письменным.

Структура британского высшего образования отличается от российского. Там в университете учат три года и дают диплом бакалавра. Есть, правда, исключения — некоторые специальности предполагают так называемый сэндвич-курс, то есть год обучения в другой стране. В медицинских вузах учатся, как правило, пять или шесть лет. На первый взгляд, если сравнивать российские пять лет (или четыре года бакалавриата) и английские три года, то сравнение не в пользу Великобритании. Но последние два года в английской школе — такие же серьезные, как первые два в наших вузах. То есть поступление на первый курс в Англии можно приравнять к поступлению на третий в России.

Российский аттестат в Британии в принципе признается, но права быть зачисленным на первый курс хорошего университета не дает. Можно поступить в сильный российский вуз, а после первого (лучше даже второго) курса подать заявление в заветный британский университет. Таких студентов рассматривают в индивидуальном порядке, и если результаты впечатляющие, а уровень языка достойный, то формальных причин для отказа у комиссии нет.

Можно сразу после окончания российской школы уехать в Англию на A Level или IB, но в престижных школах есть ограничения по возрасту — не все возьмут семнадцати-, восемнадцатилетнего. Если интенсивное изучение A Level и IB вам кажется слишком сложным, можно пойти по пути наименьшего сопротивления — сдать экзамены BTEC. Вместо заключительных госэкзаменов вам нужно будет написать и защитить курсовые работы. С такой квалификацией не пустят на высшую математику или теоретическую физику, но на прикладные факультеты, например на информатику или бизнес, могут взять даже в такие университеты, как UCL или City, University of London.


Мощный тренд — это Sixth Form Colleges, они два года очень интенсивно готовят в университет.


Многие слышали о программах Foundation в британских вузах. К сожалению, есть подводные камни. Формально Оксфорд рассмотрит заявку от выпускника Foundation из Манчестерского университета, но в реальности, как нам рассказали в приемной комиссии, случаи поступления поcле Foundation вуза рангом ниже можно пересчитать по пальцам. Foundation того заведения, куда вы планируете поступать, тоже не гарантирует успеха. Некоторые университеты оставляют себе не больше 30% выпускников подготовительного курса. Остальным приходится идти в университеты попроще или возвращаться домой.

Поступить в Оксбридж сложно, кто бы спорил. Но, выбрав правильную тактику, можно сильно увеличить свои шансы. Есть специальности, на которые конкурс не так высок, — ищите и выбирайте. Слово «Кембридж» в любом случае обрадует потенциального работодателя.

Оксфорд и Кембридж проводят обязательное интервью со студентами, прошедшими предварительный отбор и — по некоторым специальностям — сдавшими дополнительные экзамены. Интервью может представлять собой углубленный тест по специальности, просто интеллектуальную беседу о текущих событиях или разбор литературного произведения. Интервью — субъективный этап, своеобразная лотерея. Но и у этой игры есть стратегия. Оксфорд и Кембридж состоят из колледжей. Абитуриент поступает не столько на определенную специальность, сколько в конкретный колледж. У каждого — свои традиции и история. Например, если претендент хочет на математику, но при этом еще и талантливый музыкант, то у него будет больше шансов в колледже с сильными музыкальными традициями, который захочет взять себе подходящего студента. А на колледж с сильными языками музыка не произведет должного впечатления.

Одни из самых сложных для поступления — медицинские факультеты: конкурс туда выше, чем на любые другие. Будущим медикам нужно пройти три этапа. Первый — желательно сдать все GCSE и A Level на A*, то есть высший балл. Затем их ждут экзамены BMAT или UKCAT (нестандартные задачи по математике, химии, биологии, физике, аргументированный разбор научной статьи, а также эссе на тему этики в медицине), к которым готовиться надо самостоятельно. Потом проходит серия интервью. Вопросы могут быть любыми — от олимпиадных задач по математике и биологии до морально-этических проблем. Одну нашу студентку спросили, чем клинические испытания новых лекарств на пациентах лучше испытаний на животных, которые в данный момент запрещены во многих странах. Еще одно обязательное условие — наличие практики во время обучения в старшей школе. В больницах, домах престарелых, у семейного врача, в школах для детей с особенностями развития, в разных странах — чем больше, тем лучше.

Когда отправлять ребенка в Великобританию?

Светлана Букина, президент компании Oxbridge Trinity Partners. www.oxbridge.proСветлана Букина, президент компании Oxbridge Trinity Partners. www.oxbridge.pro

Как мама пятерых детей я убеждена: главное в нашей жизни — семья, любовь, теплые отношения и понимание близких. Маленьким нужно быть рядом с мамой и папой. Нашей компании удалось вывести оптимальную формулу подготовки к поступлению в школы Соединенного Королевства, при которой ребенок остается в России с родителями до тринадцати-четырнадцати лет. Во-первых, начинать заниматься английским желательно с трех лет — вместе с проживающим в семье интеллектуальным гувернером из Великобритании. Во-вторых, мы следим за комплексным развитием личности ребенка — для британских школ это важно. В-третьих, постепенно знакомим с британской культурой, организуем поездки, но следим, чтобы ребенок не потерял связи с Россией.

Активное обучение до семи лет способствует тому, что ребенок станет билингвом или полилингвом. Но высокий уровень знаний можно обеспечить и в более взрослом возрасте. Исходя из личного опыта, советую не тратить время на так называемые международные школы — по крайней мере на те, где преподаватели из Канады и Польши, а уровень их языка не вызывает доверия. Приходящие на несколько часов репетиторы тоже не дают идеального результата. Только проживающий в семье гувернер с безупречным произношением, блестящим образованием и широким кругозором может стать для ребенка идеальным наставником.

Приведу пример. Мой сын начинал учить язык с российскими преподавателями, а в выходные занимался дополнительно с носителями языка из одной московской международной школы. Результатов, на которые я рассчитывала, не было. Российским преподавателям не хватало знаний британских реалий, а у учителей из international school не было британского произношения. Кроме того, они не давали представления о духе и ценностях английского образования. После такой подготовки сыну было сложно адаптироваться к учебе в Великобритании. Мне пришлось почти что переселиться в Лондон, чтобы его поддерживать. Не говорю уже о том, каких трудов стоило перевести его из international school в британскую школу с достойными традициями и правильной атмосферой.


В британской школе для детей с дислексией мальчик очень подтянулся в учебе и научился играть на саксофоне.


Часто спрашивают, нельзя ли остаться в России и получить достойное образование? Можно, но сильных школ и вузов у нас немного. И если родители видят ребенка в крупной международной компании, то стоит подумать об учебе в Англии. Там уникальный подход к развитию интеллекта, творческого начала, самостоятельности, коммуникативности — все это дает британское образование. Главный плюс — индивидуальный подход к каждому ученику. Бывает, что талантливым детям плохо дается учеба в России. Это потому, что школы заточены на усреднение детей, чтобы все знали обо всем и по чуть-чуть. Как только за парту садится ребенок, не вписывающийся в формат, у него начинаются проблемы. Мой опыт говорит, что в правильно выбранных школах такие дети расцветают. Педагоги создают доброжелательную атмосферу, находят с воспитанниками контакт и учат верить в собственные силы. Вдохновляют и мотивируют, вовлекают в учебный процесс не палкой, а через близкие детям хобби. Вот один пример из нашей практики. Мальчик с дислексией сильно отставал в учебе. Российские школы его деморализовали, везде результат был один — плохие отметки и нежелание учиться. В британской школе для детей с дислексией он очень подтянулся в учебе, научился играть на саксофоне, подружился с одноклассниками и нашел себя. А все потому, что образование в Англии дифференцированно и дает шанс каждому стать успешным и реализовать свой потенциал.

Я призываю родителей быть внимательными, по-хорошему въедливыми, тщательно взвешивать все за и против. Не рекомендую отправлять за границу детей до одиннадцати лет. В России сильная начальная школа, пусть она даст ребенку необходимый пласт родной культуры и базовые знания по основным предметам. Важно, чтобы ваши сын или дочь не потеряли родной язык, устный и письменный. А с одиннадцати лет они спокойно интегрируются в английскую среду, осознавая себя при этом русскими.

Как не ошибиться в выборе школы?

Валентин Щукин, директор компании «Альбион». www.albioncom.ruВалентин Щукин, директор компании «Альбион». www.albioncom.ru

Сейчас очень много пишут о возможностях и преимуществах британских школ-пансионов. Но аналитической, критической информации в этом потоке мало, а она действительно необходима для принятия оптимального решения при выборе школы.

Очень важно аккуратно относиться к отзывам и обсуждению на форумах и в социальных сетях. Но еще важнее начать не с потока отрывочных сведений, а с обсуждения на семейном совете главных вопросов: кем быть, чему учиться, где себя применить, где жить? Без этого трудно будет подобрать оптимальный вариант зарубежного старта для своего наследника. Только после получения насколько возможно точных ответов на эти вопросы следует переходить к частностям: в каких странах, в каких учебных заведениях он будет получать образование. Многие просят у эксперта «просто рекомендацию о лучших учебных заведениях за рубежом», ошибочно считая такую информацию золотым ключиком, с помощью которого удастся решить все образовательные и воспитательные задачи.

Возвращаясь к теме британских школ-пансионов, нужно обратить внимание на необходимость понимания со стороны родителей не только достоинств, но и недостатков образовательных программ в британских частных школах. Особенно следует упомянуть такую особенность британской образовательной программы, как ранняя специализация. Фактически это означает, что с четырнадцати лет школьника вынуждают отказываться от ряда привычных для нас общеобразовательных предметов в рамках основной учебной программы. Нередко возникают дилеммы «история или география», «французский или испанский», «химия или физика» из-за так называемого модульного подхода к выбору учебных предметов (когда нельзя взять больше двух предметов из одного блока дисциплин), что далеко не всегда правильно для полноценного образования.

В серьезных британских школах-пансионах указанные проблемы частично решаются за счет дополнительного (факультативного) образования и очень хорошего (а зачастую блестящего) преподавательского состава. Но образовательные пробелы тем не менее не исключены. Кстати, модульный подход в Великобритании планируется изменить в рамках начавшейся реформы. Но неизменными останутся минимально необходимые — всего три — зачетные для выпускника дисциплины.

Такое узконаправленное образование может в дальнейшем создавать затруднения. Поэтому, если для достижения намеченной цели наследнику требуется разносторонняя подготовка, не жалейте его времени (как правило, каникулярного) и ваших денег. Дополнительные пять-шесть процентов к основному бюджету могут стать страховкой от неприятных сюрпризов. Подобно тому как хороший бриллиант получается длительной шлифовкой разных граней алмаза, так и для получения хорошего образования ребенок должен взять все лучшее от различных образовательных систем и ведущих учебных заведений — в России, Великобритании, мире.

Если вы заинтересованы в том, чтобы отправить ребенка на учебу в Великобритании, то самую полную информацию о школах можно получить на ежегодном мероприятии Tatler Schools Live!, которое пройдет 9 октября 2017 года в Лондоне. Там соберутся представители лучших подготовительных и общеобразовательных школ Великобритании. Они расскажут о своих учебных программах и ответят на вопросы. Стоимость входного билета — £175 или £300 за двоих.


ТЕГИ: Tatler Teen, School
Источник фото: walter chin/trunk archive/photosenso; из личного архива

Читайте также
Закрыть

Вход

Забыли пароль?
У вас ещё нет логина на сайте Tatler? Зарегистрируйтесь