1. Главная
  2. Герои
Герои

Что роднит Ксению Собчак с Джеком Лондоном, а Светлану Бондарчук с Дон Кихотом: что такое соционика и чем она может быть полезна

К соционике у западного мира уже сформировался иммунитет. А светская Россия только начинает ею болеть. Катя Ланцман объясняет, зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой».
реклама
№11 Ноябрь 2020
Материал
из журнала
13 Января 2021

«Просто он Жуков, а она Достоевский, поэтому и не сложилось» – для большинства людей это бессмысленный набор слов, а для нас с моей подругой Элен (Элен Манасир. – Прим. «Татлера») – отрывок из будничного телефонного разговора. Обычно на этом моменте мой муж, неисправимый скептик (кстати, это свойственно «Робеспьерам»), картинно закатывает глаза: «Вы ведете себя как утомленные рутиной дамы двадцатых годов на спиритических сеансах» (связь с началом ХХ века в нашем новом хобби, кстати, есть: позже расскажу какая).

Кто-то на карантине увлекся готовкой, кто-то – гаданиями на картах Таро, а кто-то (как мы с Элен) – личностным типированием. Один из самых популярных и доступных его видов называется соционикой. Не путать с human design, трансерфингом реальности, нумерологией, астрологией и прочим гаданием на кофейной гуще. Соционика – это наукообразная теория, которая гораздо ближе к психологии, чем к эзотерике.

Названия социотипов – ими и являются в числе прочих все эти «Жуков», «Достоевский» и «Робеспьер» – обозначают определенные комбинации признаков, то есть типы восприятия окружающего мира. Всего социотипов шестнадцать, считается, что ими можно описать всех людей на Земле.

Человеческая история знает великое множество типирований психики – от ведических делений на варны и аюрведической концепции дош до современного американского типирования Myers–Briggs, или MBTI. Последнее уже несколько десятилетий используют в зарубежных университетах и школах при определении профориентации учащихся, а в корпорациях уровня Coca-Cola, Microsoft и Procter & Gamble – в ходе тимбилдингов. MBTI используют для «прокачки» команд в консалтинговых фирмах PWC и Deloitte и даже в Королевских ВВС Великобритании.

реклама

Помните всезнающего корпоративного психотерапевта Венди из сериала «Миллиарды»? Ее умение молниеносно распознавать людей не просто «чуйка», а работа по системе, очень напоминающей MBTI. Проведя с человеком чуть больше часа в терапевтической сессии, Венди уже знает его слабые и сильные стороны, может прогнозировать поведение, понять ценности и определить подходящие стимулы.

Теперь попробую перевести все это на татлеровский язык. Очевидно, что дизайнеры-интроверты Эди Слиман и Фиби Фило максимально отличаются от эпатажных Ричарда Куинна или Вирджила Абло. Не столько даже в творчестве, а просто как люди. Одна и та же профессия, одинаковый ритм выпуска коллекций и круг задач, но какой разный подход и поведение! Они просто не могут вести себя иначе – потому что воспринимают и отдают информацию в этот мир совершенно по-разному. Сравните, к примеру, двух последних американских президентов: интуитивного интроверта Обаму и экстравертного сенсорика Трампа. Одна роль и очень разное резонирование в медиапространстве.

У каждого из нас есть знакомый, который превращает жизнь в праздник (Вика Шелягова, социотип «Гюго»). Который идиллически занимается бытом, как Екатерина Мечетина (социотип «Дюма»), или, наоборот, никогда не был замечен ни в одном припадке хозяйственности, как Светлана Бондарчук (социотип «Дон Кихот»). Который жить не может без путешествий и приключений, как Вика Манасир (социотип «Джек Лондон»). Кстати, Ксения Собчак тоже «Джек Лондон» (хотя она по всем показателям должна была бы быть нетипологизируемым объектом). Сама Ксения Анатольевна увлеклась соционикой, конечно, чуть ли не раньше всех в Москве, «лет пять назад», «большой ее фанат» и считает «очень интересной и серьезной штукой».

В основе соционики и ее западного аналога MBTI лежит теория психотипов Карла Густава Юнга, сформулированная в 1921 году. Юнг разделил людей на несколько групп. Логики ценят факты и цифры. Этикам очень важны эмоции. Сенсорики – материалисты, уважают физический комфорт и живут здесь и сейчас. Интуиты – фантазеры и творцы. Еще есть экстраверты (их сознание направлено во внешний мир) и интроверты (их сознание по большей части направлено внутрь себя).

Кто-то на карантине увлекся гаданием на картах таро, а кто-то – соционикой.

В 1970-м в далеком от Швейцарии СССР литовский экономист Аушра Аугустинавичюте на основе трудов Юнга представила свою теорию интертипных отношений – дала условным типам названия из современной ей массовой культуры. Сегодня «Дон Кихота» назвали бы «Илоном Маском», «Наполеона» – «Трампом», а «Гексли» – «Кэрри Брэдшоу». Тем не менее эти условные названия устоялись, менять их никто не собирается, но делать скидку на несколько устаревшие образы надо обязательно. Иначе голову сломаете, пытаясь понять, что особенно этического и интровертного было в писателе Александре Дюма.

Противники соционики апеллируют к тому, что у экономиста Аугустинавичюте не было специализированного образования, что типы названы весьма условно. Что ни одного масштабного исследования психотипов пока проведено не было, что каждый адепт соционики типирует по-разному и пытается перетянуть на себя одеяло. Есть свои подходы и у московских психологов. Жена Яна Яновского Лена Фейгин, учившаяся психологии в Америке и владеющая MBTI и другими западными типологиями, сейчас даже пишет диссертацию о собственном методе психологического типирования – психономике (он базируется на постулате о том, что существует восемь видов интеллекта).

