Все женщины Кристиана Диора

21 января 1905 года в в Гранвиле родился Кристиан Диор. В честь дня рождения кутюрье вспоминаем его главных муз.
Музы Кристиана Диора главные женщины в жизни модельера

Кристиан Диор в окружении моделей

В 1949 году некая предсказательница пообещала Диору, что он будет много путешествовать и его ждет большой успех: «Однажды вы останетесь без денег, но женщины будут благосклонны к вам, и с их помощью вы преуспеете в жизни. Успех принесет большую выгоду, и вам не раз придется плыть за море». Все так и вышло. Женщины сыграли самую главную роль в жизни маэстро.

Мадлен Диор

«Она была тоненькая, как тростинка, и ела очень мало», — в мемуарах Кристиан пишет о матери редко и местами скупо. Хрупкая аристократичная Мадлен была для него королевой, сосланной в нормандскую глушь. Она одевалась как настоящая красавица Belle Époque и окружала себя прекрасными цветами. Именно ее элегантность Кристиан воспел в своих коллекциях, начиная с самой первой.

Диор любил гулять с матерью в саду «Румба» на их вилле в Гранвиле. Они собирали цветы, Кристиан запоминал их названия и ароматы. Затем часами составлял букеты. Мадлен больше всего любила ландыши, и Диор считал их своим талисманом. Позже кутюрье вышивал эти цветы на подолах платьев из своих коллекций на удачу, а на показах украшал ими петлицу своего пиджака.

Семья Диор в саду «Румба» их виллы в Гранвиле

Марлен Дитрих

Она — немка, добровольно бежавшая от нацизма в Голливуд, а потом во Францию, он — француз, влюбленный в немецкую культуру. Оба — страстные поклонники искусства, маниакальные перфекционисты. После войны Дитрих обосновалась в Париже, на авеню Монтень, напротив отеля «Плаза Атене», в двух шагах от модного дома Диора.

Оба жили в условиях строжайшей дисциплины и любили мечтать. Марлен была самой верной заказчицей Диора. Каждый сезон она совершала набеги на парижские модные дома, и ее добычей неизменно становились лучшие вещи из новой диоровской коллекции.

Когда Эдит Пиаф выходила замуж, Марлен, на правах лучшей подруги певицы, заказала ей свадебное платье у маэстро. Это была точная копия платья из муслина, которое он когда-то создал для нее. «Она сама одела подругу, повесила на ее тонкую шейку крестик от Картье и вручила невесту ее избраннику», — пишет в своих воспоминаниях дочь Марлен Мари Рива.

Марлен прекрасно разбиралась в диоровской косметике и покупала себе пудру, духи и помаду только Dior. Она отчаянно защищала Кристиана перед Альфредом Хичкоком, настаивая на том, чтобы именно он занимался костюмами к фильму «Страх сцены», когда произнесла знаменитую фразу: «Нет Dior – нет Дитрих!»

Марлен Дитрих держит в руках приглашение на показ Dior

Модели и подруги

У всех манекенщиц Кристиана должны были быть особенные, диоровские лица. И одной из самых ярких его звезд была Виктуар. Она была небольшого роста, но Диор говорил, что в ней есть «богемный дух квартала Сен-Жермен-де-Пре». Когда Виктуар впервые вышла на подиум, и в прессе, и среди клиенток поднялась буря негодования: «Как вы решились выпустить на дефиле такую манекенщицу? Что за манеры! Что за стиль! И вообще у нее плохая фигура». Но Диор не обращал внимания на весь этот шум, и Виктуар очень скоро стала настоящей звездой. Именно для нее в 1954 году он изобретает свой силуэт H.

Силуэт New Look представляли Кука Денис, Мари-Терез Вальтер и Люси Дофар. Все они работали на Диора десятилетиями и были очень близки с дизайнером. Денис была одной из тех, кого Кристиан взял с собой на знаменитый показ на Красной площади.

Рядом с Кристианом всегда стояли покровительницы дома Dior: Раймонда Занакер, управляющая студией Маргарет Карре, заведующая мастерскими Митца Брикар и Сюзанна Люлен, управляющая отделом продаж. С Люлен Диор дружил еще с гранвильских времен, Раймонду называл своим вторым я, а Митца была его близким другом, коллегой и главным советником. С момента основания модного дома она была главным стилистом и специалистом по аксессуарам. Без ее одобрения ни один эскиз не шел в работу. Диор говорил, что она «сделала элегантность единственной целью своего существования».

Арт-директор журнала Vogue Александр Либерман говорил: «Она была его танцовщицей, его куртизанкой. Шелест ее голоса, ее жемчуг, точка зрения обо всем и одновременное безразличие к происходящему. Она была воплощением женственности и соблазна». Митца Брикар обожала меха, леопардовый принт, шляпки с вуалью и туфли на шпильке. Она вдохновила Диора на создание коллекции с хищными принтами, и даже после ее смерти модный дом продолжал выпускать ароматы и ювелирные украшения, посвященные музе великого кутюрье.

Кристиан Диор и Виктуар

Виктуар в платье Amadis на показе Dior осень-зима, 1954

Виктуар демонстрирует платье Coquine на показе кутюрной коллекции 1959 года. В первом ряду Одри Хепберн

Митца Брикар

Фото: Getty Images, Dior