Талантливы и сексуальны: музы Вуди Аллена

По собственному признанию, он снимает только тех, с кем завел бы роман.
Музы Вуди Аллена Скарлетт Йоханссон Рэйчел Макадамс Пенелопа Крус Наоми Уоттс и другие

Вуди Аллен: «Я безум­но люблю женщин!» (на фото — Скарлетт Йоханссон и Вуди Аллен)

«Я безумно люблю женщин, — Вуди Аллен мог бы этого и не говорить. — Мне даже больше нравится, когда интервью у меня берет дама. Я и самообразованием занялся, чтобы меня любили. Не раз делал вид, что разбираюсь в древнегреческой философии или обожаю Родена, – только чтобы понравиться».

Кино он стал снимать ровно по этой же причине. А уж никак не от любви к такой скукоте, как искусство.

В каждом из его фильмов (фильмография Аллена обширна: более сорока режиссерских работ и шестьдесят восемь сценарных) есть актриса-фетиш, ради которой, собственно, все задумывалось. Начиная с «Бананов», первого полного метра по его сценарию, написанного для второй жены, актрисы Луиз Лэссер. И заканчивая недавней «Полночью в Париже». Там девушек целых три. Две француженки: Марион Котийяр, в нее все влюблены, и Карла Бруни — не в связи ли с предстоящими президентскими выборами во Франции ей досталась роль без любви?

Третья — канадская актриса Рэйчел МакАдамс: ее героиня противная, но соблазнительная. «Я хотел, чтобы она сыграла плохую девчонку. Но сексуальность, несмотря на скверный характер, делает ее интересной. Схожу с ума по Рэйчел, — признался Вуди, — но у меня это в порядке вещей. Я всегда восхищаюсь женщинами из моих фильмов. Они вызывают во мне желание. С каждой из них я хотел бы пойти на свидание».

Рэйчел МакАдамс

Мотивы вуманайзера Вуди очевидны. Такие же когда-то были у Альфреда Хичкока, который, будучи по-собачьи преданным жене Альме, желал Грейс Келли всей мощью кинематографического таланта.

Кардиограмма связей Вуди Аллена, впрочем, куда более разнообразна. На ней кроме постоянных необратимых изменений есть даже обширные инфаркты. Типа брака с Мией Фэрроу, закончившегося женитьбой актера на ее приемной дочери Сун-Йи. Его с Фэрроу сын после этой истории навсегда отвернулся от гулящего папаши, взяв фамилию матери.

Со всеми остальными партнершами и бывшими музами Вуди, что называется, остался друзьями: благодарные за собственный вклад в кинематограф, внесенный его талантом, они прощали ему новые увлечения. Дайан Китон, третья жена, получила «Оскара» за роль в «Энни Холл».

О Китон Вуди всегда вспоминает с нежностью. «Будучи артистом стендап-комеди, читая монологи с эстрады, я писал их под себя. И не представлял рядом с собой партнершу. Не знал, как делать женский характер и диалоги. Но потом повстречал Дайан. У нас закрутился роман, мы стали много времени проводить вместе, я начал сочинять для нее. Китон — мощнейшая личность. Она очень сильно на меня повлияла. К тому времени, когда рождался сценарий «Энни Холл», женские образы мне давались даже лучше, чем мужские».

Вуди Аллен ненавидит кастинги, а актрис примечает в фильмах других режиссеров. «Я слишком застенчив для того, чтобы вот так запросто встречаться с актрисами. Первую встречу я пытаюсь сделать как можно более краткой. Мне просто нужно понять, не набрала ли она лишних килограммов и не испортила ли себя пластическими операциями. Важно, чтобы красота была естественной».

Ему очень понравилась игра Рэйчел МакАдамс в «Незваных гостях», он запомнил ее и решил, что обязательно напишет роль. Увидев Пенелопу Крус в «Возвращении», тут же придумал для нее художницу Марию Елену в «Вики Кристине Барселоне».

Пенелопа Крус (кадр из фильма «Вики Кристина Барселона»)

«Мы с Вуди встретились в Нью-Йорке секунд на сорок, — вспоминает Крус. — Когда я вышла из кабинета, его помощники хором сказали: «Надо же, ты пробыла там так долго, обычно это одно мгновение». Вуди сказал, что видел «Возвращение» и что сочинил для меня роль. Я была счастлива: мне ужасно нравится Вуди, его честность, полное отсутствие фальши и светскости. Он говорит мало и только о важном».

«Он взял меня в «Манхэттен» после того, как заметил в моем первом фильме «Губная помада», — вспоминает Мэриэл Хемингуэй. — Его никто, кроме Вуди, по-моему, и не смотрел. Я была простой деревенской девушкой без особых амбиций. И когда Вуди позвонил нам домой — а жила я в Айдахо, — маме пришлось долго объяснять мне, кто он такой. Я знала только один его фильм — «Спящий», и мне казалось, что это ужасное кино. Но я поехала к нему в Нью-Йорк. Почитала роль вслух, вышло чудовищно, но что-то он во мне увидел. Мне было всего шестнадцать, когда я снялась в «Манхэттене», семнадцать, когда фильм вышел, и восемнадцать, когда меня номинировали на «Оскар».

В «Манхэттене» Хемингуэй играет юную подружку стареющего героя. «Первый в жизни поцелуй взасос перед камерой случился с Вуди Алленом на глазах у съемочной группы. Перед съемкой я практиковалась, целуя свою руку. После того как сняли сцену, я бросилась к оператору: «Умоляю, скажите, мне ведь не придется делать это еще раз?».

Трейси, героиня Хемингуэй, — отнюдь не пустышка, живущая за счет мужчин. Умная и образованная, она в итоге оказывается порядочнее и человечнее своего старого любовника. «В реальной жизни у нас с Вуди не было романтических отношений. Но благодаря ему я очень выросла. Он часто брал меня с собой в музеи и на концерты. Вся мудрость, которая есть в героине, — это его мудрость».

«Чтобы работать с актрисой, мне нужно в нее влюбиться, — обозначает Аллен свой творческий метод. — Я, конечно, имел представление о том, кто такая Пенелопа Крус. Но когда она вошла в мой офис, я обомлел: она оказалась гораздо красивее, чем в кино. Пенелопа еще не произнесла ни слова, но я уже знал, что напишу для нее роль».

Хавьер Бардем, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус и Вуди Аллен на съемках фильма «Вики Кристина Барселона»

Так появилась Мария Елена — бывшая жена ловеласа Хуана Антонио, которого играет Бардем. Периодически Мария Елена впадает в такую ярость, что хочет убить Хуана Антонио, и тем не менее она — любовь его жизни.

«Я не хотела делать героиню сумасшедшей, — объясняет Крус. — А вот Вуди умеет с удивительной легкостью посмеяться над тем, что обычно смущает людей или причиняет им боль. На премьере в Каннах я думала: «Почему люди смеются, ведь то, что происходит с героями, совсем не смешно?»

«Я настолько доверяю Пенелопе, — говорит режиссер, — что разрешил в «Вики Кристине» им с Бардемом импровизировать. Они что-то говорили по-испански, а я за режиссерским пультом вообще не понимал, о чем речь. Но не волновался. В моих фильмах женщина должна быть живой. И одновременно — моей фантазией, моей мечтой».

Скарлетт Йоханссон

Сцену первого появления Скарлетт Йоханссон в «Матч-пойнте» Аллен переснимал четыре раза. Продумывал каждую мелочь: прическу, цвет одежды, угол падения света. Хотел, чтобы зритель сразу восхитился Скарлетт так же безоговорочно, как восхищался ею он сам.

К некоторым актрисам Аллен присматривался долго. Кое к кому — до сих пор. Все намеревается поработать с Кейт Бланшетт («она такая смешная в «Талантливом мистере Рипли») и Риз Уизерспун («но для нее нужна очень достойная роль»).

Джонатан Рис Майерс и Скарлетт Йоханссон (кадр из фильма «Матч-пойнт»)

А вот девушка Наоми Уоттс созрела. «Я держал Наоми в поле зрения несколько лет. И в конце концов взял ее в фильм «Ты встретишь таинственного незнакомца», где Уоттс играет вечно недовольную жену волокиты-мужа. Очень смешно и очень сексуально. Посмотрев «Не будите спящую собаку», я влюбился в Теа Леони. Хвалюсь редко, но «Голливудский финал» с ее участием — отличнейший фильм».

Аллен играет режиссера, ослепшего ровно перед началом съемок. Поскольку признаваться в этом алчному продюсеру очень страшно, бывшая жена страдальца в исполнении Леони становится его глазами и помогает не завалить фильм. На съемках у них оживают старые чувства, они снова влюбляются друг в друга.

Наоми Уоттс

Как и многие любимицы Аллена, Теа — девушка высокого роста. Союз длинной героини с коротышкой — традиционный комедийный прием, полностью убивающий эротику. Но только не в случае Вуди Аллена. Человек, попавший в миллион мировых рейтингов как «самый сексуальный мужчина в мире», сумел сделать объектом желания свои другие достоинства — блестящий ум и чувство юмора. Более того: благодаря его усилиям сексуальными вдруг оказались такие качества, как занудство и нервическая интеллигентность. Поэтому он никогда не против того, чтобы женщины были выше на голову – это слегка повеселит зрителя, но точно не снизит градус напряжения между героями. «Когда мы снимали «Загадочное убийство на Манхэттене», я хотел, чтобы зрители видели, насколько Анжелика Хьюстон высокая. Чтобы это бросалось в глаза в сцене, где мы целуемся. И это мы еще сидим на диване. Если бы стояли, мне пришлось бы целовать ее в пупок».

Когда Аллен говорит про своих актрис, его взгляд становится мечтательным и отстраненным. Все эти женщины будто играют в воображаемом фильме, который всю жизнь нон-стопом снимается в его мозгу. Втором, по его выражению, любимом органе.

Теа Леони

Фото: Getty, Splash