Лично мне наиболее адекватным подходом кажется система украинца Андрея Божко. Он типирует людей, основываясь на семантике их речи: час-полтора по своему опроснику интервьюирует, затем математически подсчитывает процентное соотношение различных функций. Их комбинация и формирует социотип. «Социотип проявляется, когда разные сферы жизни человек описывает одними и теми же категориями, – объясняет Андрей. – Например, делает акцент на цифрах, фактах, статистике, говоря и о свадьбе друга, и о нересте осетровых в Атлантике». Один человек будет оперировать категориями времени, как любит делать интуит Юрий Дудь («однажды/ когда я учился в седьмом классе»). Другой, как сенсорик Екатерина Андреева, многократно сделает акцент на сенсорном комфорте: «Мне было уютно/ прохладно/вкусно».

Даже моду разные социотипы потребляют по-разному. Возьмем два ярких примера. Богемный стиль Наташи Гольденберг отчасти укладывается в ее социотип: она интровертный интуит, и ее луки неочевидны и не примитивны, за ними стоит сложная система Наташиных увлечений, ролевых моделей и источников вдохновения в искусстве, кино. Для экстравертного сенсорика Яны Рудковской одеться модно означает надеть «все лучшее сразу». Согласитесь, представить Наташу in Yana’s shoes невозможно, и наоборот.

За креативными идеями идите к «Дон Кихоту», они прирожденные генераторы инноваций.

Чем же полезна соционика обычному татлеровскому человеку? Во-первых, она помогает узнать и прокачать (это самое важное) свои сильные и слабые стороны – зачем терять время на нелюбимое дело, если можно играючи заниматься тем, к которому вы реально предрасположены?

Во-вторых, соционика помогает выстраивать отношения и найти «своих» людей. «Соционика никогда не подскажет вам, умный человек или глупый, осознанный или невежественный, но с хирургической точностью укажет на ваши болевые точки соприкосновения», – убежден Андрей Божко. Понятие «своего человека» станет более конкретным. С четырьмя социотипами у каждого из нас приятные, легкие отношения, с четырьмя – менее спонтанные, с восемью – нейтральные. Вы все это и так чувствуете в повседневной жизни, соционика лишь артикулирует очевидное и показывает, как мирно выстроить общение с любым человеком.

«Соционика очень помогает в наборе небольшой, но эффективной команды, – рассказывает бренд-директор медтехстартапа Bioniq Яна Кушнер, которая увлекается соционикой уже десять лет. – Вот бы все резюме приходили с пометкой социотипа соискателя! Кстати, считается, что типизировать детей некорректно: до определенного возраста они сильно «зеркалят» свое окружение. Но я уже вижу явные различия в их психотипах. Благодаря в том числе и соционике я прекрасно знаю, какие методы работают с сыном, а какие – с дочерью. Например, я не теряю времени на то, чтобы уговорить Бена пойти на детскую елку – я точно знаю, что он откажется и совершенно об этом не пожалеет, напротив, вздохнет с облегчением».

Вот и я уже знаю, кого найму для запуска своего стартапа – «Максимов Горьких» и «Жуковых». Они рождены, чтобы пробивать лбом стены, им нет равных в достижении четко поставленных целей, при этом они не заходят на чужую территорию и им нравится играть по правилам. В поиске креативных идей я проконсультируюсь с «Дон Кихотом», они прирожденные генераторы инноваций в любом масштабе.

Домашний персонал я тоже подбираю по социотипам. Очевидно, что на роль няни для младенца подойдет уравновешенная и заботливая женщина социотипа «Дюма». А вот, к примеру, «Наполеон», который склонен доминировать в любой ситуации и не приемлет субординацию, у меня дома будет совершенно не функционален. Знала бы я все это раньше, избежала бы череды увольнений.

Еще пример: в машине по дороге на встречи я люблю делать кучу дел, поэтому водитель мне нужен интровертный – и мне, и ему будет одинаково комфортно в тишине. Ездить каждый день с общительным «Гексли», который сильно обидится, если попросить его помолчать или хотя бы не пересказывать восьмой раз историю про троюродную сестру его тетки, лично для меня – каторга.

Ключевое здесь – «лично для меня», моего социотипа. Для кого-то домработница типа «Наполеон», которая выстроит быт, возьмет на себя ответственность, будет незаменимым управленцем. «Не стоит недооценивать феномен дуальности, – рассказывает Элен Манасир. – Когда я начала вникать в соционику, то удивилась, что все крепкие пары среди моих знакомых образованы дуалами. Дуальность – это принцип построения отношений на основе взаимодополняемости. Считается, что идеальная совместимость – у полных противоположностей. Два дуала – это сверхпара, поддерживают друг друга по слабым функциям и дают возможность максимально проявить сильные. Каждый получает от другого то, что нужно, естественным образом».

Некоторые постулаты соционики для неподготовленного читателя могут прозвучать довольно категорично. Безусловно, соционика – это лишь вспомогательный инструмент: не надо забывать, что отношения строят люди, а не социотипы. Дедушка Юнг был, кстати, очень доволен своими наблюдениями, но не считал теорию психотипов законченной и в письмах к друзьям иронично называл ее «салонной забавой». На самом деле соционика помогает любить людей во всем их многообразии, объясняет мотивацию чужих поступков, учит принятию тех, кто не похож на тебя, и – что в наше время поважнее прочего – позволяет понять, что же имеется в виду под остроактуальным тезисом Diversity makes sense.

Фото:Getty Images, Legion-Media

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует