Что делать, если ваш ребенок хочет быть Марой Багдасарян

Наш новый колумнист – профессор психологии Марина Мелия – учит искать подходы к детям, которых не пугают ни аварии, ни полиция, ни штрафы, ни даже приглашение на шоу к Андрею Малахову.
Лекарство от экстрима что делать если ребенок гоняет на автомобиле

Марина Мелия – мама троих детей, профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, автор книг «Бизнес – это психология», «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные/богатые дети». В свое время, работая над школьным приложением к «Татлеру», мы всей редакцией зачитывались ее «Детьми» – потому что многие описанные там проблемы до боли знакомы нашим героям и читателям. Теперь Марина – наш колумнист по непростому воспитательному вопросу. Раз в две недели она будет отвечать на ваши письма – их можно отправлять на адрес web@tatler.ru

Живите дружно!

Марина Мелия

«Наш сын вырос смелым, решительным, даже отчаянным. Его тянет к экстремальным развлечениям – он гоняет с друзьями по ночной Москве, а мы не спим, ждем, нервничаем. Недавно вот попал в аварию. Не хочется его ломать, но и вытаскивать из сложных ситуаций тоже надоело. Как направить его энергию в мирное русло?»

Анна, Москва

Молодых людей, которые собираются на знаменитой «смотре» на Воробьевых горах, а потом устраивают «гонки без правил», действительно ничто не пугает – ни перспектива попасть в аварию, ни полиция, ни штрафы. Они считают экстрим проявлением удали и бесстрашия. Но на самом деле стрит-рейсинг никак не связан с этими качествами. Это всего лишь способ доставить себе удовольствие — опасный не только для самого «гонщика», но и для окружающих. А за ним стоит попытка заполнить внутреннюю пустоту, невозможность ощутить радость, полноту жизни без «искусственных добавок» и «эмоциональных стимуляторов».

Ощущение удовольствия, радости, счастья необходимо любому человеку. Вопрос: как и за счет чего оно достигается? Большинство из нас испытывают радость, реализуя свои желания и мечты. Стремление к цели заставляет нас прилагать усилия, концентрироваться, подниматься, если споткнулись и упали, снова идти вперед. Чем масштабнее цель, чем труднее она дается, тем больше радость от ее достижения.

А теперь представим молодого человека, в жизни которого нет целей. Ничто его не увлекает, у него даже нет возможности более или менее долго о чем-нибудь помечтать – когда финансовые возможности родителей практически неограниченны, ты получаешь желаемое «по первому свисту». И тогда «просто жизнь» кажется пресной, бессмысленной. Помните, у Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Нужен стимул – и посильнее! В ход идет экстрим. А если острых ощущений все равно не хватает, наступает очередь алкоголя и наркотиков.

У каждого из нас свой темперамент и «градус удовольствия» тоже свой. Но сути это не меняет: экстрим – это попытка получить удовольствие, не затрачивая особых усилий. При этом мы говорим именно об удовольствии, а не о радости. А это разные вещи.

Удовольствие – это реакция организма, а не личности. Достаточно выпить чашечку кофе, вкусно поесть, пройтись по магазинам – и цель достигнута. Но у таких стимулов очень короткий «срок годности», они быстро теряют привлекательность, тускнеют и требуют обновления. Для радости, счастья нужны более сложные стимулы, осмысленные действия и позитивный результат. И здесь простых внешних стимулов – какими бы яркими, будоражащими воображение и щекочущими нервы они ни были – уже недостаточно.

После того как мы назвали вещи своими именами, легче понять, что же делать. Надо ни много ни мало вернуть ребенку способность получать радость от жизни «мирным» способом. А для этого необходимо развивать у него внутренние стимулы, связанные с личностными достижениями. Задача сложная, особенно если время упущено и ребенок уже вырос, но осуществимая. Путь лежит от внешних стимулов, которые дают родители, к внутренним, которые молодой человек будет находить сам. Начать надо с того, чтобы понять, что еще, помимо гонок, привлекает ребенка. Проговорить с ним, обсудить это, повысить мотивацию и поставить на пути к желаемому некие препятствия. Например, сын или дочь хочет начать собственное дело? Прекрасно. Но пусть сначала получит диплом бизнес-школы. Поучиться два-три года вдали от дома – в другом окружении и располагая ограниченным бюджетом – это очень полезный опыт. Потом пусть напишет убедительный бизнес-план и, как положено, защитит его перед нами как перед инвесторами.

Дать средства на стартап – это внешний стимул, но от него уже можно переходить к внутренним. Рано или поздно у молодого человека появится желание ставить собственные цели и достигать их. Развивая внутренние стимулы через внешние, мы помогаем наполнить жизнь ребенка смыслом, сформировать систему ценностей, учим понимать, что на самом деле стоящее и важное в этой жизни, а что – нет. Если он занимается чем-нибудь, что доставляет удовольствие не только ему самому, но и приносит пользу другим, его деятельность и само существование становится осмысленным.

Внутренние стимулы не вызывают чувства пресыщения, их не бывает «слишком много». Достигнув одной цели, мы сразу же ставим перед собой следующую. Может наступить физическая усталость, но не апатия, не желание «взбодриться» за счет чего-то экстремального.

Есть и еще одно, очень действенное «лекарство от экстрима». Вы говорите, что вам надоело вытаскивать сына из очередной переделки. В таких случаях на вопрос «Что делать?» я всегда отвечаю: «Не надо все время повторять, как вам это надоело, – просто перестаньте вытаскивать, отмазывать, возмещать».

Не надо тут же оплачивать штрафы, ремонтировать машину, покупать новую. Как говорил Жан-Жак Руссо, пойдем «методом естественных последствий»: если ребенок разбил окно, не вставляйте стекло, пусть заткнет подушкой и спит без нее. Можно погоревать вместе с сыном, но решать проблему он должен сам – найти деньги на штраф и ремонт, заработать на новый автомобиль. Все начинается с малого. Если мы при первом же проступке звоним кому надо и улаживаем дело, мы тем самым даем зеленый свет новым, более серьезным нарушениям. Возникает иллюзия избранности – «кто я, а кто остальные? Мне можно все!» – и иллюзия существования некоего спасителя: он придет и все разрулит.

Предоставляя детям возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, мы помогаем им расстаться с этими иллюзиями и гасим ощущение вседозволенности. Дорога – одно из немногих мест, где встречаются представители разных социальных слоев. И закон для всех один: если ты нарушил правила, надо платить: деньгами, здоровьем, иногда жизнью. Поэтому оставим своего героя на денек в «обезьяннике», даже пусть получит условный срок – ему не помешает хорошая встряска, «холодный душ». Это лучше, чем если он в очередной раз превысит скорость, вылетит на встречку и, возможно, даже покалечит кого-нибудь. Это не просто воспитательные меры, не исключено, что так мы спасаем жизнь своему ребенку.

Книга Марины Мелии «Наши бедные/богатые дети»

Фото: архив tatler; Instagram